Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 ноября 2004 г. N Ф04-8083/2004(6267-А81-18)
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Надыму (далее - Инспекция МНС ) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное строительное предприятие" (далее по тексту - ЗАО "РЭСП" г. Надым суммы задолженности по обязательным страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды и пени в общей сумме 16 431 718,17 рублей.
Заявленные требования Инспекция МНС мотивировала фактическим отсутствием возможности исполнить нормы статьи 70 Налогового кодекса РФ, т.е. соблюсти сроки по направлению требования плательщику об уплате налогов и сборов, в виду того, что налоговые органы приняли от государственных социальных внебюджетных фондов задолженность по обязательным страховым взносам в виде сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2001 с уже истекшим сроком для направления требования. Кроме того, по мнению налогового органа, Налоговый кодекс РФ определяет порядок принудительного взыскания неуплаченных сумм налогов и сборов, а также пени, но не предусматривает принудительного порядка взыскания взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Соответственно, срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки во внебюджетные фонды не исчисляется по правилам, установленным настоящим Кодексом.
Решением от 09.04.2004 налоговому органу в удовлетворении требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.07.2004 решение суда первой инстанции 09.04.2004 в силу пункта 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отменено с вынесением по делу нового решения об отказе налоговому органу в удовлетворении заявленных требований.
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отменено с вынесением по делу нового решения об отказе налоговому органу в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Инспекция МНС просит отменить судебный акт апелляционной инстанции, принять новое решение о взыскании с ЗАО "РЭСП" задолженности в государственные социальные внебюджетные фонды. Инспекция МНС считает, что с момента получения сведений о задолженности, срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации уже был пропущен, но у налогового органа возникло право на взыскание задолженности в судебном порядке без вынесения решения о взыскании задолженности и выставления требования об уплате налога. В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года, а поскольку налоговый орган узнал о наличии права взыскать задолженность только 01.01.2001, срок обращения в суд истекает 01.01.2004.
ЗАО "РЭСП" в нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу не представило.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям, переданным в Инспекции МНС, в установленном действующим законодательством порядке, государственными социальными внебюджетными фондами, за обществом по состоянию на 01.01.2001 числится задолженность по взносам во внебюджетные фонды и начисленным пеням 16 431 718,17 рублей.
В связи с тем, что ЗАО "РЭСП" страховые взносы и пени во внебюджетные фонды не уплачены, Инспекция МНС обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности и пеней.
Отказывая в удовлетворении заявленных Инспекцией требований, арбитражный суд правильно применил нормы права.
Кассационная инстанция не принимает доводы Инспекции МНС.
В соответствии со статьей 9 Федерального Закона N 118-Ф3 от 05.08.2000 года "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды с 01.01.2001 года осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 статьи 9 Федерального закона от 5 августа 2000 года 118-ФЗ "О введении в действие части второй налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Следовательно, в силу требований закона, Инспекция МНС получив от государственных социальных внебюджетных фондов, документы о задолженности плательщика взносов во внебюджетные фонды, обязана была производить взыскание с соблюдением требований, изложенных в статьях 45,46,47 и 70 Налогового кодекса.
Несостоятелен довод Инспекции МНС о том, что шестимесячный срок для обращения взыскания задолженности в судебном порядке не распространяется на юридические лица.
Суд обоснованно учел правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в пункте 12 Постановления Пленума от 28.02.2001 года N 5 из поскольку, как уже указывалось выше, рассматриваемые спорные правоотношения регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела и доказательства, дал им надлежащую правовую оценку, правильно применил нормы права. У кассационной инстанции нет правовых оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 29.07.2004 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-82/742А-04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 ноября 2004 г. N Ф04-8083/2004(6267-А81-18)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании