Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 ноября 2002 г. N Ф04/4239-958/А46-2002
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Акционерная компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" (далее - ОАО "Омскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Омскому территориальному управлению Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - Омское ТУ МАП Российской Федерации) о признании недействительным решения Комиссии Омского ТУ МАП Российской Федерации от 26.01.2002 N2-2002/К и предписания от 26.01.2002 N2-2002/К о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 06.05.2002, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции от 09.08.2002, в удовлетворении исковых требований отказано.
При вынесении судебных актов судебные инстанции руководствовались пунктом 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, Методическими указаниями о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке, утвержденными председателем Федеральной энергетической комиссии, решением РЭК Омской области от 04.04.2002 N29/9 о включении в тариф затрат на замену электросчетчиков.
В кассационной жалобе ОАО "Омскэнерго", ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. ОАО "Омскэнерго" считает, что судом расширительно толкуется понятие обязанности энергоснабжающей организации в соответствии с пунктом 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Омский ТУ МАП Российской Федерации считает состоявшиеся судебные акты законными и обоснованными, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм права, считает, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ОАО "Омскэнерго" при осмотре электроустановок абонентов составлялись акты, содержащие предписания абонентам о замене существующих электросчетчиков под угрозой отключения электроэнергии, либо уведомления о том, что в случае, если счетчик не будет заменен, то расчет за потребленную электроэнергию будет производится по установленной мощности.
ОАО "Омскэнерго" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (приказ о включении от 08.07.1996 N79), и занимает доминирующее положение на рынке энергоснабжения населения города Омска.
В связи с тем, что понуждение граждан к замене электросчетчиков с оплатой за их счет стоимости электросчетчиков и работ по их замене ущемляет интересы физических лиц (абонентов-граждан), Комиссией Омского ТУ МАП Российской Федерации принято решение от 26.01.2002 N02-2002/К о признании указанных действий ОАО "Омскэнерго" нарушающими пункт 1 статьи 5 Закона "о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
На основании данного решения Омским ТУ МАП Российской Федерации выдано предписание N02-2002/К о прекращении нарушений антимонопольного законодательства ОАО "Омскэнерго":
-с момента получения предписания не допускать впредь ущемления интересов физических лиц (абонентов-граждан), действиями, понуждающими граждан к замене электросчетчиков, и взимания ими при этом платы за электросчетчики и их установку;
-в срок до 01.03.2002 возвратить всем гражданам уплаченные ими с 01.01.2001 денежные средства за приобретение и установку (замену) электрических счетчиков по инициативе АК "Омскэнерго", за исключением случаев замены электрических счетчиков при выходе их из строя по вине граждан-абонентов.
Пунктом 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность энергоснабжающей организации, в случаях, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции, о том, что обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности приборов учета с очевидностью предполагает, что при установлении факта несоответствия приборов учета потребления энергии техническим требованиям (корме случаев выхода из строя электросчетчиков по вине граждан - абонентов), энергоснабжающая организация обязана обеспечивать гражданина - абонента приборами учета надлежащего технического состояния, в том числе и путем его замены, не противоречит нормам гражданского законодательства.
Довод кассационной жалобы о том, что замена приборов учета энергии технически не пригодных и не подлежащих восстановлению в результате технического обслуживания до 15.04.2002 должна производится за счет собственных средств их собственников - населения не принимается.
В материалах дела имеется протокол совещания у заместителя председателя Омской РЭК от 02.11.2001 (л.д. 19), в соответствии с которым, техническое обслуживание, поверку и ремонт расчетных электросчетчиков населения производят энергосбыты АК "Омскэнерго" и МПЭП "Омскэлектро" за счет средств предусмотренных в тарифах. Замену счетчиков (при текущем ремонте и плановую) производят АК "Омскэнерго" и МПЭП "Омскэлектро" за счет затрат, включенных в тариф - по представлению программ замены устаревшего парка электросчетчиков.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба в указанной части удовлетворению не подлежит.
В то же время требование Омского ТУ МАП Российской Федерации от 22.01.2002 N02-2002/к в части обязывающей ОАО "АК "Омскэнерго" "в срок до 01.03.2002 возвратить всем гражданам уплаченные ими с 01.01.2001 денежные средства за приобретение и установку (замену) электрических счетчиков по инициативе АК "Омскэнерго", за исключением случаев замены электрических счетчиков при выходе их из строя по вине граждан-абонентов", не основано на законе.
В данной части предписания Омское ТУ МАП Российской Федерации вышло за пределы своих полномочий.
В соответствии со статьей 26 закона Российской Федерации от 22.03.1991 N 948-1, если действиями (бездействием) хозяйствующего субъекта, нарушающими антимонопольное законодательство, причинены убытки другому хозяйствующему субъект либо иному лиц, причиненные убытки подлежат возмещению причинившим их хозяйствующим субъектом в соответствии с гражданским законодательством.
При таких обстоятельствах предписание Омского ТУ МАП Российской Федерации от 22.01.2002 N02-2002/К в указанной части подлежит признанию недействительным.
Расходы по государственной пошлине подлежат распределению пропорционально удовлетворенных требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 06.05.2002 и постановление апелляционной инстанции от 09.08.2002 Арбитражного суда Омской области по делу NК/У-102 (А-520/02) об отказе в удовлетворении иска о признании недействительным предписания Омского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 22.01.2002 N02-2002/К в части обязывающей открытое акционерное общество "АК "Омскэнерго" - "в срок до 01.03.2002 возвратить всем гражданам уплаченные ими с 01.01.2001 денежные средства за приобретение и установку (замену) электрических счетчиков по инициативе АК "Омскэнерго", за исключением случаев замены электрических счетчиков при выходе их из строя по вине граждан-абонентов" - отменить. Принять в этой части новое решение.
Признать недействительным предписание Омского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 22.01.2002 N 02-2002/К в части обязывающей открытое акционерное общество "АК "Омскэнерго" - "в срок до 01.03.2002 возвратить всем гражданам уплаченные ими с 01.01.2001 денежные средства за приобретение и установку (замену) электрических счетчиков по инициативе АК "Омскэнерго", за исключением случаев замены электрических счетчиков при выходе их из строя по вине граждан-абонентов".
В остальной части решение и постановление Арбитражного суда Омской области оставить без изменения.
Возвратить открытому акционерному обществу "АК "Омскэнерго" из федерального бюджета государственную пошлин в сумме 1500 руб. (одна тысяча пятьсот руб.).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с тем, что понуждение граждан к замене электросчетчиков с оплатой за их счет стоимости электросчетчиков и работ по их замене ущемляет интересы физических лиц (абонентов-граждан), Комиссией Омского ТУ МАП Российской Федерации принято решение от 26.01.2002 N02-2002/К о признании указанных действий ОАО "Омскэнерго" нарушающими пункт 1 статьи 5 Закона "о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
На основании данного решения Омским ТУ МАП Российской Федерации выдано предписание N02-2002/К о прекращении нарушений антимонопольного законодательства ОАО "Омскэнерго":
...
Пунктом 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность энергоснабжающей организации, в случаях, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
...
В соответствии со статьей 26 закона Российской Федерации от 22.03.1991 N 948-1, если действиями (бездействием) хозяйствующего субъекта, нарушающими антимонопольное законодательство, причинены убытки другому хозяйствующему субъект либо иному лиц, причиненные убытки подлежат возмещению причинившим их хозяйствующим субъектом в соответствии с гражданским законодательством."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 ноября 2002 г. N Ф04/4239-958/А46-2002
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании