Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шлосберга Л. М. на решение Псковского городского суда Псковской области от 08 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 16 января 2024 года по административному делу N 2а-4075/2023 по административному исковому заявлению Шлосберга Л. М. к Министерству юстиции Российской Федерации о признании распоряжения незаконным.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения Шлоссберга Л.М, его представителя - Искова В.М, поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Министерства Юстиции Российской Федерации - Смирнова Д.И, возражавшего против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шлосберг Л.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) о признании незаконными распоряжения от 16 июня 2023 года о включении сведений о Шлосберге Л.М. в реестр иностранных агентов, обязании исключить эти сведения из реестра, а также о признании незаконным бездействия Министерства юстиции РФ по ненаправлению уведомления о включении сведений о Шлосберге Л.М. в указанный реестр.
В обоснование требований указано, что Шлосберг Л.М. - российский политик, член ФПКПП "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", заместитель председателя ФПКПП "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", историк, журналист и общественный деятель.
16 июня 2023 года распоряжением Министерства юстиции РФ сведения о Шлосберге Л.М. включены в реестр иностранных агентов (номер 615). В этом реестре, помимо фамилии, имени, отчества, опубликованы для всеобщего обозрения и другие персональные данные административного истца: дата рождения, ИНН. Сведения размещены в открытом доступе на официальном сайте Министерства юстиции РФ.
Согласно сведениям реестра административный истец включен в него на основании статьи 7 Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". Как указано на официальном сайте Минюста России "Л.М. Шлосберг выступал против специальной военной операции на Украине, принимал участие в создании и распространении для неограниченного круга лиц информационных материалов иностранных агентов, распространял недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти РФ решениях и проводимой ими политике".
Министерство юстиции РФ не сообщило административному истцу о факте включения сведений о нем в реестр иностранных агентов. Шлосберг Л.М. узнал об этом из средств массовой информации.
Административный истец полагал, что Минюст России вынес распоряжение о включении сведений об административном истце в реестр иностранных агентов незаконно и необоснованно, чем возложил на него незаконные обязанности, ограничения (запреты) и нарушило его права.
В связи с этим административный истец просил суд признать незаконным распоряжение Минюста РФ от 16 июня 2023 года о включении сведений о Шлосберге Л.М. в реестр иностранных агентов и обязать Министерство юстиции РФ исключить сведения о Шлосберге Л.М. из реестра иностранных агентов. Также просил суд признать незаконным бездействие Минюста России по ненаправлению уведомления о включении сведений о Шлосберге Л.М. в реестр иностранных агентов в период с 26 июня 2023 года по дату вынесения судом решения по настоящему делу.
В ходе судебного разбирательства административным истцом был заявлен отказ от иска к Министерству юстиции РФ в части требования о признании незаконным бездействия по ненаправлению уведомления о включении сведений о Шлосберге Л. М. в реестр иностранных агентов, который принят судом 22 августа 2023 года и производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 08 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 16 января 2024 года, в удовлетворении административного иска Шлосберга Л.М. отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии с частями 1, 2, 4 и 5 статьи 1 Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона.
Иностранным агентом может быть признано российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового.
Статус иностранного агента лицо приобретает со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о таком лице в реестре иностранных агентов в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, и прекращает со дня исключения таких сведений из реестра.
Органы публичной власти, организации всех форм собственности, а также их должностные лица, физические лица независимо от их гражданства или при отсутствии такового при осуществлении своей деятельности обязаны учитывать ограничения, связанные со статусом иностранного агента, указанные в статьи 11 настоящего Федерального закона. Действия (бездействие) указанных лиц не должны способствовать нарушению иностранным агентом законодательства РФ об иностранных агентах, в частности настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность иностранных агентов.
В соответствии с положениями части 1 статьи 5 ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 14 января 2023 года N18 "Об утверждении Положения о государственном контроле за деятельностью иностранных агентов", подп. 2 пункта 19 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13 января 2023 года N10, Министерство юстиции РФ осуществляет государственный контроль за иностранными агентами, а также лицами, указанными в части 2 статьи 1 ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Согласно частям 1, 2 статьи 2 ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" под иностранным влиянием, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.
Под поддержкой, указанной в части 1 настоящей статьи, понимается предоставление лицу иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно - методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.
В соответствии с положениями статьи 4 ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" под видами деятельности понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ. распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей.
Политическая деятельность осуществляется в следующих формах: 1) участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений; 2) участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий; 3) публичные обращения к органам публичной власти, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов и лиц, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов; 4) распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике; 5) формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований; 6) вовлечение граждан, в том числе "данные изъяты", в деятельность, указанную в пунктах 1-5; 7) финансирование деятельности, указанной в п.п. 1-6.
Таким образом, под иностранным агентом понимается российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового, отвечающее двум признакам: получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах; осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Судом установлено, что на основании распоряжения Министерства юстиции РФ от 16 июня 2023 года N811-р Шлосберг Л.М. включен в реестр иностранных агентов (т.1 л.д.44).
19 июня 2023 года в адрес Шлосберга Л.М. направлено уведомление о включении в реестр иностранных агентов на основании статьи 7 ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" в связи с осуществлением деятельности, предусмотренной частью 2 и подпунктом 2 части 6 статьи 4 ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", а также нахождением под иностранным влиянием (т.1 л.д.45).
Согласно доводам представителей Минюста России Шлосберг Л.М. является физическим лицом, осуществляющим политическую деятельность в форме распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами государственной власти РФ решениях и проводимой ими политики, в том числе о действиях Вооруженных Сил РФ, а также в форме формирования оппозиционных общественно-политических взглядов и убеждений. При этом Шлосберг Л.М. находится под иностранным влиянием, выраженным в предоставлении иностранным источникам, в частности лицам, включенным в реестр иностранных агентов, помощи в распространении для неограниченного круга лиц мнений и убеждений относительно проводимой РФ политики, в том числе путем предоставления им информационных площадок для распространения таких мнений. Также указанные лица оказывают Шлосбергу Л.М. поддержку, выступая совместно с ним на различных информационных ресурсах для неограниченного круга лиц.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), выявлены факты распространения Шлосбергом Л.М. сообщений и материалов для неограниченного круга лиц, в том числе на следующих ресурсах:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
2. там же 19.04.2023 размещено следующее сообщение: "Одними из первых последствий принятия законов о "цифровом военкомате" и "электронных повестках" стал исход многих молодых людей из электронных сервисов, в частности, удаление аккаунтов на сайте Госуслуг. Думаю, что последствия могут быть множественными и коснуться также банковских счетов и других эффективных сервисов. Люди будут уходить в тень во всех смыслах слова.
Сохраняя и усиливая призывное крепостничество с использованием электронных технологий государство выдавливает из пространства современной коммуникации молодых людей, наиболее склонных к тому, чтобы пользоваться цифровыми сервисами и лично заинтересованных в этом.
Так происходит, когда регрессивная политика государства пытается поставить себе на службу современные инструменты прогресса. Тот, в чьих руках оказываются технологические достижения, определяет последствия их применения. Цифровой ГУЛАГ в первую очередь ГУЛАГ, а потом уже цифровой. Технологический прогресс на службе у политического регресса приводит к более изощренной репрессивной практике, а не к развитию. Итогом крепостнических цифровых новаций при культивировании всеобщей воинской повинности будут историческое отставание страны и провал в предшествующую политическую эпоху, реанимацию которой пытаются провести с помощью цифровой технологий. Невозможно идти в будущее с головой, повёрнутой в прошлое. Потери будут огромными в первую очередь в людях, в историческом времени и, в конечном итоге в самих технологиях. Крепостной труд не приводит к прогрессу" (https://twitter.com/levshlosberg/status/1648651979713912834?s=52&t=4N88gbz50GoU6b tpr08elQ);
3. на YouTube канале "ГражданинЪ TV" размещено видео под названием "25 лет от Родины как смертный приговор. Цифровой ГУЛАГ. С гаджетом назад. Пасха мира" от 17.04.2023 (https://www.youtube. com/live/60wC4ZnzibQ?feature==share), в котором Шлосберг Л. М. высказывает мнение относительно результатов рассмотрения судами дел в отношении Владимира Кара-Мурзы, а именно:
на 02 минуте "Вернемся к неделе, которая, строго говоря, началась в минувший понедельник, когда Владимир Кара-Мурза выступил в Московском городском суде с последним словом и завершилось сегодня, тоже в понедельник - 17 апреля, когда Московский городской суд в лице известного господина - судьи.., вынес ровно тот приговор, который хотела услышать Генеральная прокуратура - 25 лет лишения свободы. 25 лет лишения свободы за участие в работе нежелательной организации, за фейки об армии и государственную измену. Вот, собственно, мы вернулись к 58-ой сталинской статье Уголовного кодекса СССР. Мы подробно читали ее в минувшем выпуске неделю назад... прошло 62 года и мы видим снова сталинские уголовные статьи, сталинских судей, сталинских прокуроров и сталинские сроки. Судья... не случайный человек в этом деле. Очевидно власти решили в полной мере воспользоваться беззащитностью Владимира Кара-Мурзы и назначили ему судебный процесс, того самого судью, который в свое время, 15 лет назад, принял решение об аресте Сергея Магнитского при отсутствии обвинения, затем продлил срок его заключения в СИЗО до максимального, при отсутствии обвинения и за неделю до конца этого срока Магнитского убили. И когда Владимир Кара-Мурза и еще один великий российский политик Борис Немцов добились принятия сначала в США, а потом и в других странах "акта Магнитского".., то судья.., который принимал роковые для Магнитского решения, оказался первым в списке Магнитского... когда представитель Генеральной прокуратуры заявляет в суде, в последний день заседания, что подсудимый - это враг России, враг народа, это означает, что вернулись, да собственно говоря недалеко и уходили, сталинские прокуроры. Вот к такому дню. такому моменту в жизни нашей страны, нашей общей жизни мы с вами пришли и это, конечно, абсолютно трагическое событие... ";
В том же видео на 1:00:28 Шлосберг Л. М. обсуждает "Закон об электронных повестках", а именно:
"... то есть Закон уже был, а повесток еще не было, а тут говорят, что будут опробировать. Как они это будут делать сказать очень сложно. С одной стороны, пошла огромная волна людей, закрытие аккаунтов на Госуслугах. Вообще вот наша страна семимильными шагами вприпрыжку, обгоняя сама себя, бежит в пещеру. Просто в пещеру. Вот меня устраивают Госуслуги, устраивает, потому что это на самом деле современный и качественный сервис. Он такой и есть, он таким задумывался, и он достиг значительных высот в своем развитии... Но теперь люди, образованные, грамотные, технически оснащенные, удаляют свои аккаунты на Госуслугах, отказываются от всего этого цифрового сервиса, чтобы до них не мог дотянуться военкомат, цифровой военкомат. Это мы куда идем? К свечам? Керосиновым лампам? К печам? Куда движется страна? Это же не в будущее шаг, это в прошлое... И вот парадокс. Повесточки теперь будут электронные, а граждане уходят в доцифровую жизнь. Это надо было достичь такой реакции... Одно дело строить цифровую демократию, а другое дело строить цифровое полицейское государство... И то, что мы с вами увидим в ближайшее время, изменит наше с вами представление о том, как государство может пользоваться благами цивилизации, какие на самом деле страшные вещи могут происходить, когда государство имеет своей целью не защиту прав и свобод человека, а уничтожение прав человека, ликвидацию прав человека, борьбу против человека, используя для этого все цивилизованные цифровые механизмы современной эпохи... ";
4. на YouTube канале "ГражданинЪ TV" 03.04.2023 размещено видео (https://www.youtube.com/Iive/u7PekX-vAII?feature=share) под названием "Воронка терактов. Новая внешняя политика Путина. Откровения Лукашенко. 30 лет "Новой", в котором на 48 минуте Шлосберг Л. М. поднимает тему новой концепции внешней политики Российской Федерации и её последствия, следующего содержания:
"31 марта... подписал Указ "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации"... Предшествующая концепция, утверждённая в ноябре 2016 года, отменена... После публикации этого указа МИД Китая выступил с одобрительным комментарием о новом указе... Этого не было никогда. Более того МИД Китая подтвердил, что положения концепции обсуждались в Москве во время недавнего визита в Москву Си. Этого тоже еще не было никогда. Вот такая огромная суверенная страна, претендующая на роль самостоятельного центра силы, обсуждает концепцию внешней политики с Китаем до ее публикации... И что-то здесь с суверенитетом нашей страны не так... Признавать, что в формировании такого документа принимала участие какая-то другая страна, да еще такая как Китай, на мой взгляд, очень рискованно... ";
5. 31.03.2023 на YouTube канале "Живой Гвоздь" (@zhivoygvozd) размещено видео (https://www.youtube.com/live/i_fWPOqbW2I?feature=share) под названием "Дело Москалёвых, интеллектуальный тупик власти /Шлосберг: Особое мнение", в котором Антон Орехъ берет интервью у административного истца по уголовным делам Елены Кузьминой, семьи Москалевых, признании Свободного университета "нежелательным", в котором на 15 минуте:
"... Я могу сказать абсолютно точно, что признание человека иностранным агентом - это гражданская казнь. Это настоящая гражданская казнь, это выдавливание человека из общества. И если он живёт в России, то выдавливание из страны. Признание организации нежелательной делает её неприкасаемой. Человек не может принимать участие никакое в её работе, не может быть слушателем, он не может быть организатором, он не может преподавать людям. Показывает, вот в это место ты не можешь даже ступать, ты не можешь подходить к этому месту, ты не можешь с ним никак взаимодействовать. Это вот такое государственное проклятие, просто государственное проклятие в моем понимании. Это показывает слабость государства, это капитуляция государства перед свободным образованием. Просто капитуляция государства... ";
6. 01.01.2023 на сайте медиакомпании "Немецкая волна" (Deutsche Welle, Германия https://www.dw.com/ru), включенной в реестр иностранных агентов 28.03.2022, опубликовано интервью со Шлосбергом Л.М. "Оппозиционеры в России о 2023-м: Будущее наступит не завтра" (https://www.dw.com/ru/oppozicionery-v-rossii-o- 2023m-budusee-nastupit-ne-zavtra/а-6424905 5) следующего содержания:
"После 24 февраля в России сменился политический строй. Власть перешла к тем действиям, к которым она готовилась не меньше восьми лет. Новый политический строй де-факто не предусматривает наличие в стране публичной политической оппозиции, действующей в легальном поле. Де-юре продолжает действовать конституция в той части, в которой она гарантирует свободу слова и политической деятельности.
Нужно смотреть правде в глаза. Условный 2022-й политический год начался 24 февраля, и он не закончится 31 декабря этого года. Российская политическая система еще не достигла дна, не приняла все свои людоедские решения. Нужно надеяться на будущее, но не нужно надеяться на будущее завтра. Это может привести к психологическим срывам";
7. на YouTube канале "ГражданинЪ TV" 28.12.2022 размещено видео под названием "Дмитрий Быков и Лев Шлосберг/Эволюция предательства/Люди мира" (https://www.youtube.com/live/LR4MyG6xVsY? feature=share), в котором административный истец берет интервью у Дмитрия Быкова, включенного 29.07.2022 в реестр иностранных агентов;
8. на YouTube канале "Живой Гвоздь" 20.12.2022 размещено под названием "Минюст VS Московская Хельсинкская группа/Путин и Лукашенко/ Шлосберг: Особое мнение", в котором Шлосберг Л. М. дает интервью о действиях Минюста России по отношению к Московской Хельсинской группе, так:
на 04 минуте "... Удар по Московской Хельсинской группе - это удар по связям России с Европой, с европейской политикой, с европейской культурой, европейскими ценностями. Это еще одна попытка разорвать исконные, стержневые, я бы сказал, связи России и Европы";
на 13 минуте "Не думаю, что для ликвидации "Мемориала", для ликвидации "Московской Хельсинкской группы" сейчас нужно решение... Я считаю, что... уже сделал все главные заявления в масштабе всей страны. Из этих главных заявлений четко следует, что в России не должно быть легального правозащитного движения, не разделяющего цели и приоритеты государственной политики. А все остальное уже делают Генеральная прокуратура, Минюст и ФСБ";
9. на YouTube канале "ГражданинЪ TV" 22.11.2022 размещено видео под названием "Антон Долин и Лев Шлосберг/Уже не кино/Люди мира" (https://www.youtube.com/watch?v=ygxRcCSh-zY), в котором административный истец берет интервью у Антона Долина, включенного 10.10.2022 в реестр иностранных агентов;
10. на YouTube канале "ГражданинЪ TV" 08.10.2022 размещено видео под
названием "Андрей Макаревич и Лев Шлосберг/Опрокинутый мир/Люди мира" (https://www.youtube.eom/live/b W4cG4f8vaU?feature=share), в котором
административный истец берет интервью у Андрея Макаревича, включенного 02.09.2022 в реестр иностранных агентов.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждаются факты:
распространения административным истцом сообщений и материалов ООО "Телеканал Дождь", SIA "Medusa Project", ООО "Москоу диджитал медиа", "Всемирный фонд природы", "Deutsche Welle", Бенедиктова А. А.ча, Волкова Л. М, Колезева Д. Е... Шульман Е. М, Быкова Д. Л, Долина А. В, Макаревича А. В, Эйдельман Т. Н, Гордеевой К. В, Камалягина Д. Н, Борзуновой М. М, включенных в реестр иностранных агентов;
2) участия административного истца в создании сообщений и материалов "Голоса Америки", "Север.Реалии", SIA "Medusa Project", "Deutsche Welle", "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)", "Телеканала "Настоящее Время", ООО "Телеканал Дождь", Соколова Михаила Владимировича, включенных в реестр иностранных агентов.
Частью 1 статьи 2 ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" определено, что под иностранным влиянием понимается предоставление лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иным способом.
Под поддержкой, указанной в части 1 статьи 2 ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", понимается предоставление лицу иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно- методической. научно-технической помощи, помощи в иных формах (часть 2 статьи 2 указанного Закона).
Указанная норма является диспозитивной и предусматривает иные способы влияния и (или) поддержки со стороны иностранного источника.
В соответствии с частью 1 статьи 3 ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" под иностранными источниками понимаются: иностранные государства; органы публичной власти иностранных государств; международные и иностранные организации; иностранные граждане; лица без гражданства; иностранные структуры без образования юридического лица; лица, уполномоченные источниками, указанными в пунктах 1-6 настоящей части; граждане Российской Федерации и российские юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от источников, указанных в пунктах 1-7 настоящей части, либо действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ); российские юридические лица, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 07 августа 2001 года N115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", являются иностранные граждане или лица без гражданства; лица, находящиеся под влиянием источников, указанных в пунктах 1-9 настоящей части.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что иностранный агент, в силу получения поддержки и (или) нахождения под иностранным влиянием в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 3 ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", является иностранным источником.
Так, ООО "Телеканал Дождь", чьи сообщения и материалы распространял административный истец, 20 августа 2021 года включен в реестр иностранных агентов, в том числе в связи с получением денежных средств от иностранных организаций, то есть иностранных источников, предусмотренных в пункте 3 части 1 статьи 3 ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 06 декабря 2021 года ООО "Телеканал Дождь" отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным указанного распоряжения Министерства юстиции РФ. Принимая решение, суд установил, что ООО "Телеканал Дождь" находится под иностранным влиянием, в том числе, выраженном в финансировании иностранным источником.
SIA "Medusa Project" 23 апреля 2021 года включено реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (на момент включения в указанный реестр зарегистрировано в Латвии, редакция находилась в Риге), в связи с распространением предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), а также получением поддержки в виде предоставления денежных средств от иностранной организации, то есть иностранного источника, указанного в пункте 3 части 1 статьи 3 ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". Замоскворецкий районный суд г. Москвы установив соответствие ООО "Medusa Project" критериям иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, своим решением от 05 июня 2023 года отказал последнему в удовлетворении требований о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции РФ о включении информации о заявителе в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Деятельность латвийского (SIA TV Rain) и нидерландского (TVR Studios B.V.) филиалов ООО "Телеканал Дождь", ООО "Medusa Project" признана Генеральной прокуратурой РФ нежелательной на территории Российской Федерации, поскольку ее деятельность представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности Российской Федерации.
28 марта 2022 года Министерством юстиции России в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, включена "Deutsche Welle" - федеральная немецкая международная общественная телерадиокампания. Основанием для принятия такого решения послужило, в том числе, получение поддержки в виде предоставления денежных средств от иностранной организации, то есть иностранного источника, указанного в пункте 1 части 1 статьи 3 ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". Более того, 04 марта 2022 года Роскомнадзором принято решение об ограничении доступа к сайту русской службы "Deutsche Welle", в связи с целенаправленным размещением на систематической основе информационных материалов, содержащих лживую информацию относительно сущности специальной военной операции на территории Украины, ее форме, способах ведения боевых действий (атаки на мирное население, удары по объектам гражданской инфраструктуры), количественных потерях Вооруженных Сил РФ и жертвах среди мирного населения.
Камалягин Денис Николаевич 28 декабря 2020 года включен в реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, в том числе в связи с получением поддержки в виде предоставления денежных средств от иностранной организации, то есть иностранного источника, указанного в пункте 3 части 1 статьи 3 ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". Псковский городской суд Псковской области, установив соответствие Камалягина Д.Н. критериям физического лица, выполняющего функции иностранного агента, решением от 07 мая 2021 года отказал последнему в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене решения Минюста России о включении его в соответствующий реестр.
Долин Антон Владимирович 10 октября 2022 года включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, в связи с получением поддержки в виде предоставления денежных средств от иностранной организации, то есть иностранного источника, указанного в пункте 3 части 1 статьи 3 ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". Замоскворецкий районный суд г. Москвы, установив соответствие Долина А. В. критериям физического лица, выполняющего функции иностранного агента, решением от 14 февраля 2023 года отказал последнему в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене решения Министерства юстиции России о включении его в соответствующий реестр.
Макаревич Андрей Вадимович 02 сентября 2022 года включен в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, в связи с получением поддержки в виде предоставления ему площадки для продвижения мнений относительно проводимой РФ политики, в частности о специальной военной операции от иностранного источника, указанного в пункте 4 части 1 статьи 3 ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". Замоскворецкий районный суд г.Москвы, установив соответствие Макаревича А.В. критериям физического лица, выполняющего функции иностранного агента, решением от 10 ноября 2022 года отказал последнему в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене решения Министерства юстиции России о включении его в соответствующий список.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что распространение административным истцом сообщений и материалов иностранных агентов, а также его участие в создании сообщений и материалов иностранных агентов свидетельствует о нахождении Шлосберга Л.М. под иностранным влиянием иностранных источников в виде оказания ими помощи в иной форме (поддержки), а именно: предоставление иностранными агентами (иностранными источниками) поддержки в виде доступа к информационным площадкам для размещения материалов, созданных совместно и размещенных для неограниченного круга лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; распространение административным истцом сообщений и материалов иностранных агентов (иностранных источников), за счет которых истец расширяет свой информационный контент и увеличивает свою аудиторию.
Политическая деятельность административного истца подтверждается так же постановлениями Псковского городского суда Псковской области, в соответствии с которыми Шлосберг Л.М. участвовал в организации и проведении публичных мероприятий (пункт 1 части 5 статьи 4 ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"), распространял, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнения о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике (пункт 4 части 5 статьи 4 ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием").
Так, постановлением Псковского городского суда Псковской области от 29 января 2021 года Шлосберг Л.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ (организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия).
Из содержания судебного акта следует, что Шлосберг Л.М. 23 января 2021 года, в период времени с 14 часов 00 минут до 15 часов 40 минут, находясь в "сквере Павших борцов" ("Жертв Революции") у Вечного огня по адресу: г. Псков, ул. Кузнецкая, в месте массового скопления людей - участников организованного координатором штаба Навального в г.Пскове несанкционированного шествия - фактически частично принял на себя роль организатора данного шествия, непосредственно на месте провел агитацию среди окружающих его граждан, предложил им проследовать за собой организованной группой на территорию "гайд- парка" и провел данное шествие без предварительного уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, чем нарушил требования пункта 1 части 4 статьи 5 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Постановлением Псковского городского суда Псковской области от 20 апреля 2022 года Шлосберг Л.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ (публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ).
Из вышеуказанного постановления следует, что Шлосберг Л.М. в социальной сети "Вконтате" на странице пользователя под псевдонимом "Л... ", находящейся в свободном доступе, администратором которой он является, разместил и публично демонстрировал информацию, в виде скриншота с видеофайла, с трансляции выпуска новостей на "Первом канале", во время которого М... публично продемонстрировала плакат с текстом "NO WAR ОСТАНОВИТЕ ВОЙНУ НЕ ВЕРЬТЕ ПРОПАЕАНДЕ ЗДЕСЬ ВАМ ВРУТ... ". На заставке данного скрин-шота изображена женщина, сидящая за столом, а так же женщина, которая стоит и держит в руках плакат с надписью "NO WAR ОСТАНОВИТЕ ВОЙНУ НЕ ВЕРЬТЕ ПРОПАГАНДЕ ЗДЕСЬ ВАМ ВРУТ... ", над которым им был размещен комментарий "М... сделала "Первый канал" снова первым. На пять секунд. Пять секунд правды могут смыть грязь недель пропаганды. Эти пять секунд будут моральным угрызением для всех, кто мог сказать слово правды, но струсил и оправдал свою трусость. Испугавшихся история наградит забвением. А пять секунд М... останутся. И спасут честь России перед Украиной. М.., спасибо".
Постановлением Псковского городского суда Псковской области от 16 мая 2022 года Шлосберг Л.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ (публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации).
Из данного постановления следует, что Шлосберг Л.М. при помощи доступа к интернету на YouTube-канале "ГражданинЪ TV", находящемся в свободном доступе для неограниченного круга лиц, 04 апреля 2022 года разместил и публично демонстрировал информацию в виде видеозаписи с трансляцией собственного выступления, в ходе которого говорил, в том числе о том, что российские войска в ходе специальной военной операции 5 недель (с 25 февраля по 31 марта 2022 года) находились в г. Буча, где были ключевой политической и единственной военной силой, а так же про массовые захоронения казненных граждан в г. Буча со ссылкой на "большинство СМИ всего мира", которые связывают указанные действия с подразделениями Министерства обороны России.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Шлосберг Л.М, находясь под иностранным влиянием, осуществляет виды деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 4 ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", таким образом, соответствует критериям иностранного агента, определенным в части 1 статьи 1 ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Кроме того, Министерством юстиции РФ учтено, что Шлосберг Л.М. являлся учредителем и директором АНО "Центр социального проектирования "Возрождение" N), сведения о котором, в соответствии с распоряжением Минюста России от 30 декабря 2014 года N2025-р "О включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента", внесены в реестр на основании проверки прокуратуры Псковской области в сентябре 2014 года.
В случае выявления лица, действующего в качестве иностранного агента, которое не подало заявление, предусмотренное частями 1 или 2 статьи 7 ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", уполномоченный орган принимает решение о включении такого лица в реестр в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня выявления, о чем уведомляет такое лицо в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Согласно подп. "е" пункта 9 Порядка ведения реестра иностранных агентов и размещения содержащихся в нем сведений на официальном сайте Министерства юстиции РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 29 ноября 2022 года N307, основанием для включения в реестр, в том числе является распоряжение Министерства юстиции РФ, изданное на основании результатов анализа сведений об объектах государственного контроля, представленных в соответствии с ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", а также предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), распространяемых (размещаемых) объектами государственного контроля.
Проанализировав представленную 16 июня 2023 года из Главного управления по противодействию экстремизму МВД РФ совокупность информации в отношении Шлосберга Л.М, во исполнение требований статьи 7 ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", распоряжением Министерства юстиции РФ от 16 июня 2023 года N811-р, то есть в установленный законом десятидневный срок, Шлосберг Л.М. был включен в реестр иностранных агентов.
19 июня 2023 года, в установленный законом пятидневный срок, Минюст России направил Шлосбергу Л.М. почтовой заказной корреспонденцией с уведомлением уведомление о включении в реестр иностранных агентов N10- 71252/23, поступившее в место вручения 05 июля 2023 года.
Разрешая заявленные административные исковые требования о признании распоряжения незаконным и отказывая в их удовлетворении, учитывая установленный факт распространения административным истцом информации, предназначенной для неограниченного круга лиц в публичном пространстве, под влиянием иностранных источников, в том числе выполняющих функции иностранного агента, предназначенной для неограниченного круга лиц, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у Минюста России законных оснований для принятия оспариваемого распоряжения от 16 июня 2023 года N811-р о включении Шлосберга Л.М. в реестр иностранных агентов.
Суд обоснованно исходил из того, что при принятии распоряжения Минюст России действовал в пределах своей компетенции, процедура и порядок принятия распоряжения административным ответчиком соблюдены; для принятия распоряжения имелись основания, предусмотренные вышеприведенными нормами права. Фактов дискриминации и чрезмерного вмешательства государства в частные дела административного истца, наличие политических мотивов оспариваемого распоряжения не установлено, права административного истца, в том числе, на уважение частной жизни, свободное выражение мнения, равенства, не нарушены.
Вопреки доводам стороны административного истца Минюстом указаны положения Федерального закона N255-ФЗ, на основании которых Шлосберг Л.М. включен в реестр иностранных агентов - в связи с осуществлением деятельности, предусмотренные частью 2 и подпунктом 2 части 6 статьи 4 Закона.
Как верно отметил суд первой инстанции, осуществление закрепленных статьей 29 Конституции РФ прав свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свободы мысли и слова, свободы массовой информации, запрета цензуры и принуждения к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.
Конституция РФ устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29).
Суд правомерно критически оценил доводы административного истца, о том, что в связи с включением его в реестр иностранных агентов, государство незаконно и необоснованно возложило на него обязанности, чем без надлежащих правовых оснований ограничило его свободу деятельности.
Кроме того, обязанности и ограничения, которые в связи с включением в реестр иностранных агентов возложены на административного истца, распространяются на всех лиц с аналогичным статусом. Такие требования установлены действующим законодательством для всех иностранных агентов, что существующему правопорядку не противоречит; от исполнения обязанности по соблюдению данных требований закона Российской Федерации административный истец не освобожден.
Суд первой инстанции, установив, что Минюстом России представлены доказательства, подтверждающие обоснованность решения и право на принятие оспариваемого решения, соблюдение порядка его принятия и информирования, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Доводы жалобы о недопустимости представленных Минюстом России доказательств обоснованно отвергнуты судом первой инстанции как несостоятельные, поскольку представленная информация в отношении Шлосберга Л.М. с приложениями скриншотов из сети "Интернет" была получена МВД РФ из открытых источников, а не в рамках ОРД, как указывал административный истец.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 07.02.2011 N З-ФЗ "О полиции" полиция в пределах полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.
Материалы, поступившие из Управления, имеют гриф "для служебного пользования".
Таким образом, какие-либо документы, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности в Министерство Юстиции органами внутренних дел не представлялись. Направленная органами полиции в Минюст информация имеет гриф для служебного пользования, а не секретный и не является полученной в результате оперативно-розыскных мероприятий.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы жалобы о допущенных судом первой инстанции нарушениях положений статьи 84 КАС РФ при оценке доказательств.
В силу части 1 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
В обжалуемом решении изложены доказательства, которые оценены судом как относимые, допустимые и достоверные, а также изложена оценка, в том числе достаточности и взаимосвязи в их совокупности для установления юридически значимых обстоятельств.
Оснований не согласиться с данной оценкой судебная коллегия не усматривает.
Копии представленных Министерством Юстиции документов проанализированы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, установленным статьёй 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и признаны достоверными доказательствами.
Имеющиеся в деле Шлосберга Л.М. документы, в том числе предусмотренные подпунктами "в" и "р" пункта 6 Порядка ведения реестра иностранных агентов и размещения содержащихся в нем сведений на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 ноября 2022 года N 307, копия распоряжения Минюста России о включении в реестр, документов, поступивших от органов публичной власти, послуживших основанием для включения иностранного агента в реестр, обосновывают позицию административного ответчика.
Иные документы, имеющиеся в деле иностранного агента, предусмотренные пунктом 6 Порядка, отношения к рассматриваемому административному спору не имеют.
Содержащиеся в кассационной жалобе доводы о том, что оспариваемое распоряжение незаконно подписано заместителем Министра юстиции прямо противоречат положениям приказа Минюста России от 29.11.2022 N 307 "Об утверждении Порядка ведения реестра иностранных агентов и размещения содержащихся в нем сведений на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Порядка принятия решения об исключении физического лица, впервые включенного в реестр иностранных агентов, из реестра иностранных агентов, формы заявления иностранного агента об исключении из реестра иностранных агентов" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2022 N 71228), предусматривающего подписание распоряжений о включении в реестр иностранных агентов заместителем Министра юстиции Российской Федерации, к полномочиям которого отнесены вопросы ведения реестра.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Псковского городского суда Псковской области от 08 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 16 января 2024 года по административному делу N 2а-4075/2023 по административному исковому заявлению Шлосберга Л. М. к Министерству юстиции Российской Федерации о признании распоряжения незаконным оставить без изменения, кассационную жалобу Шлосберга Л. М. - без удовлетворения.
Решение Псковского городского суда Псковской области от 08 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 16 января 2024 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 08 июля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.