Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 июня 2006 г. N Ф04-3700/2006(23512-А27-26)
(извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области (далее - налоговый орган), город Анжеро-Судженск, обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению судебного департамента Кемеровской области (далее - Управление), город Кемерово, о взыскании налоговых санкций на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговой декларации по транспортному налогу за 3 месяца 2005 года в виде штрафа в размере 100 рублей.
Решением от 16.01.2006 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 09.03.2006 апелляционной инстанции, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Судебные инстанции мотивировали данный вывод тем, что поскольку расчет авансовых платежей по транспортному налогу не является налоговой декларацией, его несвоевременное представление не может повлечь ответственность, предусмотренную статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Представление расчета авансовых платежей по форме, установленной для составления налоговой декларации, также не может являться основанием для применения к налогоплательщику указанной ответственности.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что Законом Кемеровской области от 22.11.2002 N 95-03 "О транспортном налоге" установлен порядок уплаты транспортного налога и сроки представления налоговых деклараций, согласно которому срок представления налоговых деклараций по транспортному налогу за 1 квартал 2005 года установлен не позднее 03.05.2005.
Считает, что поскольку закон Кемеровской области был принят после введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей общие вопросы представления декларации и ответственности за непредставление ее в установленный законодательством о налогах и сборах срок, то нет оснований для признания того, что документ, прямо названный законодателем налоговой декларацией представляет из себя не декларацию, а документ отчетности.
Авансовые платежи по транспортному налогу по своей правовой природе представляют не что иное, как равномерное распределение всей суммы налога, подлежащей уплате, по отчетным периодам и призванное обеспечить равномерное поступление денежных средств в бюджет.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, пришел к выводу об удовлетворении кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной Управлением судебного департамента Кемеровской области (Яшкинский районный суд) налоговой декларации по транспортному налогу за 3 месяца 2005 года.
По результатам проверки вынесено решение N 2073 от 14.07.2005, которым Управление привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 100 рублей.
Основанием для принятия указанного решения явилось несвоевременное представление налогоплательщиком налоговой декларации.
Неисполнение налогоплательщиком требования N 20386 от 15.07.2005, послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговых санкций.
Арбитражный суд, отказав инспекции во взыскании с Управления судебного департамента Кемеровской области штрафа в сумме 100 рублей принял решение с нарушением норм материального права.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 24 и пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
Согласно статье 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 360 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Порядок уплаты транспортного налога в Кемеровской области установлен статьей 3 Закона Кемеровской области от 22.11.2002 N 95-03 "О транспортном налоге", согласно которой для налогоплательщиков, являющихся организациями, установлены отчетные периоды по транспортному налогу, которыми признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего календарного года.
По итогам отчетных периодов не позднее, чем по истечении месяца после окончания отчетного периода организации представляют в налоговые органы по месту нахождения транспортных средств налоговые декларации по транспортному налогу и уплачивают авансовые платежи по данному налогу.
Таким образом, законодательством субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий установлен порядок уплаты транспортного налога и сроки представления налоговых деклараций: сроком представления налоговой декларации по транспортному налогу за первый квартал 2005 года является день не позднее 01.05.2005.
В силу статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда последний день срока подает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Следовательно, срок представления налоговой декларации по транспортному налогу за первый квартал 2005 года - не позднее 03.05.2005, поскольку 1 и 2 мая 2005 года являлись нерабочими днями.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что Управление представило налоговую декларацию по транспортному налогу за первый квартал 2005 года с нарушением статьи 3 Закона Кемеровской области от 22.11,2002 N 95-03-05.05.2005.
Согласно статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Закон Кемеровской области от 22.11.2002 N 95-03 устанавливает, что по итогам отчетных периодов организации уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу, которые по своей правовой природе не что иное, как равномерное распределение всей суммы налога, подлежащей уплате, по отчетным периодам и призваны обеспечить равномерное поступление денежных средств в бюджет. Размер данных платежей определяется не расчетным путем, как это предусмотрено, например, пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении авансовых платежей по единому социальному налогу, а устанавливается исходя из твердой налоговой базы.
Исходя из положений пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации указывает, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Учитывая изложенное, суммы налога, подлежащие уплате в бюджет на основании деклараций, представляемых по итогам отчетных периодов, не являются предположительными, а исчисляются в твердой сумме и при сохраняющейся налоговой базе не подлежат корректировке, как это предусмотрено нормами статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации относительно единого социального налога.
Кроме того, Закон Кемеровской области от 22.11.2002 N 95-03 был принят после введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей общие вопросы представления декларации и ответственности за непредставление ее в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Таким образом, нет оснований для признания документа, прямо названного законодателем налоговой декларацией, документом отчетности (авансовым расчетом платежей), а не декларацией.
На основании вышеизложенного, вывод арбитражного суда о том, что несвоевременное представление декларации по авансовым платежам по транспортному налогу не может повлечь применение ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, не может быть признан обоснованным. Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации является правомерным.
Учитывая, что допущенные арбитражным судом нарушения норм материального права привели к принятию неправильного решения и постановления по делу, материалы дела исследованы полно и всесторонне, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции по делу и принятии нового решения об удовлетворении заявления налогового органа.
В связи с удовлетворением кассационной жалобы, государственная пошлина за рассмотрение дела, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию с Управления судебного департамента Кемеровской области в размере 2 500 руб. Однако, учитывая статус ответчика, исходя из соразмерности заявленных требований, кассационная инстанция (в соответствии с требованиями части 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации) считает возможным уменьшить размер госпошлины до 300 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела выдается Арбитражным судом Кемеровской области.
Учитывая изложенное, руководствуясь частью 1 статьи 110, пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 16.01.2006 и постановление от 09.03.2006 апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-39833/05-5 отменить.
Принять по делу новое решение: удовлетворить заявленные требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области, взыскать с Управления судебного департамента Кемеровской области 100 рублей налоговой санкции.
Взыскать с Управления судебного департамента Кемеровской области в доход федерального бюджета за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций государственную пошлину в размере 300 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации указывает, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Учитывая изложенное, суммы налога, подлежащие уплате в бюджет на основании деклараций, представляемых по итогам отчетных периодов, не являются предположительными, а исчисляются в твердой сумме и при сохраняющейся налоговой базе не подлежат корректировке, как это предусмотрено нормами статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации относительно единого социального налога.
Кроме того, Закон Кемеровской области от 22.11.2002 N 95-03 был принят после введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей общие вопросы представления декларации и ответственности за непредставление ее в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
...
На основании вышеизложенного, вывод арбитражного суда о том, что несвоевременное представление декларации по авансовым платежам по транспортному налогу не может повлечь применение ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, не может быть признан обоснованным. Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации является правомерным."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 июня 2006 г. N Ф04-3700/2006(23512-А27-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании