Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Кирпиковой Н.С., судей фио, фио
при секретаре Галан А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-870/2023 по административному иску Ляшенко Сергея Ивановича к ФСИН России о признании незаконным и отмене распоряжения о нежелательности пребывания
по апелляционной жалобе административного истца Ляшенко С.И. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 14 сентября 2023 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Ляшенко С.И. обратился в суд с административным иском к ФСИН России о признании незаконным и отмене распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации от 14 октября 2021 года. В обоснование заявленных требований указал на то, что в России проживает и работает с 2005 года, состоит в зарегистрированном браке с Ляшенко М.С, являющейся гражданкой РФ; имеет постоянное место жительства и обеспечен жильем. В Украине социальные связи и место жительство отсутствуют, он не поддерживает действующую власть на Украине, боится быть подвергнутым гонениям и репрессиям, опасается за свою жизни и здоровье.
Решением Замоскворецкого районного суда адрес от 3 февраля 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Ляшенко С.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 октября 2022 года решение Замоскворецкого районного суда адрес от 3 февраля 2022 года оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 1 марта 2023 года решение Замоскворецкого районного суда адрес от 3 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 октября 2022 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением Замоскворецкого районного суда адрес от 14 сентября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований Ляшенко С.И. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Ляшенко С.И. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, неверную оценку доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца Ляшенко С.И. адвоката Абасовой Н.И, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". Порядок принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок принятия решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина на территории РФ определен Положением о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2003 года N199.
Пунктом 2 Положения определено, что решение о нежелательности пребывания принимается федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными перечнем утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. N 199, в срок не более 1 месяца со дня представления материалов, указанных в пункте 3 настоящего Положения.
Согласно пункту 3 Положения в случае выявления предусмотренных Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания, территориальные органы (подразделения) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти представляют в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти материалы, подтверждающие указанные обстоятельства.
В Перечень органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина на территории РФ, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. N 199, входит ФСИН России.
Согласно утвержденному приказом ФСИН России от 23 декабря 2019 года N1180 Порядку представления и рассмотрения материалов, подтверждающих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия Федеральной службой исполнения наказаний решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, ФСИН России принимает соответствующие решения в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что Ляшенко С.И, паспортные данные, является гражданином Украины, уроженцем г.Никополь Днепропетровской области.
16 августа 2006 года на территории Украины Ляшенко С.И. вступил в зарегистрированный брак с Эмировой (после заключения брака - Ляшенко) М.С, гражданкой Украины.
15 июля 2021 года Ляшенко М.С. документирована паспортом гражданина Российской Федерации, 23 июля 2021 года зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес.
Судом установлено, что с 2018 года и до ареста (осуждения) Ляшенко С.И. проживал в РФ по адресу: адрес, г. адрес, без регистрации.
11 июля 2019 года Ляшенко С.И. осужден Люберецким городским судом адрес по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1, ч. 2 ст. 228 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком 6 лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока - 11 июля 2019 года, конец срока - 28 ноября 2024 года.
Срок погашения судимости - 10 лет.
На момент осуждения разрешения на временное проживание и вида на жительство в РФ не имел.
Суду представлены сведения о близких родственниках - матери Ляшенко М.С. и отце - Ляшенко И.В, проживающих в Украине, Днепропетровская область, г.Никополь, ул. В. Усова, дом 28, кв. 28.
Распоряжением ФСИН России от 14 октября 2021 года N7323-рн признано нежелательным пребывание Ляшенко С.И, гражданина Украины, на территории РФ сроком на 10 лет после отбытия наказания до момента погашения судимости в соответствии со статьей 86 УК РФ.
Согласно данным и характеристике на истца, представленной ФКУ ИК-6 УФСИН России по адрес, в период отбывания наказания Ляшенко С.И. характеризуется положительно, имеет поощрения и взыскания, трудоустроен, согласно опросного лица самого Ляшенко С.И. и заключения УФСИН России по адрес (по месту отбывания наказания), после освобождения Ляшенко С.И. заявил о своем намерении выехать из РФ в Украину, по месту регистрации родителей (л.д.41).
Суду также представлена характеристика ИП Агапонова М.Ю. от 12 марта 2020 года, согласно которой Ляшенко С.И. осуществлял трудовую деятельность у ИП Агапонова М.Ю. в период с 2006 по 2008 годы в должности мойщика автомобилей, в 2008 году выехал на Украину по болезни на 6 месяцев, по возвращении переведен на должность водителя-экспедитора, уволен по собственному желанию 15 июня 2018 года.
20 февраля 2018 года Ляшенко С.И. отделом внешней трудовой миграции УВМ ГУ МВД России по адрес выдано разрешение на работу сроком с 21 февраля 2018 года по 20 февраля 2021 года, вид деятельности - менеджер.
В материалы дела представлено гарантийное письмо ООО "Радстрой" от 5 ноября 2021 года, 10 мая 2023 года о предоставлении Ляшенко С.И. после освобождения работы в должности "водитель" (л.д.17, 129).
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных им преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены, в том числе, общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.
Наличие у административного истца непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации умышленного преступления является обстоятельством, препятствующим иностранному гражданину в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации.
Принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного Ляшенко С.И. особо тяжкого преступления против здоровья населения и общественной нравственности, связанного с незаконным оборотом наркотических веществ, учитывая также, что несмотря на длительность пребывания в Российской Федерации, Ляшенко С.И. разрешение на временное проживание, вид на жительство в РФ не получены, за приобретением гражданства РФ он не обращался, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что, принимая оспариваемое распоряжение, ФСИН России обоснованно отдала приоритет интересам большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у административного истца устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации.
При этом судом учтено, что гражданство РФ супругой Ляшенко С.И. - Ляшенко М.С. приобретено в июле 2021 года, то есть после осуждения административного истца.
Таким образом, оспариваемое распоряжение о признании нежелательным пребывания Ляшенко С.И. на территории Российской Федерации принято уполномоченным государственным органом при наличии законных к тому оснований.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Обжалуемое решение суда принято с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению; верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что на территории РФ у Ляшенко С.И. имеются устойчивые семейные связи, воспроизводят обстоятельства, на которые административный истец ссылался в обоснование заявленных им требований и которые в силу положений статей 178, 180, 226, 227 КАС РФ получили правовую оценку в решении суда, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия отмечает, что само по себе наличие у административного истца на территории Российской Федерации семейных связей не влечет в безусловном порядке признание решения о нежелательности его пребывания на территории Российской Федерации нарушающим его право на уважение личной и семейной жизни, поскольку оно принято с учетом степени общественной опасности деяния заявителя, с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации требований справедливости, соразмерности и не противоречит правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2006 года N55-О.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 14 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 июня 2024 года
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.