Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 апреля 2006 г. N Ф04-1334/2006(21271-А81-2)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Северстройсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - налоговый орган) о признании незаконным бездействия налогового органа (принять решение и дать заключение о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) и об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 613 215 руб. на расчетный счет общества.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.12.2005 требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога; налоговые органы не имеет права распоряжаться денежными средствами, хранящимися на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, а, следовательно, принимать решения о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества отклонил доводы жалобы, просил решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения арбитражного суда, изучив доводы жалобы, заслушав представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество "Северстройсервис" в связи с ошибочной уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (указание в платежном поручении от 08.09.2004 N 1197 неверного кода бюджетной классификации) обратилось в налоговый орган с заявлением от 02.09.2004 о зачете излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 613215 руб. в счет погашения недоимки.
Налоговый орган письмом от 29.09.2005 отказал в зачете излишне уплаченных страховых взносов в связи с тем, что средства Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью и изъятию не подлежат.
Считая данный отказ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд принял законное и обоснованное решение.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
В соответствии с положениями статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрено право пенсионного органа осуществлять возврат страховых взносов страхователям лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
Иных полномочий органов Пенсионного фонда Российской Федерации по возврату (зачету) страховых взносов законодательно не установлено.
Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения пунктов 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, федеральные органы государственной власти (их территориальные органы) наделяются полномочиями администратора доходов бюджетов в соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений и распоряжений вновь утвержденных администраторов поступлений в бюджет о возврате денежных средств плательщику.
Поскольку администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, возврат (зачет) ошибочно уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации может осуществляться налоговыми органами в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и в данном случае у налогового органа отсутствовали основания для отказа в проведении зачета.
Нарушений судом норм материального права, а также процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.12.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-4314/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 апреля 2006 г. N Ф04-1334/2006(21271-А81-2)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании