Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 июня 2006 г. N Ф04-3297/2006(23250-А45-5)
(извлечение)
См. постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 января 2005 г. N Ф04-9328/2004(7592-А45-23)
Федеральное государственное унитарное предприятие "Новосибирская снабженческо-сбытовая контора "Снабречфлот"" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области, Департаменту земельных и имущественных отношений города Новосибирска, Мэрии города Новосибирска, при участии третьих лиц - Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, Федерального агентства морского и речного транспорта, ФГУ "Обское государственное бассейновое Управление водных путей и судоходства", Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Новосибирской области о признании недействительными распоряжения и постановления.
Решением от 22.11.2005 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявления о признании недействительными распоряжения Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 25.02.2003 N 343 об исключении объектов из реестра федеральной собственности и постановления Мэрии города Новосибирска от 04.10.99 N 1257 о принятии в муниципальную собственность жилищного фонда, инженерной инфраструктуры от филиала Обского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства, о признании незаконной передачи федеральной собственности в муниципальную отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.02.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Федеральное государственное унитарное предприятие "Новосибирская снабженческо-сбытовая контора "Снабречфлот"" просит отменить принятые по настоящему делу судебные акты. Заявитель считает, что суды не дали надлежащей оценки ряду ненормативных актов, не правильно применили приложение N 3 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27.12.91 N 3020-1.
По мнению заявителя, судом допущено нарушение норм процессуального права о допустимости доказательств.
Заявитель указывает также, что ответчиками был нарушен порядок передачи спорных нежилых помещений из федеральной собственности в муниципальную.
Заявитель считает, что оспариваемыми ненормативными актами нарушены законные интересы ФГУП "Новосибирская контора "Снабречфлот".
В отзывах на кассационную жалобу Департамент земельных и имущественных отношений города Новосибирска, Мэрия города Новосибирска указывают, что принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными, просят жалобу заявителя оставить без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в установленном порядке не направили.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу N А45-7894/03-СА9/386, А45-16860/03-СА9/690 судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
Из материалов дела следует, что Федеральное государственное унитарное предприятие Новосибирская снабженческо-сбытовая контора "Снабречфлот" (далее по тексту ФГУП ИССК "Снабречфлот") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 25.02.2003 N 343-р об исключении объектов из реестра федеральной собственности и постановления мэрии города Новосибирска от 04.10.99 N 1257 о принятии в муниципальную собственность жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры от филиала Обского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 22.11.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
На основании представленных в дело доказательств, обоснованных нормами законодательства, доводов лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции пришел к выводу, что у ФГУП НССК "Снабречфлот" отсутствуют какие-либо права пользования, распоряжения, хозяйственного ведения, по отношению к спорному имуществу, права на осуществление предпринимательской деятельности и другие имущественные и неимущественные права, связанные со спорным имуществом. Суд пришел к выводу, что поскольку права отсутствуют, то они не могут быть нарушены.
Судом принято во внимание, что Постановлением мэрии города Новосибирска от 04.10.1999г. N 1257 "О принятии в муниципальную собственность жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры от филиала "Обского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства" в муниципальную собственность был принят жилищный фонд, встроенные нежилые помещения, находящиеся в государственной собственности, в том числе помещение, расположенное но адресу город Новосибирск, улица Урицкого, 13 общей площадью жилых помещений 3163, 5 кв.м, в том числе нежилых помещений 471, 8 кв.м.
Распоряжением департамента имущества и земельных отношений от 25.02.2003 N 343 в дополнение к распоряжению КУГИ Новосибирской области от 03.09.99 N 927-р "Об изменении формы собственности" исключены из реестра федерального имущества объекты, принятые в муниципальную собственность города Новосибирска на основании постановления мэрии города Новосибирска 04.10.99 N 07.
Распоряжение N 343-р в части исключения из федеральной собственности и постановление N 1257 в части принятия в муниципальную собственность нежилого помещения заявитель оспаривает, ссылаясь на нарушение п.2 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации N 114-рп от 18.03.92, которым установлено, что в перечне объектов, передаваемых в государственную собственность областей и муниципальную собственность, запрещено включение объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности.
Судом первой инстанции правомерно было установлено отсутствие нарушенных прав и законных интересов заявителя по настоящему делу.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа и органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным при наличии одновременно двух условий: несоответствия его закону или иному правовому акту и нарушения им гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц.
Суд первой инстанции, исследовав материала дела, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При повторном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции признал обоснованными доводы мэрии города Новосибирска и Департамента земельных и имущественных отношений города Новосибирска о том, что Федеральное государственное унитарное предприятие Новосибирская снабженческо-сбытовая контора "Снабречфлот" является ненадлежащим истцом по настоящему делу.
Суд указал, что согласно подпункту "г" пункта 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации и пункту 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации. Управление и распоряжение объектами федеральной собственности в пределах, установленных Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.94 N 96 "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности", осуществляет Мингосимущество Российской Федерации. В соответствии с последним к компетенции Госкомимущества Российской Федерации относится передача в установленном порядке государственного имущества, относящегося к федеральной собственности в полное хозяйственное ведение, оперативное управление, в аренду, в пользование юридическим лицам на основании заключенных с ними договоров.
Таким образом, на момент возникновения рассматриваемых правоотношений полномочия по закреплению федерального имущества за государственными унитарными предприятиями принадлежали исключительно Министерству имущественных отношений Российской Федерации и его территориальным органам, каким до 14.11.2003 являлся Департамент имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области.
Правом распоряжаться объектами федеральной собственности, расположенными на территории Новосибирской области, имел Комитет по управлению государственным имуществом, наделенный полномочиями территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации приказом МГИ Российской Федерации от 13.10.98 N 227.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат все права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Суд правомерно принял во внимание, что согласно выписке из реестра объектов государственного имущества N 5862-12/2-08 от 29.07.2003, помещение магазина в подвале и на первом этаже пятиэтажного жилого дома площадью 294,3 кв. м. по адресу: город Новосибирск, улица Урицкого, дом 13 находится в собственности Российской Федерации.
Федеральным государственным унитарным предприятием Новосибирская снабженческо-сбытовая контора "Снабречфлот" в материалы дела не представлено доказательств получения в оперативное управление имущества - помещения магазина но адресу: город Новосибирск, улица Урицкого, 13 от надлежащего собственника.
В материалах дела отсутствуют доказательства о государственной регистрации в учреждении юстиции права оперативного управления недвижимого имущества за Федеральным государственным унитарным предприятием Новосибирская снабженческо-сбытовая контора "Снабречфлот". При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении настоящего спора судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены фактические обстоятельства дела и им дана верная правовая оценка.
При рассмотрении дела судами правильно применены нормы материального права, регулирующие отношения по разграничению собственности, а также не допущено нарушений норм процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся по существу к переоценке собранных по делу доказательств.
Статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены пределы рассмотрения дела в кассационной инстанции, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 22.11.2005 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление апелляционной инстанции от 14.02.2006 по делу N А45-7894/03-СА9/386; А45-16860/03-СА9/690 оставить без изменения, кассационную жалобу ФГУП "Новосибирская снабженческо-сбытовая контора "Сибречфлот" - без удовлетворения .
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июня 2006 г. N Ф04-3297/2006(23250-А45-5)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании