Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Савинова К.А, Красновой Н.П.
при секретаре
Швецовой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференцсвязи административное дело по административным исковым заявлениям заместителя прокурора Пермского края, жилищно-строительного кооператива 28, жилищно-строительного кооператива N 70, товарищества собственников жилья "Василия Каменского, 24", товарищества собственников жилья "Пушкина 80", товарищества собственников жилья "Комсомольский проспект-77", товарищества собственников жилья "Наш Закамск", товарищества собственников жилья "Шоссе Космонавтов, Дом 141", товарищества собственников недвижимости "Дом по Улице Николая Островского, 29", жилищного кооператива "Холмогорская, 2В" об оспаривании: приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-301 "О нормативах накопления твердых коммунальных отходов для домовладений, расположенных на территории Пермского края"; приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-302 "О нормативах накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края" в части пунктов 42 и 43 Приложения к приказу; пункта 1 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-303 "О признании утратившими силу отдельных приказов Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края" в части, пункта 2 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-303 "О признании утратившими силу отдельных приказов Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края" (в редакции Приказа Министерства жилищно коммунального хозяйства и благоустройства пермского края от 7 ноября 2023 года N 24-04-01-04-310), по апелляционному представлению Прокурора Пермского края и апелляционным жалобам Министерства жилищно-коммунального хозяйства и
благоустройства Пермского края, административных истцов, ассоциации содействия жилищному самоуправлению "Пермский стандарт" на решение Пермского краевого суда от 21 февраля 2024 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, объяснения представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края "данные изъяты" представителя АО "Пермский региональный оператор ТКО" "данные изъяты" представителя товарищества собственников жилья "Комсомольский проспект-77" "данные изъяты" представителя административных истцов, ассоциации содействия жилищному самоуправлению "Пермский стандарт" "данные изъяты" представителя ассоциации содействия жилищному самоуправлению "Пермский стандарт" "данные изъяты" прокурора отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации - "данные изъяты" судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-301 "О нормативах накопления твердых коммунальных отходов для домовладений, расположенных на территории Пермского края" (далее - приказ Министерства N 301):
1. утверждён норматив накопления твердых коммунальных отходов для домовладений, расположенных на территории Пермского края в следующем размере на 1 проживающего: 284, 3 кг/год; 2, 97 куб. м/год.
2. установлено, что норматив накопления твердых коммунальных отходов для домовладений, расположенных на территории Пермского края, указанный в пункте 1 настоящего приказа применяется для расчетов с потребителями в жилом помещении в многоквартирном доме и потребителями, проживающими в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, а также в общежитиях всех форм собственности, с 1 января 2020 года.
3. установлено, что приказ вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 08 августа 2021 года.
Пунктами 42 и 43 Приложения к приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-302 "О нормативах накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края" (далее - приказ Министерства N 302) утверждены Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края:
- для Жилых помещений в многоквартирных домах на 1 проживающего 219, 40 кг/год; 1, 7642 куб. м/год (пункт 42).
- для Жилых домов на 1 проживающего 257, 43 кг/год; 2, 0577 куб. м/год (пункт 43).
Действие указанных пунктов распространено на правоотношения, возникшие с 13 сентября 2023 года (пункт 2 Приказа Министерства N 302.
Пунктом 1 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-303 "О признании утратившими силу отдельных приказов Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края" (далее - приказ Министерства N 303) признаны утратившими силу, кроме прочего:
- приказ Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 года N СЭД-46-04-02-97 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края" (абзац третий);
- приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 31 января 2019 года N СЭД-24-02-46-2 "О внесении изменений в Приказ Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 года N СЭД-46-04-02-97 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края" (абзац четвертый);
- приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 06 мая 2019 года N СЭД-24-02-46-36 "О внесении изменений в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края, утвержденные Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 года N СЭД-46-04-02-97" (абзац пятый);
- пункты 1, 2 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 13 декабря 2019 года N СЭД-24-02-46-145 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства благоустройства Пермского края" (абзац седьмой);
- приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 июля 2021 года N 24-04-46-74 "О внесении изменений в приказы Региональной службы по тарифам Пермского края по вопросам нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (абзац восьмой);
- пункт 2 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 июля 2021 года N 24-04-46-74 "О внесении изменений в приказы Региональной службы по тарифам Пермского края по вопросам нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (абзац девятый);
- приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 19 мая 2022 года N 24-04-01-04-132 "О внесении изменений в отдельные приказы Региональной службы по тарифам Пермского края по вопросу нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (абзац одиннадцатый).
Пунктом 2 приказа Министерства N 303 (в редакции Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства пермского края от 7 ноября 2023 года N 24-04-01-04-310), распространено действие:
- абзацев пятого, седьмого пункта 1 настоящего приказа, на правоотношения, возникшие с 08 августа 2021 года;
- абзаца девятого пункта 1 настоящего приказа, на правоотношения, возникшие с 27 июля 2021 года;
- абзаца четырнадцатого пункта 1 настоящего приказа, на правоотношения, возникшие с 13 сентября 2023 года.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с требованиями об оспаривании:
- приказа Министерства N 301 в полном объеме;
- пунктов 42 и 43 Приложения к приказу Министерства N 302;
- абзацев третьего, четвертого, пятого, седьмого, восьмого, девятого, одиннадцатого пункта 1 приказа Министерства N 303.
В обоснование заявленных требований указано, что основанием для принятия приказа Министерства N 301 явилось исправление технической ошибки, что следует из преамбулы приказа. Однако действующим законодательством не установлено право произвольного принятия правовых актов, распространяющих свое действие на предыдущие периоды. А законных оснований, например, в виде отмены нормативного правового акта в судебном порядке не имелось по такой категории как "норматив накопления твердых коммунальных отходов для домовладений, расположенных на территории Пермского края". Полагает, что отсутствовали основания для принятия приказа Министерства N 302 в части пунктов 42 и 43, с использованием метода сравнительного анализа, предусмотренным пунктом 5 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2023 года N 1390 (далее - Правила N 1390), поскольку по состоянию на 27 октября 2023 года продолжали действовать соответствующие нормативы для категории "Домовладения", утвержденные приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 года N СЭД-46-04-02-97 в редакции приказов 2019, 2021 годов, а в судебном порядке отменены нормативы лишь в последней редакции указанного Приказа. Считает, что отсутствуют основания для признания утратившими силу ранее действовавших нормативов (Приказ Министерства N 303), до разработки нормативов с использованием метода измерения количества отходов в соответствии с разделом II Правил N 1390, что может привести к возникновению правовой неопределенности в вопросе расчета платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Административные истцы ЖСК 28, ЖСК N 70, ТСЖ "Василия Каменского, 24", ТСЖ "Пушкина 80", ТСЖ "Комсомольский проспект-77", ТСЖ "Наш Закамск", ТСЖ "Шоссе Космонавтов, Дом 141", ТСН "Дом по Улице Николая Островского, 29", ЖК "Холмогорская, 2В" обратились в суд с требованиями об оспаривании:
- пункта 42 Приложения к приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-302 "О нормативах накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края";
- пункта 2 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-303 "О признании утратившими силу отдельных приказов Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края" (в редакции Приказа Министерства жилищно коммунального хозяйства и благоустройства пермского края от 7 ноября 2023 года N 24-04-01-04-310) в части распространения его действия на правоотношения, возникшие до дня его официального опубликования (абзацы второй, третий, четвертый пункта 2 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-303).
В обоснование заявленных требований указано, что Приказ Министерства N 302 не соответствует положениям постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2023 года N 1390, поскольку правовые основания для применения метода сравнительного анализа при расчете нормативов отсутствовали в виду того, что по состоянию на 27 октября 2023 года продолжали действовать нормативы в редакции приказа Министерства от 27 июля 2021 года N 24-04-46-74 - для категории домовладения на 1 проживающего 160, 51 кг/год и 1, 82 куб. м/год. Пункт 2 приказа Министерства N 303 не отвечает принципу определенности. Кроме того, действие приказа Министерства N 303 неправомерно распространяется на правоотношения с 13 сентября 2023 года и с 27 июля 2021 года.
Определением судьи Пермского краевого суда от 24 ноября 2023 года производство по административным делам по указанным административным исковым требованиям объединено в одно производство для совместного рассмотрения (л.д. 239 том 1).
Решением Пермского краевого суда от 21 февраля 2024 года административные исковые требования заместителя прокурора Пермского края, жилищно-строительного кооператива 28, жилищно-строительного кооператива N 70, товарищества собственников жилья "Василия Каменского, 24", товарищества собственников жилья "Пушкина 80", товарищества собственников жилья "Комсомольский проспект-77", товарищества собственников жилья "Наш Закамск", товарищества собственников жилья "Шоссе Космонавтов, Дом 141", товарищества собственников недвижимости "Дом по Улице Николая Островского, 29", жилищного кооператива "Холмогорская, 2В" удовлетворить в части.
Признать не действующими с момента принятия:
- приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-301 "О нормативах накопления твердых коммунальных отходов для домовладений, расположенных на территории Пермского края";
- абзацы второй, третий, четвертый пункта 2 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-303 "О признании утратившими силу отдельных приказов Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края" (в редакции Приказа Министерства жилищно коммунального хозяйства и благоустройства пермского края от 7 ноября 2023 года N 24-04-01-04-310).
В удовлетворении административных исковых требований заместителя прокурора Пермского края о признании недействующими:
- пункты 42 и 43 Приложения к приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-302 "О нормативах накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края";
- абзацы третий, четвертый, пятый, седьмой, восьмой, девятый, одиннадцатый пункта 1 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-303 "О признании утратившими силу отдельных приказов Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края", отказать.
В удовлетворении административных исковых требований жилищно-строительного кооператива 28, жилищно-строительного кооператива N 70, товарищества собственников жилья "Василия Каменского, 24", товарищества собственников жилья "Пушкина 80", товарищества собственников жилья "Комсомольский проспект-77", товарищества собственников жилья "Наш Закамск", товарищества собственников жилья "Шоссе Космонавтов, Дом 141", товарищества собственников недвижимости "Дом по Улице Николая Островского, 29", жилищного кооператива "Холмогорская, 2В" о признании недействующим:
- пункт 42 Приложения к приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-302 "О нормативах накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края", отказать.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Не согласившись с решением суда, Прокурором Пермского края подано апелляционное представление в котором просил решение суда изменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. В обосновании доводов представления указаны, что судом первой инстанции не были учтены все обстоятельства имеющие значение для дела.
В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований. В обосновании доводов жалобы указано, что судом первой инстанции не были учтены все обстоятельства имеющие значение для дела.
В апелляционной жалобе административных истцов, ассоциации содействия жилищному самоуправлению "Пермский стандарт" ставится вопрос об отмене решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. В обосновании доводов жалобы указано, что судом первой инстанции не были учтены все обстоятельства имеющие значение для дела.
Относительно доводов, изложенных в апелляционном представлении Прокурора Пермского края, апелляционной жалобе административных истцов, ассоциации содействия жилищному самоуправлению "Пермский стандарт" Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края представлены возражения об их необоснованности.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, административными истцами, ассоциацией содействия жилищному самоуправлению "Пермский стандарт" представлены возражения о её необоснованности.
Акционерным обществом "Пермский региональный оператор ТКО" представлен отзыв в котором просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.
Прокурор отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации - "данные изъяты" доводы апелляционного представления поддержал, просил решение суда отменить в обжалуемой части, представление удовлетворить.
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы Министерства поддержала, просила решение суда отменить в обжалуемой части, жалобу удовлетворить.
Представитель АО "Пермский региональный оператор ТКО" "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы Министерства поддержал, просил решение суда отменить в обжалуемой Министерством части, жалобу удовлетворить.
Представитель административных истцов, Ассоциации содействия жилищному самоуправлению "Пермский стандарт" "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы истцов, ассоциации ТСЖ "Пермский стандарт", апелляционное представление поддержал, просил решение суда отменить в обжалуемой части, жалобу, представление удовлетворить.
Представитель товарищества собственников жилья "Комсомольский проспект-77" "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы истцов, ассоциации ТСЖ "Пермский стандарт", апелляционное представление поддержал, просил решение суда отменить в обжалуемой части, жалобу представление удовлетворить.
Представитель Ассоциации содействия жилищному самоуправлению "Пермский стандарт" "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы истцов, ассоциации ТСЖ "Пермский стандарт", апелляционное представление поддержала, просил решение суда отменить в обжалуемой части, жалобу, представление удовлетворить.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, представления возражений на них, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), федеральными законами и нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Удовлетворяя административные исковые заявления, суды обоснованно исходили из того, что по настоящему административному делу такое основание для признания оспариваемых положений нормативных правовых актов имеется.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
Установление нормативов накопления ТКО относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органов местного самоуправления поселений или городских округов в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (абзац пятнадцатый статьи 6 Закона об отходах производства и потребления, пункт 2 Правил N 269).
В статье 24.10 Закона об отходах производства и потребления закреплено, что нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с ТКО, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 3).
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 4).
На день принятия оспариваемых нормативных правовых актов действовали Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2023 года N 1390.
Рассматривая заявленные требования по существу и частично их удовлетворяя, суд первой инстанции исходил из того, что приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-301 "О нормативах накопления твердых коммунальных отходов для домовладений, расположенных на территории Пермского края", абзацы второй, третий, четвертый пункта 2 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-303 "О признании утратившими силу отдельных приказов Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края" (в редакции Приказа Министерства жилищно коммунального хозяйства и благоустройства пермского края от 7 ноября 2023 года N 24-04-01-04-310) не соответствуют требованиям вышестоящих нормативных правовых актов, абзацы второй, третий, четвертый пункта 2 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-303 содержат правовую неопределенность.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, считает, что он сделан на основании правильного применения норм права при надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Из текста приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 г. N 24-04-01-04-301 "О нормативах накопления твердых коммунальных отходов для домовладений, расположенных на территории Пермского края" следует, что его принятие было вызвано допущенной и в последующем выявленной технической ошибкой. Данным приказом были утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для домовладений, расположенных на территории Пермского края на 1 проживающего. При этом, пунктом 2 данного приказа предусмотрено, что норматив накопления твердых коммунальных отходов для домовладений, расположенных на территории Пермского края, указанный в пункте 1 приказа применяется для расчетов с потребителями в жилом помещении в многоквартирном доме и потребителями, проживающими в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, а также в общежитиях всех форм собственности, с 1 января 2020 года.
Между тем, в чем конкретно заключалась техническая ошибка, и где именно она была допущена данный нормативный акт не содержит. Обоснование правомерности исправления технической ошибки административным ответчиком в материалы дела не представлено.
Из материалов дела следует, что расчет нормативов, утвержденных приказом N 24-04-01-04-301, был произведен административным ответчиком на базе замеров отходов 2021-2022 гг, положенных в основу признанных недействующими решением Пермского краевого суда от 22 мая 2023 года по делу N 3а-57/2023 (3а-648/2022) нормативов накопления ТКО для домовладений, ранее утвержденных приказом министерства от 20.09.2022 N24-04-01-04-245. При этом, ответчиком применены данные о количестве проживающих в многоквартирных домах, представленные заинтересованным лицом АО "ПРО ТКО". Между тем, при рассмотрении дела N 3а-57/2023 (3а-648/2022) судом первой инстанции были выявлены многочисленные нарушения процедуры проведения работ по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов, в частности, связанные с нарушением сроков и порядка проведения замеров.
Приказ N 24-04-01-04-301 был признан утратившим силу самим административным ответчиком приказом от 27.10.2023 года N 24-04-01-04-303: в первоначальном варианте - с момента подписания приказа N 24-04-01-04-303, то есть с 27.10.2023 года, в редакции от 07.11.2023 года - с 13.09.2023 года, то есть еще до момента издания приказа N 24-04-01- 04-301.
Кроме того, п. 2 приказа, установлено, что норматив накопления твердых коммунальных отходов для домовладений, расположенных на территории Пермского края, указанный в пункте 1 приказа применяется для расчетов с потребителями в жилом помещении в многоквартирном доме и потребителями, проживающими в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, а также в общежитиях всех форм собственности, с 1 января 2020 года.
Вместе с тем, пункт 3 приказа предусматривает, что приказ вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения возникшие с 08.08.2021 года.
Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о неопределенности данного нормативного правового акта в связи с чем, он обоснованно признан недействующим с момента принятия.
Пунктом 2 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-303 "О признании утратившими силу отдельных приказов Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края" предусмотрено, что указанный приказ вступает в силу со дня подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 13 сентября 2023 года, за исключением: приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 06 мая 2019 г. NСЭД-24-02-46-36 "О внесении изменений в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края, утвержденные Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 г. NСЭД-46-04-02-97", который распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 13 декабря 2019 года; пунктов 1, 2 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 13 декабря 2019 г. NСЭД-24-02-46-145 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства благоустройства Пермского края", который распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 08 августа 2021 года; пункта 2 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 июля 2021 г. N24-04-46-74 "О внесении изменений в приказы Региональной службы по тарифам Пермского края по вопросам нормативов накопления твердых коммунальных отходов", который распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 27 июля 2021 года.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 07.11.2023 года N24-04-01-04-310 пункт 2 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N24-04-01-04-303 изложен в следующей редакции : приказ вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования за исключением: приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 06 мая 2019 г. NСЭД-24-02-46-36 "О внесении изменений в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края, утвержденные Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 г. NСЭД-46-04-02-97", пункта 1, 2 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 13 декабря 2019 г. NСЭД-24-02-46-145 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства благоустройства Пермского края", которые распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 08 августа 2021 года; пункта 2 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 июля 2021 г. N24-04-46-74 "О внесении изменений в приказы Региональной службы по тарифам Пермского края по вопросам нормативов накопления твердых коммунальных отходов", который распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 27 июля 2021 года; приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 г. N24-04-01-04-301 "О нормативах накопления твердых коммунальных отходов для домовладений, расположенных на территории Пермского края", который распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 13 сентября 2023 года.
Между тем, в пунктах 7, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", предусмотрено, что в применимых к спорам об оплате коммунальных услуг (ресурсов), в случаях, когда регулируемая цена была вопреки требованиям закона установлена ниже экономически обоснованной и нормативный акт, в соответствии с которым она определялась, признан судом недействующим, участвовавший в ее формировании поставщик не вправе требовать взыскания доплаты в соответствующей части с потребителей ресурса.
В данном случае судом первой инстанции правомерно отмечено, наличие правовой неопределенности в формулировках оспариваемых положений пункта 2 приказа Министерства N 303 как в первоначальной редакции, так и в редакции Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 07.11.2023 года N24-04-01-04-310, что является самостоятельным основанием для признания оспариваемых положений недействующими (пункт 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от25декабря2018года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Административными истцами были заявлены требования о признании отдельных положений указанного пункта приказа недействующими как в первоначальной редакции, так и в редакции Приказа от 7 ноября 2023 года N 24-04-01-04-310.
При этом, судом первой инстанции учтены разъяснения, содержащихся в абзаце 3 пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которым, если иное не указано в резолютивной части решения суда, то признание судом недействующими основных нормативных положений означает признание недействующими положений нормативных правовых актов, которыми в основные нормативные положения внесены изменения и (или) дополнения.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27.10.2023 N 24-04-01-04-302 "О нормативах накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края" установлены следующие нормативы накопления твердых коммунальных отходов на 1 проживающего в жилых помещениях в многоквартирных домах - 219, 4 кг/год и 1, 7642 куб. м/год (п. 42 приложения), на 1 проживающего в жилых домах - 257, 43 кг/год и 2, 0577 куб. м/год (п. 43 приложения).
Отказывая в удовлетворении требований о признании указанного пункта недействительным, суд первой инстанции исходил из того, пункт 5 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2023 г. N1390 не содержит оговорок в части признания нормативов недействующими в судебном порядке относительно обстоятельств продолжения действия предыдущих редакций нормативов в случае отмены последней редакции таковых.
Между тем, судом первой инстанции в данном случае не было учтено следующее.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2023 г. N1390 предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов, установленные субъектом Российской Федерации до вступления в силу Правил, утвержденных настоящим постановлением, применяются до установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с положениями Правил, утвержденных настоящим постановлением, но не позднее 1 июля 2027 г.
Согласно пункту 5 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2023 г. N1390 нормативы накопления определяются, в частности, для категорий потребителей в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах (далее - категории потребителей в жилых помещениях) - методом измерения количества отходов в соответствии с разделом II настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7 настоящих Правил.
В случае признания в судебном порядке акта уполномоченного органа об установлении нормативов накопления не действующим полностью или в части установленных нормативов накопления для категорий потребителей в жилых помещениях нормативы накопления для категорий потребителей в жилых помещениях определяются уполномоченным органом методом сравнительного анализа в соответствии с разделом III настоящих Правил до установления нормативов накопления для категорий потребителей в жилых помещениях методом измерения количества отходов в соответствии с разделом II настоящих Правил, но не более чем на 18 месяцев;
Таким образом, нормативы накопления для категорий потребителей в жилых помещениях определяются уполномоченным органом методом сравнительного анализа в соответствии с разделом III Правил только в случае признания в судебном порядке акта уполномоченного органа об установлении нормативов накопления не действующим полностью или в части. Указанная норма направлена на устранение правовой неопределенности при отсутствии нормативов накопления ТКО.
Между тем по состоянию на 27 октября 2023 года продолжали действовать нормативы для категории "Домовладения", утвержденные приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от20июля2018года N СЭД-46-04-02-97 в соответствующей редакции приказов, поскольку в судебном порядке (дело N 3а-648/2022 (3а-57/2023), N 66а-1761/2023) отменена лишь последняя редакция нормативов утвержденная приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 20 сентября 2022 г. N24-04-01-04-245 "О внесении изменений в отдельные приказы Региональной службы по тарифам Пермского края по вопросу нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Таким образом, в рассматриваемом случае какая-либо неопределенность правового регулирования отсутствовала, поскольку нормативы накопления ТКО для категории домовладения, установленные приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 года N СЭД-46-04-02-97 в соответствующей редакции приказов, продолжали действовать вплоть до их отмены самим органом регулирования приказом от 27.10.2023 года N 24-04-01-04-303.
Таким образом, в рассматриваемом случае у административного ответчика не было оснований для применения метода сравнительного анализа и следовательно пункты 42 и 43 Приложения к приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-302 подлежат признанию недействующими ввиду их несоответствия вышестоящим нормативным актам. Решение в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Абзацами третьим, четвертым, пятым, седьмым, восьмым, девятым, одиннадцатым пункта 1 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-303 "О признании утратившими силу отдельных приказов Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края" постановлено признать утратившими силу: приказ Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 г..NСЭД-46-04-02-97 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края"; приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 31 января 2019 г..NСЭД-24-02-46-2 "О внесении изменений в Приказ Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 года NСЭД-46-04-02-97 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края"; приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 06 мая 2019 г..NСЭД-24-02-46-36 "О внесении изменений в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края, утвержденные Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 г..NСЭД-46-04-02-97"; пункты 1, 2 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 13 декабря 2019 г..NСЭД-24-02-46-145 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства благоустройства Пермского края"; приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 июля 2021 г..N24-04-46-74 "О внесении изменений в приказы Региональной службы по тарифам Пермского края по вопросам нормативов накопления твердых коммунальных отходов"; пункт 2 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 июля 2021 г..N24-04-46-74 "О внесении изменений в приказы Региональной службы по тарифам Пермского края по вопросам нормативов накопления твердых
коммунальных отходов"; приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 19 мая 2022 г..N24-04-01-04-132 "О внесении изменений в отдельные приказы Региональной службы по тарифам Пермского края по вопросу нормативов накопления твердых коммунальных отходов";
Учитывая, что суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что пункты 42 и 43 Приложения к приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-302 подлежат признанию недействующими, указанные требования подлежат удовлетворению, поскольку при отсутствии иных, соответствующие нормативы накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных и многоквартирных жилых домов подлежат применению до разработки и утверждения новых нормативов в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 26.08.2023 N1390.
Таким образом, требование о признании абзацев третьего, четвертого, пятого, седьмого, восьмого, девятого, одиннадцатого пункта 1 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-303 "О признании утратившими силу отдельных приказов Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края" недействующими подлежит удовлетворению. Решение в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Поскольку подлежащие признанию недействующими нормативные правовые акты вошли в противоречие с законодательством большей юридической силы со дня их принятия, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для признания названных нормативных правовых актов не действующими с момента их принятия.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
Решение Пермского краевого суда от 21 февраля 2024 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующими пунктов 42 и 43 Приложения к приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-302 "О нормативах накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края"; абзацев третьего, четвертого, пятого, седьмого, восьмого, девятого, одиннадцатого пункта 1 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-303 "О признании утратившими силу отдельных приказов Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края".
В отмененной части принять новое решение, которым признать недействующим с момента принятия:
пункты 42 и 43 Приложения к приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-302 "О нормативах накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края";
абзац третий, четвертый, пятый, седьмой, восьмой, девятый, одиннадцатый пункта 1 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 октября 2023 года N 24-04-01-04-303 "О признании утратившими силу отдельных приказов Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края".
В течение одного месяца со дня вступления данного апелляционного определения в законную силу сообщение о нём должно быть опубликовано в официальном источнике опубликования правовых актов органов государственной власти Пермского края.
В остальной части решение Пермского краевого суда от 21 февраля 2024 года оставить без изменения апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 2 августа 2024 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.