Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 апреля 2006 г. N Ф04-1226/2006(21099-А27-19)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Система Чибис" (далее - ЗАО "Система Чибис") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Кемеровской области (далее-инспекция) об оспаривании постановления N 219 от 22.09.2005 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 06.12.2005 Арбитражного суда Кемеровской области заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом статей 25.4 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просит отменить судебный акт первой инстанции и принять новое решение.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы инспекции и считает, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена проверка выполнения в принадлежащем ЗАО "Система Чибис" магазине требований Закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и приложенных к нему документов налоговым органом вынесено постановление N 219 от 22.09.2005, согласно которому ЗАО "Система Чибис" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 30 000 руб., примененного в соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основанием для вынесения постановления послужил установленный проверкой факт продажи товаров за наличный денежный расчет без применения контрольно- кассовой машины.
Не согласившись с данным постановлением, ЗАО "Система Чибис" обратилось в арбитражный суд.
Пунктом 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность применять контрольно- кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов.
В соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин, влечет наложение штрафа на юридических лиц от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Из пунктов 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу, что налоговым органом существенно нарушены права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку явившейся в назначенное время с доверенностью от ЗАО "Система Чибис" С.А. Бадамшиной отказано участвовать в составлении протокола об административном правонарушении, а юридическому лицу не предоставлена возможность направить законного представителя, отвечающего требованиям статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы арбитражного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
Из положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя.
Согласно части 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица, полномочия которого подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой Кодекса. В случае извещения административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о факте, месте и времени составления протокола об административном правонарушении названный протокол может быть составлен в отсутствие этого лица, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствует о нарушении предоставленных последнему Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты и не может служить препятствием для реализации административным органом возложенных на него законом задач и функций по борьбе с административными правонарушениями.
Из материалов дела усматривается, что ЗАО "Система Чибис", извещенное о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, направило в налоговый орган С.А. Бадамшину, которая не является законным представителем акционерного общества.
Следовательно, в рассматриваемых правоотношениях арбитражному суду надлежало выяснить: уведомляло ли ЗАО "Система Чибис" инспекцию о невозможности прибытия в назначенное время законного представителя акционерного общества, являются ли причины его неявки уважительными или имело место уклонение юридического лица от участия в составлении протокола об административном правонарушении.
Принимая во внимание, что исследование и правовая оценка указанных обстоятельств имеет существенного значение для правильного разрешения данного спора, кассационная инстанция считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда в ином судебном составе.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06.12.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27- 35367/05-5 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда в ином судебном составе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2006 г. N Ф04-1226/2006(21099-А27-19)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании