Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 декабря 2005 г. N Ф04-8763/2005(17562-А70-35)
(извлечение)
Индивидуальный предприниматель Витковский Олег Григорьевич, г. Тюмень (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации г. Тобольска (далее - администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора земельного участка по адресу: Тюменская обл., г. Тобольск, 4 мкр., д. 38 "б".
Решением арбитражного суда от 02.08.2005 удовлетворены заявленные предпринимателем требования.
Арбитражный суд исходил из того, что отсутствуют препятствия для вынесения решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.09.2005 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты. Считает, что нельзя обязать орган местного самоуправления непродуманно и необоснованно выделять земельные участки под строительство только по одному желанию заявителя. Распоряжением N 1356 от 14.06.2005 предпринимателю отказано в утверждении проекта границ земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель указывает, что нормы Земельного кодекса Российской Федерации обязывают администрацию обеспечить выбор земельного участка. Просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, учитывая доводы представителей сторон, изложенные в судебном заседании, считает принятые по делу решение и постановление подлежащими отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что предприниматель обратился в администрацию с заявлением от 04.08.2004 о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке общей площадью 851 кв.м, расположенном по адресу: Тюменская обл., г. Тобольск, 4 мкр., д. 38 "б", для строительства магазина и благоустройства прилегающей территории и предоставлении участка в аренду. На основании заявления предпринимателю выдан акт выбора земельного участка N 83 от 18.08.2004. Администрация приняла распоряжение от 14.06.2005 N 1356 об отказе в утверждении проекта границ земельного участка. Основанием для принятия такого распоряжения послужили, по мнению администрации, разработка Генерального плана г. Тобольска и отсутствие проекта застройки 4 мкр. г. Тобольска, а также общественное мнение жителей 4 мкр. г. Тобольска.
Арбитражный суд, удовлетворив заявленные предпринимателем требования и обязав заинтересованное лицо рассмотреть по существу заявление предпринимателя от 04.08.2004 о предварительном согласовании места размещения объекта, принял решение с нарушением норм материального права.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
Как следует из статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является, в частности, включение этих земельных участков согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" в состав земель населенных пунктов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ прво собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием для государственной регистрации права собственности являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, расположенных на территории Тюменской области, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, до настоящего времени не издано.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 утверждены Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, согласно пункту 1 которых земельные участки, находящиеся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, орган местного самоуправления до разграничения государственной собственности на землю вправе распоряжаться земельными участками, входящими в состав земель населенных пунктов.
Поскольку местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, глава местной администрации, который руководит ею на принципах единоначалия, вправе принимать решения по вопросам предоставления земельных участков, на что обоснованно указал суд в решении.
Статья 15 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" противоречит указанным выше правовым актам, поскольку ограничивает полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации индивидуальным предпринимателям земельные участки для строительства предоставляются в аренду с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Как следует из пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; 4)принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Таким образохМ, для принятия в установленном пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации порядке решения о предварительном согласовании места размещения объекта необходимы следующие документы: 1) акт о выборе земельного участка для строительства; 2) утвержденные органом местного самоуправления проекты границ земельных участков.
Руководство местной администрацией глава администрации осуществляет путем издания постановлений и распоряжений, как это следует из пункта 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Других форм осуществления руководства законодательством не предусмотрено.
Таким образом, по вопросу утверждения проектов границ земельных участков необходимо принятие главой администрации ненормативного правового акта.
Суд в решении указал, что администрация обязана произвести выбор земельного участка. Указанная обязанность исполнена. Выбор земельного участка администрацией обеспечен, о чем свидетельствуют акт N 83 от 18.08.2004 и проект границ земельного участка, однако проект не утвержден. Законом на администрацию обязанность в любом случае утвердить проект границ земельного участка не возложена.
Поскольку распоряжением главы администрации от 14.06.2005 N 1356 отказано в утверждении границ земельного участка, принятие решения в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации невозможно до признания указанного распоряжения, при наличии к тому оснований, недействительным.
Удовлетворяя требование предпринимателя, суд в решении указал, что имеющиеся обстоятельства (мнение части жителей г. Тобольска, длительное выполнение генерального плана города, достаточность объектов и другие) не могут быть законным основанием для решения соответствующих проблем социального характера вообще и, в частности, для осуществления выбора земельного участка и определения возможности его предоставления под строительство.
Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства с целью предоставления возможности населению осуществить свое право на участие в решении вопросов, затрагивающих интересы населения.
Таким образом, суд обязан был исследовать и дать оценку обращению части жителей г. Тобольска, свидетельствующему о несогласии на строительство объектов торговли на истребуемом предпринимателем земельном участке.
Кроме того, в акте о выборе земельного участка, имеющемся в материалах дела, не указан адрес земельного участка, что делает невозможным определить в соответствии с частью 1 статьи 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость указанного акта к настоящему делу.
Акт о выборе земельного участка не подписан четырьмя членами комиссии из одиннадцати. Указанному обстоятельству суд также не дал оценки.
Исходя из изложенного, принятые по делу судебные акты подлежат отмене в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть замечания кассационной инстанции и разрешить спор в соответствии с нормами действующего законодательства, а также разрешить вопрос о государственной пошлине, в том числе, за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частями 1-3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 02.08.2005 Арбитражного суда Тюменской области и постановление апелляционной инстанции от 21.09.2005 по делу N А70-5027/29-05 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 декабря 2005 г. N Ф04-8763/2005(17562-А70-35)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании