N 88а-15422/2024
город Санкт-Петербург 5 июля 2024 года
Судья судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции Корнюшенков Г.В, рассмотрев в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, единолично без проведения судебного заседания кассационную жалобу администрации муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области на определение Выборгского городского суда Ленинградской области от 28 марта 2023 года об отказе в исправлении описки в решении суда и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 2 ноября 2023 года по административному делу N 2а-4176/2022 (административный материал N 13а-689/2023),
УСТАНОВИЛ:
вступившим в законную силу решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 декабря 2022 года по административному делу N 2а-4176/2022 удовлетворены административные исковые требования Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области об обязании оборудовать кладбище.
Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района, выразившееся в неиспользовании комплекса действий, направленных на оборудование кладбища, расположенного в "адрес", по адресу: "адрес", в соответствии с требованиями пункта 2.4 приложения 1 к постановлению Правительства Ленинградской области от 11.01.2022 N 7.
На администрацию муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области возложена обязанность оборудовать кладбище в пос. "адрес", расположенное по адресу: "адрес", в соответствии с требованиями пункта 2.4 приложения 1 к постановлению Правительства Ленинградской области от 11.01.2022 N 7, стендом с планом места погребения, на котором обозначены основные зоны (ритуальная, административно-хозяйственная, захоронений), здания и сооружения, кварталы и секторы захоронений и их нумерация на территории кладбищ; указателями, обозначающими номер квартала и сектора; общественными туалетами, отвечающими санитарно-гигиеническим, эпидемиологическим и экологическим требованиям; контейнерами для накопления отходов, включающими возможность раздельного сбора твердых коммунальных отходов на территории кладбища; стационарными скамейками в секторах, установленными не более чем в 300 метрах друг от друга; местами накопления строительного мусора, системой дренажа, в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 47-53).
27 марта 2023 года в Выборгский городской суд Ленинградской области от администрации муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области поступило заявление об исправлении описки в решении суда, исключив из резолютивной части решения слова "системой дренажа" (л.д. 63).
Определением Выборгского городского суда Ленинградской области от 28 марта 2023 года (л.д. 67-69), оставленным без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 2 ноября 2023 года (л.д. 96-99) в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе администрации муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области на определение Выборгского городского суда Ленинградской области от 28 марта 2023 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 2 ноября 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 27 мая 2024 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 6 июня 2024 года, ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов.
В силу положений статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы осуществляется в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения судебного заседания.
Оснований для вызова лиц, участвующих в деле, в суд кассационной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив кассационную жалобу, материалы административного дела N 2а-4176/2022, оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов не усматриваю.
Как следует из просительной части уточненного административного иска, в рамках административного дела N 2а-4176/2022 прокурором были заявлены требования: о признании незаконным бездействия администрации, выразившееся в неиспользовании комплекса действий, направленных на оборудование кладбища в "адрес", по адресу: "адрес", в соответствии с требованиями пункта 2.4 приложения 1 к постановлению Правительства Ленинградской области от 11.01.2022 N 7; обязать администрацию муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области возложена обязанность оборудовать кладбище в пос. "адрес", расположенное по адресу: "адрес", в соответствии с требованиями пункта 2.4 приложения 1 к постановлению Правительства Ленинградской области от 11.01.2022 N 7, стендом с планом места погребения, на котором обозначены основные зоны (ритуальная, административно-хозяйственная, захоронений), здания и сооружения, кварталы и секторы захоронений и их нумерация на территории кладбищ; указателями, обозначающими номер квартала и сектора; общественными туалетами, отвечающими санитарно-гигиеническим, эпидемиологическим и экологическим требованиям; контейнерами для накопления отходов, включающими возможность раздельного сбора твердых коммунальных отходов на территории кладбища; стационарными скамейками в секторах, установленными не более чем в 300 метрах друг от друга; местами накопления строительного мусора, системой дренажа, в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.34-35).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 декабря 2022 года требования прокурора удовлетворены с учетом уточненных требований в полном объеме.
Отказа в части требований об обязании оборудования кладбища системой дренажа, прокурором не заявлялось, определения о прекращении производства в указанной части судом не принималось.
Отказывая в удовлетворении заявления администрации муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области об исправлении описки в решении суда, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о том, что исправление описки по указанным в нем основаниям по существу являлось бы изменением судебного акта после его вынесения, что прямо запрещено положениями статьи 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации после объявления решения по административному делу суд, принявший решение, не вправе отменить или изменить его.
Частью 2 статьи 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд, принявший решение по административному делу, по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе может исправить допущенные в этом решении описки, опечатки, явные арифметические ошибки независимо от того, вступило ли решение суда в законную силу.
Заявляя требование о внесении исправлений, администрации муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области фактически выражает несогласие с решение суда.
Между тем для проверки законности судебных актов институт исправления описок, опечаток и явных арифметических ошибок, регламентированный статьей 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не применим.
То обстоятельство, что, как указывает податель кассационной жалобы, в иных аналогичных административных делах прокурор исключил требования об обязании оборудовать кладбища системой дренажа, о наличии оснований для исключения в рамках данного административного дела из резолютивной части судебного решения слов "системой дренажа" в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не свидетельствует. Основания для удовлетворения или отказа в удовлетворении заявленных требований устанавливаются судом при разрешении дела в каждом конкретном случае с учетом представленных доказательств по делу и установленных обстоятельств.
Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение Выборгского городского суда Ленинградской области от 28 марта 2023 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 2 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области - без удовлетворения.
Определение Выборгского городского суда Ленинградской области от 28 марта 2023 года, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 2 ноября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в Верховный Суд Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.