Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шевчук Т.В, судей Стешовиковой И.Г, Сенчуковой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карасевой М.В. на решение Нарьяна-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 23 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Ненецкого автономного округа от 5 марта 2024 г. по гражданскому делу N 2-1188/2023 по иску Карасевой М.В. к администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" о признании постановления незаконным, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
Карасева М.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее - администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", Администрация) о признании постановления незаконным.
В обоснование заявленных требований указала, что постановлением Администрации от 13 июля 2016 г. ее семья, как многодетная, поставлена на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а постановлением от 9 января 2017 г. принята на учет для предоставления компенсационной социальной выплаты. На основании письма ГКУ Ненецкого автономного округа "Отделение социальной защиты населения" постановлением ответчика от 23 мая 2023 г. N 766 она с членами семьи снята с указанного учета в связи с отсутствием факта совместного проживания детей с родителями и переездом семьи на постоянное место жительство за пределы Ненецкого автономного округа. Полагает, что указанное постановление является незаконным, поскольку местом жительства ее семьи является г. Нарьян-Мар Ненецкого автономного округа, их отсутствие в населенном пункте являлось временным.
Решением Нарьяна-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 23 ноября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Суда Ненецкого автономного округа от 5 марта 2024 г, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные постановления, полагая, что судом нарушены нормы материального права.
Представитель ответчика представил возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, в связи с чем, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, в пределах доводов кассационной жалобы, согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены состоявшихся судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу такие нарушения с учетом доводов кассационной жалобы допущены нижестоящими судами.
Судом при рассмотрении дела установлено, что семья Карасевых имеет статус многодетной семьи.
На основании постановления администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 13 июля 2016 г. N 806 многодетная семья Карасевой М.В. в составе: истца, супруга Карасева В.В. и детей - ФИО1, ФИО2 ФИО3. была принята на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением Администрации от 9 января 2017 г. N 10 истец и члены ее семьи приняты на учет для предоставления компенсационной социальной выплаты.
Постановлением Администрации от 22 мая 2023 г. N 766 Карасева М.В. и члены ее семьи: "данные изъяты", сняты с учета для предоставления компенсационной социальной выплаты и с учета многодетных семей в целях бесплатного предоставления в собственность многодетной семьи земельных участков в связи с несоответствием многодетной семьи требованиям, предусмотренным ст. 2 Закона НАО от 15 ноября 2011 г. N 79-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе".
Полагая, что указанное постановление является незаконным, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что семья Карасевых правомерно снята с учета для предоставления компенсационной социальной выплаты и с учета многодетных семей в целях бесплатного предоставления в собственность многодетной семьи земельных участков, поскольку сфера основных жизненных интересов истца и членов ее семьи расположена за пределами Ненецкого автономного округа, что также имело место и по состоянию на дату принятия оспариваемого решения.
Приходя к указанным выводам, суд установил, что Карасева М.В, ФИО1 ФИО2 ФИО3 на срок с 14 ноября 2021 г. по 14 ноября 2026 г. зарегистрированы по месту пребывания по адресу: "адрес"
В связи со сменой места жительства ФИО2 15 октября 2019 г. отчислена из ГБОУ НАО "Детский сад "Ромашка" и 22 декабря 2021 г. зачислена з МБДОУ "Детский сад N 18 общеразвивающего вида" (Московская область), а ФИО1. и ФИО3 обучаются в МБОУ "Колюбакинская СОШ".
В заявлениях о зачислении детей адресом их фактического проживания указан: "адрес"
Согласно сообщению ГБУЗ Московской области "Рузская областная больница" в период с февраля 2021 года по май 2023 года имели место факты обращений за медицинской помощью "данные изъяты". Местом жительства пациентов указан адрес: "адрес"
В соответствии с представленными сведениями о трудовой деятельности Карасев В.В. с 1 сентября 2020 г. и по настоящее время трудоустроен в Московской области.
Из сведений, предоставленных УМВД России по Ненецкому автономному округу о произведенных авиаперелетах следует, что с 2021 года Карасева М.В, ФИО1 ФИО3 проживая в Московской области, на незначительное время прилетали в г. Нарьян-Мар.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, отметив, что на момент принятия оспариваемого решения истец вместе со своей семьей проживала в Московской области, ее супруг осуществлял там трудовую деятельность, дети посещают дошкольные и школьные образовательные учреждения, в связи с чем является обоснованным вывод о несоответствии многодетной семьи Карасевых требованиям, предусмотренным ст. 2 Закона НАО N 79-ОЗ, что в свою очередь влечет снятие семьи с учета в целях бесплатного предоставления земельного участка в Ненецком автономном округе для индивидуального жилищного строительства и с учета в целях предоставления компенсационной выплаты взамен земельного участка.
Судебная коллегия кассационной инстанции полагает, что при принятии указанных судебных актов судами не были приняты во внимание следующие обстяотельства.
Условия и порядок бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, проживающих на территории Ненецкого автономного округа, земельных участков, находящихся в собственности Ненецкого автономного округа или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства определены в Законе НАО от 15 ноября 2011 г. N 79-03 "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе" (далее - Закон НАО N 79-03).
Статьей 2 указанного Закона установлено, что многодетная семья - граждане, состоящие в браке (супруги), либо одинокая мать (одинокий отец), усыновители (усыновитель), приемные родители (приемный родитель), проживающие на территории Ненецкого автономного округа, имеющие на воспитании трех и более детей, в том числе пасынков и падчериц, в возрасте до 18 лет, а также не состоящих в браке детей в возрасте до 23 лет (включительно), совместно проживающих с родителями (родителем), усыновителями (усыновителем) или приемными родителями (приемным родителем) либо обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях среднего общего образования, среднего профессионального образования или высшего образования, либо проходящих военную службу по призыву.
Члены многодетной семьи - супруг (супруга) либо одинокая мать (одинокий отец), усыновитель, приемный родитель, дети в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы, дети, переданные на воспитание в приемную семью (приемные дети), за исключением детей, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, в отношении которых отменено усыновление (удочерение) либо находящихся на полном государственном обеспечении, и детей, находящихся на воспитании и содержании родителя (усыновителя, приемного родителя), не являющегося членом данной многодетной семьи, а также не состоящие в браке дети в возрасте до 23 лет (включительно), совместно проживающие с родителями (родителем), усыновителями (усыновителем) или приемными родителями (приемным родителем) либо обучающиеся по очной форме обучения Е образовательных организациях среднего общего образования, среднего профессионального образования или высшего образования, либо проходящий военную службу по призыву.
В соответствии с п. п. 1, 4 и 5 ч. 1 ст. 3 указанного Закона земельный участок для индивидуального жилищного строительства предоставляется собственность многодетной семье бесплатно при условии, если, в частности, один из супругов проживает на территории Ненецкого автономного округа не менее 10 лет; один или оба супруга в многодетной семье состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст. ст. 51, 52 ЖК РФ либо имеются основания для постановки их на данный учет; ни одному из супругов не предоставлялся в собственность бесплатно земельный участок либо иные меры социальной поддержки взамен земельного участка на основании настоящего Закона и не предоставлялся в собственность бесплатно земельный участок на основании пп. 7 ст. 39.5 ЗК РФ.
Согласно ст. 6.1 Закона НАО N 79-03 многодетной семье, состоящей по предусмотренным ч. 1 ст. 3 названного Закона основаниям на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с ее согласия взамен земельного участка может быть предоставлена компенсационная социальная выплата. Многодетные семьи, выразившие согласие на предоставление компенсационной социальной выплаты, включаются в соответствующую очередь в порядке, установленном согласно ч. 1 ст. 5 указанного Закона.
Размер, условия и порядок предоставления компенсационной социальной выплаты определен в Положении о предоставлении компенсационных социальных выплат взамен бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе, утвержденном постановлением администрации НАО от 16 ноября 2016 г. N 368-п.
Пунктом 16 Положения о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе, утвержденном Постановлением администрации НАО от 14 декабря 2011 г. N 290-п, предусмотрено, что снятие многодетных семей с учета осуществляется уполномоченным органом по основаниям, предусмотренным п. 8 ст. 5 Закона НАО N 79-03.
Согласно п.п. 4 п. 8 ст. 5 Закона НАО N 79-03 решение органа местного самоуправления о снятии многодетной семьи с учета принимается в случаях выявления в представленных документах сведений, свидетельствующих об отсутствии у многодетной семьи права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка.
В соответствии с п. 3 Положении о предоставлении компенсационных социальных выплат взамен бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе, утвержденном постановлением администрации НАО от 16 ноября 2016 г. N 368-п компенсационная социальная выплата предоставляется многодетной семье, состоящей на учете для предоставления компенсационной социальной выплаты, с учетом очередности постановки ее на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в Ненецком автономном округе для индивидуального жилищного строительства в соответствии с постановлением Администрации НАО от 14 ноября 2011 г. N 290-п.
Снятие многодетной семьи с учета для предоставления компенсационной социальной выплаты осуществляется органом МСУ при выявлении в представленных документах сведений, свидетельствующих об отсутствии у многодетной семьи права на получение компенсационной социальной выплаты взамен бесплатного приобретения в собственность земельного участка в Ненецком автономном округе для индивидуального жилищного строительства (пп.5 п.14 Положения).
Применительно к Закону НАО N 79-03 право лиц, имеющих троих и более детей, на получение земельного участка в собственность бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства, либо компенсационной социальной выплаты взамен бесплатного предоставления земельного участка в силу указанного правового регулирования связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Ненецкого автономного округа.
В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей или опекунов.
Из анализа положений ст. ст. 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить снованием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
По смыслу указанных норм закона посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" снимая с учета семью истца, указала следующие основания; а) отсутствие факта совместного проживания детей с родителями, (и б) переездом семьи на постоянное место жительства за пределы Ненецкого автономного округа (посещение несовершеннолетними членами семьи образовательных учреждений города Рузы Московской области).
Суды, разрешая спор, согласились с выводами администрации Ненецкого автономного округа, что семья Карасевых не проживает на территории Ненецкого автономного округа, в связи с чем правомерно снята с учета по предоставлению земельного участка.
Между тем, приходя к выводу о не проживании семьи по месту регистрации, суды не выяснили обстоятельства отсутствия истца и членов её семьи по месту регистрации в г. Нарьян-Мар, связано ли такое не проживание наличием уважительных причин (обучение детей, получение медицинской помощи), является ли такое отсутствие постоянным или носит временный характер.
Из справок управляющей компании - Общества с ограниченной ответственностью "Успех" от 19.01.2023 г. N б/н и от 14.02.2023 г. N б/н следует, что по адресу "адрес" совместно проживают Карасёва М.В, ДД.ММ.ГГГГ г.р, Карасёв В.В, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, а также Карасёв В.В, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
В соответствии со справкой муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Колюбакшюкая средняя общеобразовательная школа" от 25.01.2023 г. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. посещала МБОУ "Колюбакинская СОШ" дошкольное отделение в ноябре - декабре 2021 г, и в 2022 г.
ФИО2 наблюдается и посещает врачей Центральной районной поликлиники Заполярного района Ненецкого автономного округа, что том числе подтверждается первичным приемом врача 30 сентября 2022 года. В настоящий момент зачислена в 1 класс ГБОУ НАО "Средняя школа N 4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов".
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии факта проживания истца Карасевой и членов её семьи сделан без учета представленных доказательств, в отрыве от материалов дела, и без установления обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора.
Кроме того, отказывая в удовлетворении иска суд, указал, что ссылка представителя истца на нарушение процедуры принятия решения о снятии с учета, несостоятельна, поскольку основанием для снятия семьи с учета является, именно несоответствие многодетной семьи требованиям, предусмотренным ст. 2 Закона НАО от 15.11.2011 г. N79-03 "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе", что предусмотрено п.4 ч.8 ст. 5 Закона НАО от 15.11.2011 г. N79-03.
Между тем, п.4 ч.8 ст. 5 закона НАО от 15.11.2011 г. N79-03 "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе" предусмотрено основание для снятие многодетной семьи с учета - выявление в представленных документах сведений, свидетельствующих об отсутствии у многодетной семьи права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка.
Данные обстоятельства в ходе судебного разбирательства не исследовались, ответчиком не указаны сведения, свидетельствующие об отсутствии у семьи истца права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, доказательства, подтверждающие данные обстоятельства, не представлялись.
Между тем, ч. 8 ст.5 Закона НАО от 15.11.2011 г. N79-03 "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе" предусматривает закрытый перечень оснований для снятия многодетной семья с учета.
Несоответствие многодетной семьи требованиям, предусмотренным ст. 2 закона НАО от 15.11.2011 г. N79-03 "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе", указанные судом, как основание для снятие с учета семьи истца, не предусмотрено в ч. 8 ст. 5 Закона НАО от 15.11.2011 г. N79-03 "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе".
Основание, указанное в постановлении ответчика, п.5 ч.8 ст.5 Закона НАО от 15.11.2011 г. N79-03 "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе", предусматривает необходимость принятия органом местного самоуправления решения об отказе в бесплатном предоставлении в собственность многодетной семье земельного участка по основаниям, указанным в ч. 3 ст.6 настоящего закона.
Однако, решение администрацией города Нарьян-Мара об отказе в бесплатном предоставлении в собственность семье истца земельного участка, не принималось.
Между тем в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции при разрешении спора не были определены в качестве имеющих значение для дела указанные выше обстоятельства, и соответственно не были истребованы у сторон доказательства, подтверждающие данные обстоятельства.
Принимая во внимание, что поименованные выше требования норм материального права судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Ненецкого автономного округа от 5 марта 2024 г. подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъясняется, что если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств. Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 2 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания судом первой (ч. 2 ст. 56 ГПК РФ).
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить спор исходя из фактических обстоятельств дела и в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Ненецкого автономного округа от 5 марта 2024 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.