Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Корнюшенкова Г.В, Стаховой Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1487/2023 по кассационной жалобе Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 февраля 2024 года, которыми удовлетворен административный иск Бойковой "данные изъяты" о признании незаконным распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 30 декабря 2014 года N 8691-рк в части включения в границы земельного участка, переданного в собственность правообладателей помещений многоквартирного дома, проезда со стороны двора многоквартирного дома.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бойкова Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, в котором просила признать незаконным распоряжение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 30 декабря 2014 года N 8691-рк в части включения в границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" проезда со стороны двора многоквартирного дома по адресу: "данные изъяты"
В обоснование заявленных требований Бойкова Л.А. указала, что она является собственником "адрес", расположенной в Санкт-Петербурге в многоквартирном "адрес"
10 августа 2022 года в ответ на ее заявление ТСЖ "Загребский 27/16" сообщило о сборе денежных средств для оплаты ремонта внутридворового проезда, переданного в собственность собственников помещений указанного многоквартирного дома в составе земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", между тем по вопросу передачи в их собственность земельного участка общее собрание собственников помещений многоквартирного дома не проводилось.
Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 30 декабря 2014 года N 8691-рк утверждена схема расположения земельного участка, при этом в границы участка включен проезд со стороны двора многоквартирного дома, являющийся дорогой общего пользования, что противоречит действующему законодательству.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 12 февраля 2024 года, административный иск удовлетворен, признано незаконным распоряжение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 30 декабря 2014 года N 8691-рк в части включения в границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" внутриквартального проезда со стороны парадных двора вдоль многоквартирного дома по адресу: "данные изъяты"
В кассационной жалобе Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее-КИО Санкт-Петербурга) просит отменить судебные акты, указав на их незаконность и необоснованность в виду неправильного применения норм материального права, регулирующих спорные правоотношения; просит принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судом не допущено.
Из материалов дела следует, что Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с техническим паспортом от 10 марта 1978 года многоквартирный дом по адресу: "данные изъяты"
Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 30 декабря 2014 года N 8691-рк утверждена схема расположения земельного участка площадью 9 823 кв.м, по адресу: "данные изъяты", с видом разрешенного использования: для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов).
Пунктом 2 распоряжения установлены ограничения в использовании земельного участка: охранная зона водопроводных сетей площадью 268 кв.м.; охранная зона водопроводных сетей площадью 436 кв.м; охранная зона газораспределительной сети площадью 1 587 кв.м; охранная зона канализационных сетей площадью 3 988 кв.м.; охранная зона канализационных сетей площадью 18 кв.м.; охранная зона подземных кабельных линий электропередачи площадью 4 кв.м.; охранная зона подземных кабельных линий электропередачи площадью 284 кв.м.; охранная зона подземных кабельных линий электропередачи площадью 72 кв.м.; охранная зона подземных кабельных линий электропередачи площадью 58 кв.м.; охранная зона подземных кабельных линий электропередачи площадью 107 кв.м.; охранная зона сетей связи и сооружений связи площадью 581 кв.м, охранная зона сетей связи и сооружений связи площадью 37 кв.м, право прохода и проезда площадью 2 094 кв.м.
На основании указанного распоряжения филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу" 25 февраля 2015 года земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера "данные изъяты"
В соответствии с ответом Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга N 1-1-438Н/5 от 23 августа 2023 года сведения о разработанном проекте границ землепользования участком по адресу: "данные изъяты", отсутствуют, а также отсутствует распоряжение на разработку проекта планировки и проекта межевания.
Согласно Региональной геоинформационной системы земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", сформированный для многоквартирного дома по адресу: "адрес" расположен в кадастровом квартале "данные изъяты" При этом проезд к указанному многоквартирному дому по своему функциональному назначению предназначен для подъезда транспортных средств как к данному многоквартирному дому, так и к близлежащим многоквартирным домам, что соответствует основному назначению внутриквартального проезда в силу действующему на дату принятия оспариваемого распоряжения Своду правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 820.
Сведений о выделении в составе территории Санкт-Петербурга, такого элемента планировочной структуры территории города, как квартал, в пределах которого расположен многоквартирный дом по адресу: "данные изъяты" а также установления границ территории общего пользования, суду не представлены, поскольку утвержденный проект планировки с проектом межевания территории, на котором расположен земельный участок, отсутствует.
Разрешая возникший спор и признавая незаконным распоряжение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 30 декабря 2014 года N 8691-рк в части включения в границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" внутриквартальный проезд со стороны парадных многоквартирного дома по адресу: "данные изъяты", суды исходили из того, что внутриквартальный проезд является дорогой общего пользования, поскольку обеспечивает движение транспорта неограниченному кругу лиц не только к указанному многоквартирному дому, но к иным многоквартирным домам в том числе; такой проезд не является элементом благоустройства многоквартирного "данные изъяты", и не предназначен исключительно для обслуживания и эксплуатации данного дома и расположенных на указанном земельном участке объектов, поэтому внутриквартальный проезд не может передаваться в собственность собственников помещений многоквартирного дома и являться общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома в силу части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Выводы судов являются правильными.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) в Постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установилв Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного федерального закона).
Из частей 2-5 статьи 16 указанного федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 февраля 2015 года N 98 утверждено Положение о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Положение).
В силу пункта 1.2 названного Положения КИО Санкт-Петербурга проводит государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга, контроля за его использованием и сохранностью, а также в сфере земельных отношений.
Одной из задач КИО Санкт-Петербурга является реализация государственной политики в сфере земельных отношений на территории Санкт-Петербурга (пункт 2 Положения).
На дату возникновения спорных правоотношений полномочия по формированию земельных участков под многоквартирными домами исполнял Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт- Петербурга (далее- КЗРиЗ Санкт-Петербурга).
В соответствии с пунктом 11.4 "Сеть улиц и дорог" Свода правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденного приказом Минрегиона Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 820, в составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 7, согласно которой внутриквартальный проезд отнесен к категории "улицы и дороги местного значения", основное назначение дороги - подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", раздел 1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 N 1090, дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги подразделяются на несколько видов, в том числе в зависимости от их значения выделяются дороги:
- местного значения - дороги в границах населенных пунктов, за исключение дорог, отнесенных к дорогам иного значения (часть 9);
- частные автомобильные дороги - дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц (часть 12).
При этом среди "местных дорог" выделяют основные и местные улицы, местные дороги и проезды.
Местные дороги и проезды обеспечивают связь жилых и производственных территорий (дороги), а также непосредственный подъезд к участкам жилой, производственной и общественной застройки (проезды) (таблица 11.3 "П 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", утв. Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года N 1034/пр).
Ремонт и содержание автомобильных дорог относится к дорожной деятельности (пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") и осуществляется в отношении дорог:
- местного значения - уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
- частных дорог - физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог (часть 4 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Из приведенных правовых норм следует, что о внутриквартальные дороги - это объект транспортной инфраструктуры, дорога, которая расположена в пределах отдельного квартала и предназначена для предоставления непосредственного проезда к внутриквартальным участкам застройки, а также для связи с местными и основными улицами (дорогами) поселения.
Поскольку квартал - "малый" элемент территории поселения, то внутриквартальные дороги относятся к дорогам общего пользования местного значения или к частным автомобильным дорогам (в том числе местные улицы и проезды (внутриквартальные).
Согласно пункту 9 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 14 февраля 2014 года N 23-9 (в редакции от 14 февраля 2014 года) "О региональных нормативах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга" (принят Законодательным собранием Санкт- Петербурга 22 января 2014 года), действующим на момент возникновения правоотношений между сторонами, внутриквартальный проезд расположенная в границах квартала территория общего пользования, обеспечивающая подъезды к отдельным земельным участкам внутри элемента планировочной структуры.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципального образования относятся схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральный план поселения (пункты 1, 2 часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 6 ноября 2003 года N 387-О, от 15 июля 2010 года N 931-О-О, от 25 февраля 2016 года N 242-О).
Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга (Закон Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга"), действовавшими на дату возникновения правоотношений сторон возникшего спора, указанный выше земельный участок отнесен к территориальной зоне ТЗЖ2: жилая зона среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.
В силу пункта 2 статьи 21 главы 2 приложения 3 часть II Закона Санкт- Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" целями выделения зоны ТЗЖ2 являются, в том числе: развитие необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
Основным видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в пределах территориальной зоны ТЗЖ2, в числе прочих является: для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов).
Пунктом 5 статьи 21 части II Приложения N 3 к Правилам землепользования и застройки, устанавливающей градостроительный регламент зоны ТСЖ2, вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства определяются в соответствии со статьей 3 части II настоящих Правил.
Как следует из пункта 1 статьи 3 главы 1 Приложения 3 к Закону Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" для всех видов объектов с основными и условно разрешенными видами использования вспомогательные виды разрешенного использования применяются в отношении объектов, технологически связанных с объектами, имеющими основной и условно разрешенный вид использования или обеспечивающих их безопасность в соответствии с нормативно-техническими документами, в том числе: проезды общего пользования.
Таким образом, нормы действующего законодательства не содержат ограниченного перечня объектов, которые могут являться землями общего пользования.
Понятие "квартал" не содержится в Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга, действовавших в спорный период.
В силу пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.
В Своде правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 820, действующих на дату принятия оспариваемого распоряжения, указано, что квартал - это планировочная единица застройки в границах красных линий, ограниченная магистральными или жилыми улицами.
Согласно пункту 6 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 14 февраля 2014 года N 23-9 "О региональных нормативах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга" квартал, выделяемый в составе проекта планировки территории, является элементом планировочной структуры территории Санкт-Петербурга.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 22 мая 2006 года N 515 утверждена Инструкция о порядке разработки, составе и содержании документации по планировке территории в Санкт-Петербурге, согласно которой:
квартал (микрорайон) - основной элемент планировочной структуры Санкт-Петербурга, ограниченный основными красными линиями, а также иными линиями градостроительного регулирования от иных элементов планировочной структуры города;
территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Исходя из понятия "территория общего пользования", данного в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса, и учитывая, что запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории.
Сведений о выделении в составе территории Санкт-Петербурга такого элемента планировочной структуры территории города, как квартал, в пределах которого расположен многоквартирный "данные изъяты" а также установления границ территории общего пользования, суду не представлено, поскольку утвержденный проект планировки с проектом межевания территории, на котором расположен земельный участок, отсутствует.
С учетом изложенного, включение оспариваемым распоряжением в состав общего имущества многоквартирного дома внутриквартального проезда, является незаконным.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию административного ответчика, выраженную при разбирательстве дела в судах обоих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки и получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути. Вновь приведенные в кассационной жалобе, они не могут повлечь отмену судебных актов.
Несогласие административного ответчика с выводами суда в связи с иным толкованием норм права, примененных судом, правильность обжалуемых судебных актов не опровергают и не могут служить основанием для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июня 2023 года и апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное кассационное определение составлено 17 июля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.