Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 марта 2006 г. N Ф04-6960/2005(20861-А45-31)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Горнохим" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по г. Новосибирску (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 13.05.2003 N 22/77 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением арбитражного суда от 16.05.2005 требования удовлетворены частично; суд признал недействительным решение от 13.05.2005 N 22/77 в части налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 3 173 343, 05 руб., пени в сумме 2 884 329, 36 руб., штрафа в сумме 691 177, 80 руб., в остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда в обжалуемой части и, не передавая дела на новое рассмотрение, принять новый судебный акт о признании недействительным решения Инспекции в части требования об уплате: НДС в сумме 8 341 971, 57 руб., пени по НДС в сумме 793 822, 62 руб., штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 881 454, 72 руб. Считает, что судом не применен Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", подлежащий применению, и применил закон, не подлежащий применению.
Отзыв на кассационную жалобу от Инспекции не поступил.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Кассационная инстанция проверяет законность и обоснованность судебного акта в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "Горнохим" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 31.12.2002.
По результатам проверки составлен акт от 23.04.2003 N 14/77 и вынесено решение от 13.05.2003 N 22/77 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также предложено уплатить доначисленную сумму НДС, соответствующие пени, сумму налоговых санкций.
В ходе выездной налоговой проверки установлено, что Общество в нарушение статьи 10 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", подпункта "а" пункта 12 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" не исчисляло и не уплачивало НДС по товарам, отгруженным в страны СНГ - Казахстан и Узбекистан.
Суд первой инстанции, отказывая заявителю в признании недействительным решения налогового органа от 13.05.2003 N 22/77 в данной части, исходил из следующего.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" объектом налогообложения являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
Подпунктам "а" пункта 1 статьи 5 того же Закона от налога освобождены экспортируемые товары (работы, услуги).
Исключением из названного правила является реализация товаров на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, поскольку налоговые отношения хозяйствующих субъектов Российской Федерации с хозяйствующими субъектами государств - участников Содружества Независимых Государств строятся на принципиально иной основе, изложенной в пункте 2 статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
В соответствии с названным пунктом особенности применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров (работ, услуг), вывозимых с территории Российской Федерации хозяйствующими субъектами государств - участников Содружества Независимых Государств, могут устанавливаться межгосударственным соглашением Российской Федерации о принципах взимания налога на добавленную стоимость при расчетах за товары (работы, услуги), реализованные на территориях государств - сторон соглашения.
В случае отсутствия межгосударственного соглашения порядок и условия применения налога в отношении указанных товаров (работ, услуг) определяются федеральным законом на основе взаимности применительно к каждому отдельному государству - участнику Содружества Независимых Государств.
Однако указанный порядок (межгосударственные соглашения, Законы) установления механизма взимания налога на добавленную стоимость при осуществлении хозяйственных операций в рамках Содружества Независимых Государств в проверяемый период не был предусмотрен.
На основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 29.01.1993 N 4407-1 "О применении Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" Министерство финансов Российской Федерации и Государственная налоговая служба Российской Федерации письмом от 14.04.1993 N 47, N ВЗ-4-05/55н "О налоге на добавленную стоимость" установили порядок применения и конкретные ставки этого налога при расчетах российских предприятий, учреждений и организаций за реализуемые товары (работы, услуги) хозяйствующим субъектам государств - участников Содружества Независимых Государств, согласно которому должна применяться ставка налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов независимо от того, что в соответствии с российским законодательством по отдельным товарам (работам, услугам) предусмотрены пониженные ставки налога или полностью освобождены от его уплаты.
Поэтому при торговле с хозяйствующими субъектами стран Содружества Независимых Государств данные предприятия уплачивают налог на добавленную стоимость вне зависимости от льготы, а суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные хозяйствующему субъекту стран Содружества Независимых Государств относятся к зачету в общем порядке.
Таким образом, по общему правилу, реализация предприятию страны Содружества Независимых Государств товаров (работ, услуг) происходит с учетом налога на добавленную стоимость.
Однако данный вывод суда не основан на законе.
Как установлено судом, спорные правоотношения имели место в 2000 году, то есть реализация товаров в Казахстан и Узбекистан осуществлялась налогоплательщиком в 2000 году.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", содержащему перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога на добавленную стоимость, наличие любого из указанных в этом пункте оснований дает налогоплательщику право воспользоваться льготой.
В период действия Закона "О налоге на добавленную стоимость" реализация товаров (работ, услуг) в государства - участники СНГ приравнивалась к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" такой порядок сохранялся до 01.07.2001.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 14.01.2003 N 1340/02.
Согласно подпункту "х" пункта 1 статьи 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость" от названного налога освобождаются обороты по реализации товаров (работы, услуги) производимые (или) реализуемые организациями, среди работников которых не менее 50 процентов общей численности составляют инвалиды и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов.
Суд не дал оценку решению налогового органа в оспариваемой заявителем части с учетом вышеизложенной правовой позиции.
При таких обстоятельствах решение суда в обжалуемой части подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные нарушения, в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дать надлежащую оценку доводам сторон, и с учетом постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.10.2005 по настоящему делу принять соответствующий судебный акт, а также распределить судебные расходы, в том числе за подачу кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 16.05.2005 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-12878/03-СА39/587 в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить. В данной части дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 марта 2006 г. N Ф04-6960/2005(20861-А45-31)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании