Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 мая 2006 г. N Ф04-2311/2006(21773-А46-2)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Омскнефтегазспецстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска (далее - налоговый орган) о признании недействительным требования от 30.08.2005 N 72741 об уплате налога, решения от 29.09.2005 N 4668 о взыскании налога, сбора и пеней за счет денежных средств налогоплательщика - организации на счетах в банке, а также о признании незаконными действий должностных лиц налогового органа, выразившихся в начислении недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 355 544 руб. 59 коп. и пеней в размере 9273 руб. 35 коп.
Решением Арбитражного суда Омской области от 06.12.2005 требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска просит отменить решение суда в части признания недействительным требования об уплате налога и в части признания незаконными действий должностных лиц налогового органа, выразившихся в начислении недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 355 544 руб. 59 коп. и пеней в размере 9273 руб. 35 коп.; принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель не согласен с выводом суда об отсутствии оснований для доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в связи с тем, что у общества имелась переплата по страховым взносам, зачисляемым на накопительную часть пенсии. Также заявитель полагает, что у налогового органа не имеется полномочий на зачет излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть в счет уплаты страховых взносов по страховой части.
Отзыв на жалобу не поступил.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения суда, изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что налоговый орган направил в адрес общества с ограниченной ответственностью "Омскнефтегазспецстрой" требование от 30.08.2005 N 72741 о наличии задолженности, в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 355 544, 59 руб. и пеней в размере 9273, 35 руб.
В связи с неуплатой данной суммы задолженности и пеней в срок, указанный в требовании, налоговый орган вынес решение от 29.09.2005 N 4668 о взыскании налога, сбора и пеней за счет денежных средств налогоплательщика - организации на счетах в банке.
Считая указанные требование и решение, а также действия должностных лиц налогового органа, выразившихся в начислении недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 355 544 руб. 59 коп. и пеней в размере 9273 руб. 35 коп. незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд обоснованно указал, что общество выполнило обязанность по уплате страховых взносов, неправильное указание в платежном поручении кода бюджетной классификации (вместо кода страховой части трудовой пенсии, общество указало код накопительной части) не является основанием для отказа по зачислению страховых взносов по назначению, в связи с чем действия налогового органа по определению задолженности по страховым взносам и начислению пеней являются незаконными.
Коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации для зачисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой и накопительной частей пенсии, установлены Федеральным законом от 07.05.2002 N 51-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации".
В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.2002 N 03-07-28/63 органы федерального казначейства осуществляют распределение в бюджеты разного уровня бюджетной системы Российской Федерации регулирующих доходов по тем кодам бюджетной классификации, которые указал налогоплательщик. Неправильное указание в платежном поручении кода бюджетной классификации фактически не препятствует зачислению страховых взносов по назначению, поскольку в соответствии с пунктом 1 Инструкции "О порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации", утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.12.99 N 91н, установлен единый порядок ведения учета доходов федерального бюджета.
Следовательно, если при перечислении денежных средств произошла ошибка и в платежном поручении указан код накопительной части вместо кода страховой части трудовой пенсии, это привело лишь к неправильной классификации платежа, но денежные средства подлежали зачислению в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в связи с чем обязанность общества по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исполнена.
При этом суд кассационной инстанции принимает также во внимание, что в силу статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, неправильное указание кода бюджетной классификации не может служить основанием для предъявления налоговым органом требования об уплате ранее перечисленных страховых взносов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (пункт 1 статьи 25 Федерального закона).
В пункте 1 статьи 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, довод заявителя о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам Налогового кодекса Российской Федерации, является неправомерным.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 06.12.2005 по делу N 13-1460/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 мая 2006 г. N Ф04-2311/2006(21773-А46-2)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании