Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., и судей Ефремова С.А., Заскалько О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колесниковой Е.Д., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ДГИ г. Москвы, на решение Пресненского районного суда города Москвы от 13 ноября 2023 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 21 марта 2023г. (протокол N 284) об установлении факта возможности проживания Герцева Б.О. *** года рождения в жилом помещении по адресу: ***, незаконным.
Признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 12.04.2023 г. N552-Р и от 04.05.2023 N699-р по жилищному вопросу ГерцеваБ.О, ***года рождения.
Признать за Герцевым Б.О, *** года рождения право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы включить Герцева Б.О. *** года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы предоставить Герцеву Б.О. ***года рождения однократно благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений.
В остальной части иска отказать.;
УСТАНОВИЛА:
Герцев Б.О. обратился в суд с уточнённым иском в порядке ст. 39 ГПК РФ к Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы о признании решения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 21.03.2023 г. (Протокол N284) об установлении факта возможности проживания Герцева Б.О.в жилом помещении по адресу: *** незаконным, распоряжения Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы от 12.04.2023 г. N552-Р и от 04.05.2023 N699-р незаконными и отменить их; признании факта невозможности проживания Герцева Б.О. в квартире***; признании право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда г.Москвы; об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; об обязании предоставить однократно благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда г.Москвы по договору найма специализированных жилых помещений.
Требования мотивированы тем, что Герцев Б.О. ***года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Отец Герцев О.Т, *** г.р, умер ***в городе Москве. Мать Каланча Л.В, ***г.р, ограничена в родительских правах решением Бутырского районного суда г. Москвы от 03.03.2021 в отношении Герцева Б.О, ***г.р, Герцева Е.О, ***г.р, умерла ***в городе Москве. Истец зарегистрирован в Москве по адресу: *** и согласно выписке ЕГРН является собственником *** доли данной квартиры. Фактически проживает в г.Москве по адресу: ***в центре социальной адаптации. Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы от 12.04.2023г. N552-Р Герцеву Б.О. было отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу:***, в предоставлении жилого помещения из специализированного жилого фонда г.Москвы по договору найма специализированного жилого помещения истцу было отказано. Считает распоряжение незаконным поскольку имеет право на льготное обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда г.Москвы.
Истец Герцев Б.О. и представитель истца по доверенности Тулина Т.В. в судебное заседание суда первой инстанции явились, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по доверенности Зарьева О.Г. в судебное заседание суда первой инстанции явилась, просила отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в письменных пояснениях на исковое заявление.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Рец Т.А. в судебное заседание суда первой инстанции явилась, просила отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в письменных пояснениях на исковое заявление.
Представитель ответчика Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и третьего лица ГБУ г. Москвы Центр "Содействие" по доверенности Хмелевая Т.А. в судебное заседание суда первой инстанции явилась, просила отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в письменных пояснениях на исковое заявление.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит ответчик ДГИ г. Москвы по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на отсутствие доказательств того, что проживание в принадлежащем истцу жилом помещении противоречит его интересам, а также на то, что поскольку на момент рассмотрения Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы вопроса о включении истца в список лиц, которые имеют право на предоставление жилого помещения, у Департамента не было законных оснований для включения истца в список, что свидетельствует о том, что распоряжение вынесено законно и обоснованно и отмене не подлежало, кроме того, указано, что права истца действиями ответчика не нарушены.
Представитель истца Герцева Б.О. по доверенности Тулина Т.В. в судебном заседании судебной коллегии возражала против доводов апелляционной жалобы. Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание судебной коллегии не явились, извещены.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены решения суда первой инстанции в части имеются.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Герцев Б.О. ***г.р, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отец Герцев О.Т, *** г.р, умер *** в городе Москве.
Мать Каланча Л.В, *** г.р, уроженка республики***, район***, ограничена в родительских правах решением Бутырского районного суда г. Москвы от 03.03.2021 в отношении Герцева Б.О, *** г.р, Герцева Е.О, ***г.р, умерла ***в городе Москве.
Распоряжением УСЗН СВАО г. Москвы ОСЗН района Лианозово СВАО г. Москвы от 30.04.2021 N 130-ро/л над несовершеннолетним Герцевым Б.О, ***г.р, зарегистрированным по месту жительства по адресу: г***, установлена предварительное попечительство, сроком на 6 месяцев, со стороны Герцевой Т.М, *** г.р, зарегистрированной по месту жительства по адресу:***, фактически проживающей по адресу:***, определено место проживания несовершеннолетнего совместно с попечителем по адресу регистрации подопечного на весь период нахождения ребенка под предварительной опекой.
Распоряжением УСЗН СВАО г. Москвы ОСЗН района Лианозово СВАО г. Москвы от 21.10.2021 N 307-ро/л за Герцевым Б.О, ***г.р. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: ***
Распоряжением УСЗН СВАО г. Москвы ОСЗН района Бутырский СВАО г. Москвы от 29.10.2021 N ООП-261 над Герцевым Б.О. зарегистрированным по месту жительства по адресу: г. ***, продлен срок предварительной опеки, сроком до 2 месяцев, со стороны Герцевой Т.М, *** г.р, зарегистрированной и проживающей по адресу:***, определено место проживания несовершеннолетнего совместно с попечителем по адресу регистрации Герцевой Т.М.
Герцев Б.О. (с 22.07.2004) с семьёй из 2-х человек (он, брат Герцев Е.О, 2008 г.р.) зарегистрирован в 2-х комнатной квартире, состоящей из изолированных комнат 8, 3 кв.м и 17, 1 кв. м, площадью жилого помещения 39, 6 кв. м, общей площадью 38, 8 кв. м, жилой площадью 25, 4 кв. м, по адресу: ***
В данной квартире мать детей совершила самоубийство (повешение).
Согласно единому жилищному документу от 16.11.2021 вид заселения: частная собственность (свидетельство о приватизации от 16.06.1993, свидетельство о праве на наследство по завещанию от 05.05.2004).
Собственники данного жилого помещения: Герцев Б.О, ***г.р, - 1/6 доля (свидетельство о праве на наследство по закону от 05.10.2021, выписка из***), брат Герцев Е.О, *** г.р, - *** доля, бабушка Герцева Т.М, ***г.р. - ***доли (выписка из ЕГРП от***).
Комиссия (протокол от 23.12.2021 N 257) вынесла заключение: "Установить факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: (и. 2 ч. 6 ст. 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61)".
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 24.01.2022 N 108-Р в отношении Герцева Е.О. установлен факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 04.08.2022 N 1246-Р Герцев Е.О. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещении.
Согласно акту обследования жилого помещения от 02.02.2023г. обследование проводилось в присутствии Алидодова Р.Х. (нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения N 1 от 01.07.2022г.)
Комиссией 21.03.2023г. (протокол N 284) в отношении Герцева Б.О. принято решение об установлении факта возможности проживания в жилом помещении по адресу***, в связи с отсутствием обстоятельств при которых проживание Герцева Б.О. в жилом помещении противоречит его интересам, отказано в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда г.Москвы по договору найма специализированного жилого помещения.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы от 12.04.2023 г. N552-Р Герцеву Б.О. было отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу:***, в предоставлении жилого помещения из специализированного жилого фонда г.Москвы по договору найма специализированного жилого помещения истцу было отказано.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы от 04.05.2020 г. N699-Р Герцев Б.О. был исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда г. Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" (далее - Закон города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61).
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Из вышеприведенных норм права следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, и включаются в список, если они:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, или
2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
В части 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, следующего обстоятельства:
общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 2).
В пункте 5 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ предусмотрено, что порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации
Согласно части 7 статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, определяется Правительством Москвы.
В соответствии с пунктом 2 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП (приложение 2), вопросы установления факта невозможности проживания детей-сирот или лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях в соответствии с настоящим Порядком рассматриваются Комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Комиссия), созданной распоряжением Правительства Москвы от 19 апреля 2002 г. N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Решения об установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении либо об отказе в установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении принимаются Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы либо управлением социальной защиты населения города Москвы в случае возложения таких полномочий в установленном порядке (пункт 4 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях).
Решения об установлении (об отказе в установлении) факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении при наличии заключения Комиссии о невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении, оформляются распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (пункты 20, 21 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях).
Согласно части 3 статьи 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", в городе Москве норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Судом установлено, что несовершеннолетний подопечный Герцев Б.О, малолетний подопечный Герцев Е.О. фактически проживают совместно с опекуном (попечителем) Герцевой Т.М. по адресу: г. Москва, ул. Яблочкова, д. 29, корп. 4, кв. 57.
Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 31.08.2021 и от 26.10.2021 записи о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним у родителей на территории Российской Федерации отсутствуют.
Согласно справкам Департамента городского имущества г. Москвы от 28.10.2021 записи о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним у родителей на территории г. Москвы по состоянию на 31.01.1998 г. отсутствуют.
Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в жилом помещении по адресу:***, общей площадью 38 кв.м менее учетной нормы жилого помещения *** (*** (доля в праве)), что делает невозможным проживание истца в ранее занимаемом жилом помещении (статья 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Каждый из зарегистрированных и проживающих лиц имеет самостоятельное право пользования жилым помещением.
Суд пришел к выводу, что проживание Герцева Б.О. в жилом помещении по адресу: *** невозможно, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении менее учетной нормы жилого помещения, что делает невозможным проживание истца в ранее занимаемом жилом помещении (статья 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
В пункте 2 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, указано, что дети-сироты и лица из числа детей-сирот имеют право на обеспечение жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признано невозможным при установлении любого из обстоятельств, с наличием которых законодательство Российской Федерации или субъекта Российской Федерации связывает указанный факт.
Суд учел, что жилое помещение, расположенное по адресу:***, является единственным жилым помещением, право на которое Герцев Б.О. имеет.
Согласно абзацам второму и третьему пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Положения статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ не содержат указания на сроки предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список. Из этого следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае наступления иных обстоятельств, указанных в Законе.
Следовательно, решение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 21.03.2023 г. (Протокол N284) об установлении факта возможности проживания Герцева Б.О. в жилом помещении по адресу:***, распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы от 12.04.2023 г. N552-Р и от 04.05.2023 N699-р по жилищному вопросу Герцева Б.О, нарушают право истца на своевременное предоставление ему жилого помещения по достижению возраста 18 лет.
Указанный довод согласуется с позицией судебных коллегий по гражданским и административным делам Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в определениях от 13 октября 2015 г. N 20-КГПР15-11, 22 апреля 2014 г. N 7-КГ14-2, от 12 августа 2014 г. N 86-КГПР14-7, от 29 января 2014 г. N 88-АПГ13-8.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что решение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 21.03.2023 г. (Протокол N284) об установлении факта возможности проживания Герцева Б.О.в жилом помещении по адресу: г***, распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы от 12.04.2023 г. N552-Р и от 04.05.2023 N699-р по жилищному вопросу Герцева Б.О. нельзя признать законными и обоснованными.
Суд не согласился с доводом представителя ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы о том, что факт невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в ранее занимаемых жилых помещениях может быть установлен только при наличии двух условий: наличие одного из обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и части 6 статьи 13 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 и противоречия этого обстоятельства интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (должно быть указано какие обстоятельства и каким интересам они противоречат).
Указанный довод суд посчитал основанным на ошибочном толковании положений законодательства.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ установлено, что проживание граждан указанной категории в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из нижеследующих обстоятельств.
Аналогичное положение содержится в части 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61.
Таким образом, противоречие интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а значит и невозможность их проживания в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях, определяется исключительно наличием любого из обстоятельств, прямо указанных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и части 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61.
Иные основания определения противоречий интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по проживанию в ранее занимаемых ими на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях и порядок их установления законодательством не предусмотрены.
Указанный вывод соответствует суждениям, изложенным в пункте 2 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года.
Суд учел также, что ранее решением Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы установлен факт невозможности проживания Герцева Б.О. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу:***, распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 04.08.2022 N N 1246-Р истец был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Указанный довод совпадает с правой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях судебных коллегий по гражданским и административным делам Верховного Суда РФ от 22.04.2014 N 7-КГ14-2, от 12.08.2014 N 86-КГПР14-7, от 23.01.2019 N 56-АПГ18-15 и другим.
Принимая решение о включении Герцева Б.О. в список города Москвы, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы установилналичие оснований, предусмотренных федеральным законом, для реализации права истца на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
На момент принятия оспариваемых решения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 21.03.2023 г. (Протокол N284) об установлении факта возможности проживания Герцева Б.О. в жилом помещении по адресу:***, распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы от 12.04.2023 г. N552-Р и от 04.05.2023 N699-р по жилищному вопросу Герцева Б.О. никаких изменений в жилищных обстоятельствах истца не произошло.
Суд пришел к выводу, что в силу положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с положениями статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" Герцева Б.О. имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений и подлежит включению в соответствующий список.
Основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав, а задачей гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Москвы от 14 июля 2015 г. N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве" Департамент городского имущества города Москвы предоставляет жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании заключений Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 4.2.61 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП, на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы Департамент принимает решения о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
При этом суд обратил внимание, что при вынесении решения суда о признании незаконным решение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 21.03.2023 г. (Протокол N284) об установлении факта возможности проживания Герцева Б.О. в жилом помещении по адресу:***, отдельного вынесения решения суда в части признания факта невозможности проживания Герцева Б.О. в квартире ***не требуется.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью выводов суда первой инстанции по существу разрешенного спора у судебной коллегии не имеется, так как разрешая настоящий спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, характер спорного правоотношения, к которому применены нормы материального права, его регулирующие.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика ДГИ г. Москвы о том, что судом д оказательств того, что проживание в принадлежащем истцу жилом помещении противоречит его интересам не приведено, противоречат установленным по делу обстоятельствам, поскольку судом первой инстанции указано на невозможность проживания истца в принадлежащих ему на праве долевой собственности жилых помещениях в связи с несоответствием учетной нормы площади жилых помещений, установленным решениями Совета депутатов г. Долгопрудного Московской области, муниципального образования городской округ Люберцы Московской области.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на истец вправе быть включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, признав за ним такое право.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда об о бязании Департамента городского имущества города Москвы предоставить Герцеву Б.О, *** года рождения однократно благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений, находя указанный довод апелляционной жалобы ответчика заслуживающим внимание.
В данном случае судебная коллегия исходит из того, что судебной защите подлежит лишь нарушенное право, в данном случае данное требование является преждевременным, так как в материалы дела не представлено доказательств уклонения Департамента городского имущества г. Москвы от предоставления истцу благоустроенного жилого помещения.
Иные доводы апелляционной жалобы, как усматривается из их содержания, повторяют доводы правовой позиции ответчика, которыми были обоснованы письменные возражения, и не могут служить основаниями к отмене обжалуемого судебного постановления, поскольку основаны на ошибочном толковании подлежащего применению к спорному правоотношению законодательства, фактических обстоятельств, вследствие чего не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Кроме того, все доводы апелляционной жалобы направлены на оспаривание правильности выводов суда первой инстанции об установленных им обстоятельствах и правильности применения судом норм материального права. Между тем, при рассмотрении данного спора судом первой инстанции нормы материального права применены верно, в той части, в которой коллегией оставлено решение суда без изменений, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 19 декабря 2003 года за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в части удовлетворения требования об о бязании Департамента городского имущества города Москвы предоставить Герцеву Б.О, *** года рождения однократно благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений, и принятии в отмененной части нового решения - об отказе в удовлетворении иска; в остальной же части решение является законным, отмене либо изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 13 ноября 2023 года отменить в части удовлетворения требования об о бязании Департамента городского имущества города Москвы предоставить Герцеву Б.О, ***года рождения однократно благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений. В отмененной части принять новое решение об отказе в удовлетворении требований
В остальной части решение Пресненского районного суда города Москвы от 13 ноября 2023 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.