Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 апреля 2009 г. N Ф04-1911/2009(3565-А75-27)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью совместное российско-шведское предприятие "Северный маршрут" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконными действий Ханты-Мансийской таможни (далее - Таможня), выразившиеся в отказе в предоставлении льгот и возврате 7564668,48 рублей.
Решением от 24.09.2008 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры заявленные требования удовлетворены, действия Таможни признаны незаконными в части отказа в предоставлении льгот; Таможню обязали возвратить Обществу 7564668,48 рублей.
Постановлением от 23.12.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 24.09.2008 Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Таможня, полагая, что судом первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, просит отменить решение от 24.09.2008 Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 23.12.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт, которым Обществу в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению Таможни, изложенному в кассационной жалобе, её действия по отказу в предоставлении льгот законны и обоснованны, так как Общество зарегистрировало увеличение уставного капитала до фактического ввоза и передачи товара, который ввозился для увеличения уставного капитала.
Также Таможня считает, что Общество нарушило порядок и сроки увеличения уставного капитала, установленные статьями 9, 19 Федерального Закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", следовательно, основания для предоставления льготы по уплате ввозной таможенной пошлины в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" отсутствуют.
По мнению Таможни, Общество должно было вначале оформить в установленном порядке намерение увеличить уставный капитал, ввести имущество на территорию Российской Федерации, оформить решение об итогах внесения дополнительных вкладов участниками Общества и о внесении в учредительные документы Общества изменений, связанных с увеличением уставного капитала Общества, а только затем зарегистрировать в налоговых органах данные документы.
Общество о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещено, однако в судебное заседание своего представителя не направило и в письменном обращении просило кассационную жалобу рассмотреть без участия его представителя.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждено, что согласно протоколу N 2 от 24.07.2008 собранием участников Общества, принято решение об увеличении уставного капитала Общества путём внесения иностранным инвестором - Компанией "Бусмаркет Свиден АБ" (далее - Компания) дополнительного вклада в уставной капитал Общества и увеличения доли Компании в уставном капитале путём передачи в уставной капитал Общества двух автобусов.
15.10.2007 протоколом общего собрания участников Общества N 3 было утверждено внесение Компанией в счёт оплаты доли в уставном капитале Общества вышеуказанного имущества и увеличение номинальной стоимости доли иностранного инвестора соразмерно стоимости внесённого вклада, а также принято решение о внесении соответствующих изменений в учредительные документы Общества.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 17.10.2007 произведена государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы Общества.
09.11.2007 общим собранием участников Общества, оформленным протоколом N 6, было принято решение об очередном увеличении уставного капитала Общества путём внесения иностранным инвестором Компанией дополнительного вклада в уставной капитал Общества и увеличении доли Компании в уставном капитале путём передачи в уставной капитал Общества пяти автобусов.
26.11.2007 протоколом общего собрания участников Общества N 7 было утверждено внесение Компанией в счёт оплаты доли в уставном капитале Общества вышеуказанного имущества и увеличение номинальной стоимости доли иностранного инвестора соразмерно стоимости внесённого вклада, принято решение о внесении соответствующих изменений в учредительные документы Общества.
27.11.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры была произведена государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы Общества.
В дальнейшем Обществом в качестве авансовых платежей (залог) на расчётный счёт Ханты-Мансийской таможни были переведены денежные средства за ввоз на территорию Российской Федерации имущества иностранного инвестора, в том числе, 7564668,48 руб. таможенной пошлины.
Согласно грузовой таможенной декларации N 10505050/271207/0001106 от 27.12.2007 был осуществлён ввоз указанного имущества. Товар (автобусы), ввезённые на территорию Российской Федерации, по прибытии в город Сургут был доставлен на склад и растаможен, что подтверждается закрытием ГТД и получением свидетельств о завершении внутреннего таможенного транзита.
07.02.2008 Общество, в связи с исполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом, руководствуясь статьёй 357 Таможенного Кодекса Российской Федерации, обратилось в Таможню с просьбой произвести возврат денежных средств в размере 7564886,48 рублей, начисленных по таможенной декларации.
20.05.2008 в адрес Общества Таможней было направлено письмо в котором сообщалось об отсутствии оснований для предоставления льгот, предусмотренных статьями 34, 37 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 883 от 23.07.1996), в виду невыполнения Обществом требований Федерального Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" N 14-ФЗ от 08.02.1998.
Общество, полагая, что действия Таможни по отказу в предоставлении льгот не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что ввезённые Обществом транспортные средства не являются подакцизным товаром, относятся к основным производственным фондам и ввезены для увеличения уставного капитала. В связи с чем, у Общества отсутствует обязанность по уплате таможенной пошлины.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Вопросы порядка применения льготы при ввозе вклада иностранными инвесторами регулируются Налоговым Кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о тарифах) и Постановлением Правительства Российской Федерации N 883 от 23.07.1996.
Согласно пункта 7 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.
В соответствии со статьями 34 и 37 Закона о тарифах тарифные льготы, под которыми понимаются, в том числе, предоставляемые на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льготы в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, включая возможность освобождения их от оплаты таможенной пошлиной, могут предоставляться при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий на основании и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 883 от 23.07.1996 товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что такие товары: не являются подакцизными; относятся к основным производственным фондам; ввозятся в сроки, установленные учредительными документами.
Следовательно, для принятия решения о предоставлении льготы, необходимо соблюдение всех вышеуказанных условий. Материалами дела подтверждено, что ввезённые транспортные средства (автобусы) не являются подакцизным товаром, относятся к основным производственным фондам, ввозятся в сроки, установленные учредительными документами.
Согласно абзацу 3 пункта 8.1.4 устава Общества, дополнительные вклады должны быть внесены участниками Общества в течение одного года со дня принятия решения об увеличении уставного капитала за счёт внесения дополнительных вкладов, то есть не позднее 24.09.2008 и 09.11.2008.
Акты приёма-передачи автобусов от 15.10.2007 и 26.10.2007 подтверждают, что автобусы в количестве двух и пяти единиц были переданы Обществу, то есть передача и ввоз товаров, регистрация изменений в учредительные документы осуществлены в установленные Уставом сроки и Обществом соблюдены все необходимые условия для освобождения от уплаты таможенной пошлины.
Не основаны на нормах материального права доводы кассационной жалобы о том, что Общество зарегистрировало увеличение уставного капитала до фактического ввоза и передачи товара.
Статья 19 Федерального Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" N 14-ФЗ от 08.02.1998 регулирует порядок увеличения уставного капитала за счёт внесения дополнительных вкладов его участников и вкладов третьих лиц, принимаемых в Общество, а не вопросы ввоза и освобождения от налога товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвесторами.
Кроме того, фактический ввоз основного средства на территорию Российской Федерации после регистрации изменений в уставные документы Общества не препятствует реализации права на льготу в порядке, предусмотренном нормами таможенного и налогового законодательства.
По мнению суда кассационной инстанции, суды первой и апелляционной инстанции сделали обоснованный вывод о том, что Обществом не были нарушены нормы Федерального Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" N 14-ФЗ от 08.02.1998, и были соблюдены все условия для получения льготы по уплате ввозной таможенной пошлины.
При изложенных обстоятельствах, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Таможней при подаче кассационной жалобы была уплачена государственная пошлина в размере 1000 рублей. В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков, в связи с чем, излишне оплаченная сумма государственной пошлины в размере 1000 рублей подлежит возврату.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 24.09.2008 Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 23.12.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-5065/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Выдать Ханты-Мансийской таможне справку на возврат государственной пошлины в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.7 ст.150 НК РФ не подлежит обложению НДС ввоз на таможенную территорию РФ технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные капиталы организаций.
По мнению таможни, ее действия по отказу в предоставлении льгот по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС законны, так как общество зарегистрировало увеличение уставного капитала до фактического ввоза имущества для его увеличения. Сначала необходимо было оформить намерение увеличить уставный капитал, ввезти имущество на территорию РФ, оформить решение об итогах внесения дополнительных вкладов участниками и о внесении изменений в учредительные документы, а только затем зарегистрировать изменения в налоговых органах.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 23.07.1996 N 883 товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что такие товары: не являются подакцизными; относятся к основным производственным фондам; ввозятся в сроки, установленные учредительными документами.
Как установил суд, 09.11.2007 участники общества приняли решение об очередном увеличении уставного капитала посредством внесения имущества (автобусов). 26.11.2007 утверждено увеличение уставного капитала и принято решение о регистрации изменений в учредительные документы. 27.11.2007 ИФНС зарегистрировала указанные изменения в учредительные документы. За ввоз на территорию РФ имущества иностранного инвестора общество перечислило на счет таможни денежные средства в качестве залога за уплату НДС и таможенной пошлины.
Согласно представленным обществом ГТД, 27.12.2007 был осуществлен ввоз указанного имущества на территорию РФ, автобусы были доставлены на склад и растаможены. В связи с этим общество обратилось в таможню с заявлением о возврате денежного залога, но получило отказ.
В соответствии с абз.3 п. 8.1.4 Устава общества дополнительные вклады должны быть внесены участниками в течение 1 года со дня принятия решения об увеличении уставного капитала, то есть не позднее 09.11.2008.
Таким образом, увеличение уставного капитала произведено обществом в сроки, установленные Уставом.
При этом суд отметил, что ст.19 Федерального Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ регулирует порядок увеличения уставного капитала, а не вопросы ввоза и освобождения от налога товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал. Фактический ввоз основного средства на территорию РФ после регистрации изменений в уставные документы не препятствует реализации права на льготу в порядке, предусмотренном нормами таможенного и налогового законодательства.
На основании изложенного суд признал правомерным применение обществом льготы по уплате НДС и таможенной пошлины и обязал таможню вернуть обществу сумму уплаченного денежного залога.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2009 г. N Ф04-1911/2009(3565-А75-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании