Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 декабря 2005 г. N Ф04-8832/2005(17732-А03-25)
(извлечение)
Предприниматель Карнаухов Олег Николаевич обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула (далее - налоговый орган) от 29.03.2005 N РА-12-06 в части доначисления НДС в размере 2 218 343,95 руб. пени - 563 282 руб., штрафа - 443 668 руб.
Заявление мотивировано тем, что в проверяемый период Карнаухов О.Н. применял упрощенную систему налогообложения, свою деятельность осуществлял на основе договоров комиссии с ООО "Ледь" от 03.01.2003 и с ООО "Конти-Сервис" от 03.08.2003, поэтому в силу статьи 156 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой базой для него является сумма дохода, полученная в виде комиссионного вознаграждения. Указывает, что в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации его выручка должна определяться не от продажной цены товара, а от оказания услуг комитенту, поскольку выручка от продажи товаров будет являться выручкой комитента. По заявлению предпринимателя возбуждено дело N А03-5886/05-14.
В свою очередь налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Карнаухова О.Н. задолженности по НДС, пени, штрафа в общем размере 3 231 183 руб. согласно решению от 29.03.2005 N РА-12-06, по которому возбуждено дело N А03-4748/05-14.
Определением арбитражного суда от 25.05.2005 дела N АОЗ-4748/05-14 и N АОЗ-5886/05-14 объединены в одно дело N АОЗ-5886/05-14, поскольку они основаны на одном решении налогового органа.
Решением арбитражного суда от 18.07.2005 заявленные предпринимателем О.Н. Карнауховым требования удовлетворены. Признано недействительным решение налогового органа в части доначисления НДС в размере 2 218 343,95 руб., пени - 563 282,75 руб., штрафа - 443 668,79 руб.
По встречному заявлению налогового органа с О.Н. Карнаухова взыскан единый налог в размере 978 руб. и пени в сумме 106,93 руб., которые предпринимателем не оспаривались В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшееся по делу решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных встречных требований инспекции. Доначисление предпринимателю НДС за 2003 год, пени и штрафа считает правомерным и обоснованным в связи с тем, что Карнаухов О.Н., не являясь налогоплательщиком НДС в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации являлся лицом, в обязанность которого вменено уплачивать в бюджет данный налог в установленном законом порядке, поскольку он в выставляемых покупателям счетах-фактурах выделял суммы НДС.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержала доводы, изложенные в жалобе. Предприниматель Карнаухов О.Н. против доводов кассационной жалобы возражал, просил оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения выездной налоговой проверки предпринимателя Карнаухова О.Н. за период с 24.12.2002 по 31.03.2004 инспекцией установлено, что предприниматель, переведенный на упрощенную систему налогообложения, в нарушение пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации не исчислял с 01.01.2003 по 31.12 2004 и не уплачивал в бюджет НДС, тогда как должен был это делать в случае выставления налога в счетах-фактурах покупателям. По результатам проверки вынесено решение от 29.03.2005 N РА-12-06, согласно которому предпринимателю доначислен НДС, соответствующие пени и взыскан штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В своем решении налоговый орган указал, что предприниматель, выступая комиссионером по договору комиссии с ООО "Ледь" (комитент), за 2003 год реализовал товар, принадлежащий обществу, с учетом наценки на сумму 24 620 017,67 руб. и с выставлением НДС - 4 924 003,53 руб., тогда как от комитента он получил этот же товар на сумму 23 930 657 руб., в том числе НДС - 3 988 442 руб. Дополнительная наценка 4 677 803,12 руб. Карнауховым О.Н. комитенту не передана и НДС с этой дополнительной наценки в бюджет ООО "Ледь" не уплачен. Также Карнаухов О.Н.
предъявленный покупателям налог в бюджет не уплатил. Аналогичная ситуация отражена по договору комиссии, заключенному предпринимателем с ООО "Конти-Сервис" (комитент).
Карнаухов О.Н. реализовал товар, принадлежащий обществу, на сумму 15 274 028 руб., в том числе НДС - 2 545 671,40 руб., который в бюджет не уплачен.
Принимая решение по делу, и признавая решение налогового органа недействительным в оспариваемой предпринимателем части, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС.
Вместе с тем, в силу пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся налогоплательщиками или налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанности налогоплательщика, обязаны исчислить и уплатить в бюджет сумму налога, указанную в соответствующем счете-фактуре, переданной покупателю товаров (работ, услуг).
Судом установлено, что согласно заключенным договорам комиссии с ООО "Ледь" от 03 01.2003 и с ООО "Конти-Сервис" от 03.08.2003, Карнаухов О.Н. (комиссионер) от своего имени реализовал товар, принадлежащий обществам-комитентам по ценам выше, чем получал от них, с выделением в счетах-фактурах НДС. По договору с ООО "Ледь" предприниматель получал за свои услуги комиссионное вознаграждение в виде 1% от суммы реализованного им товара и оставлял у себя доход, полученный от применения завышенной цены реализации товаров; по договору с ООО "Конти-Сервис" получал комиссионное вознаграждение в размере 0,2% от всех сумм, полученных от реализации товаров, принадлежащих обществу, по цене товара указанной в счете-фактуре комитента. При этом предприниматель НДС, полученный с покупателей от применения завышенной цены, в бюджет не уплатил, В силу статей 990, 991, 996 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом вещи, поступившие к комиссионеру от комитента являются собственностью комитента.
Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а также дополнительное вознаграждение в размере и порядке, предусмотренном договором.
С учетом указанных норм, суд правильно отметил, что поскольку комитент является плательщиком НДС, то предприниматель обязан был выписать покупателю товара счет-фактуру с выделением НДС, а исходя из условий договора комиссии от 03.01.2003, заключенного с ООО "Ледь", доход, полученный комиссионером за счет разницы в ценах (установленных комитентом и выставленных покупателям) являются собственностью комиссионера.
Кроме того, судом установлено, что доход, полученный предпринимателем по договорам комиссии в виде вознаграждения и от разницы в цене, учтен им при исчислении единого налога по упрощенной системе налогообложения, который заменяет собой и уплату НДС. Доказательства, опровергающие указанное обстоятельство, не отражены в материалах проверки и также не представлены инспекцией в ходе судебного разбирательства.
Таким образом, суд, исследовав обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу, что поскольку Карнаухов О.Н. продавал товар по поручению комитента, являющегося плательщиком НДС, соответственно, доначисление предпринимателю налога, пени и штрафа за его неуплату в данном случае неправомерно в силу статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы налогового органа относительно недобросовестности осуществления предпринимателем обязанностей налогоплательщика, а также о фиктивном характере сделки с ООО "Конти-Сервис" правомерно отклонены судом, поскольку не легли в основу оспариваемого решения инспекции.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 18.07.2005 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-5886/05-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 декабря 2005 г. N Ф04-8832/2005(17732-А03-25)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании