Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 1 февраля 2006 г. N Ф04-9/2006(19226-А70-6)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская Бизнес Компани" (далее - ООО "Сибирская Бизнес Компани") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени N 2 (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 05.03.2005 N 12-19/52.
Решением арбитражного суда от 30.08.2005 заявленные ООО "Сибирская Бизнес Компании" требования удовлетворены частично, решение налогового органа о г 05.03.2005 N 12-19/52 о привлечении ООО "Сибирская Бизнес Компани" к налоговой ответственности признано недействительным в части начисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за январь 2004 года по экспортной сделке в сумме 256 833.34 руб., пени в сумме 32 816 руб., налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 51374,07руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.10.2005 решение суда изменено в части отказа в признании недействительным решения налогового органа о привлечении ООО "Сибирская Бизнес Компани" к налоговой ответственности. В этой части принят новый судебный акт. Решение налогового органа от 05.03.2005 N 12-19/52 признано недействительным в части отказа в возмещении НДС в сумме 478 894,22 руб., начисления пени на эту сумму, и привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, как принятое с нарушением норм материального права, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Сибирская Бизнес Компани" просит оставить без изменения постановление апелляционной инстанции.
В судебном заседании .представители сторон поддерживали свои доводы изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность постановления апелляционной инстанции арбитражного суда, исходя из доводов.
содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, считает, что постановление апелляционной инстанции арбитражного суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Сибирская Бизнес Компани" 20.02.2004 представлена в налоговый орган отдельная налоговая декларация по НДС за январь 2004 года по налоговой ставке 0 процентов, в которой предъявлен к вычету НДС в сумме 478 894,22 руб.
По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение 05.03.2005 N 12-19/52, о привлечении ООО "Сибирская Бизнес Компании" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 70Р59руб. Кроме того, налоговый орган доначислил ООО "Сибирская Бизнес Компани" НДС по экспортной сделке в размере 256833,34руб., НДС по внутреннем} рынку в размере 146565,61руб., и предложено уплатить пени в сумме 47148руб.
Не согласившись с решением налогового органа ООО "Сибирская Бизнес Компани" обратилось в арбитражный суд.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, удовлетворив требования заявителя не учел следующее.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).
Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и при наличии соответствующих первичных документов. Пунктом 3 статьи 172 НК РФ определено, что вычеты сумм налога, предусмотренных в статье 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ (при экспорте продукции), производятся в случае представления в налоговые органы.
Таким образом, для применения вычетов по НДС налогоплательщик обязан доказать правомерность своих требований. При этом док"менты, представленные налогоплательщиком, должны отвечать установленным требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает правовые последствия.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции, должны соответствовать фактическим обстоятельствам.
Следовательно счета-фактуры составляются на основе уже имеющихся документов и должны отражать конкретные факты хозяйственной деятельности, подтверждаемые такими документами.
Требования к порядку составления счетов-фактур относятся не только к полноте заполнения всех реквизитов, на и к достоверности содержащихся в них сведений.
Законодательство о налогах и сборах не устанавливает прямую обязанность налогоплательщика проверять достоверность сведений, указанных поставщиком товара в выставленных счетах-фактурах. Однако, исходя из основных задач бухгалтерского учета, указанных в Федеральном законе Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", налогоплательщик не лишен права затребовать от контрагента по договору документы, подтверждающие достоверность сведений, указанных в представленных документах.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является осуществляемая на свой риск деятельность.
Следовательно, налогоплательщик, не воспользовавшийся своим правом обеспечить документальное подтверждение достоверности сведений, на основании которых он претендует на налоговые вычеты, несет риск неблагоприятных последствий своего бездействия.
С учетом правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 12.10.1998 N 24-П и от 25.07.2001 N 138-0 установленный законодательством о налогах и сборах порядок возмещения НДС из бюджета распространяется только на добросовестных налогоплательщиков.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-0 указано, что разрешение вопроса о добросовестности или недобросовестности налогоплательщика при исполнении им налоговых обязанностей и реализации прав на возмещение сумм налоговых вычетов, относится к компетенции арбитражных судов.
Выводы апелляционной инстанции арбитражного суда об обоснованности заявленных ООО "Сибирская Бизнес Компани" сумм налога к вычету изложены в общей форме без ссылки на конкретные доказательства по каждому контрагенту.
В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом установлено, что ЗАО "Запсибпромресурс", являющегося поставщиком продукции для ООО "Сибирская Бизнес Компани", не зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц, на учете в налоговом органе не состоит. Контрагент ООО "Нокс" отсутствует по юридическому и фактическому адресам, не представляет бухгалтерскую и налоговую отчетность с 2003 года.
Из акта выездной налоговой проверки от 09.02.2005 N 12-19/27 и решения налогового органа от 05.03.2005 N 12-19/52 следует, что не установлены в ходе встречной проверки ООО "Сибмашсервис - 3000" (контрагент ООО "Сибирская Бизнес Компачи") факты отгрузки и оплаты по счетам-фактурам N 110 от 28.08.2003 и N 115 от 03.09 2303, а также факты отгрузки продукции по счету-фактуре N 8 от 21.01.2003.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган также указывал на данные факты.
Однако арбитражный суд апелляционный инстанции не дал им оценки, тем самым нарушил требования пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, постановление апелляционной инстанции вынесено с нарушением норм процессуального права по неполно исследованным обстоятельствам и материалам дела, что могло привести к принятию неправильного решения по делу.
При новом рассмотрении необходимо устранить допущенные нарушения, рассмотрев с учетом норм действующего законодательства и единообразия судебной практики, распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тюменской области от 28.10.2005 по делу N А70-3875/20-05 отменить и дело направить на новое рассмотрение в эту же инстанцию арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 февраля 2006 г. N Ф04-9/2006(19226-А70-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании