Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Савинова К.А, Рогожиной Е.В.
при ведении протокола Швецовой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению Чеснокова Д.А. к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании нормативного правового акта недействующим в части, по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 2 апреля 2024 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, представителя Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области "данные изъяты" заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации "данные изъяты" судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
распоряжением министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 15 декабря 2022 года N2816-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В пункт N156 Перечня на 2023 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Чесноков Д.А, являясь собственником объекта недвижимого имущества - здания с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта N156 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, ссылаясь на то, что принадлежащее ему здание необоснованно включено в Перечень, поскольку объект недвижимости не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в Перечень нарушает права административного истца как собственника, поскольку незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Оренбургского областного суда от 2 апреля 2024 года постановлено: административное исковое заявление Чеснокова Д.А. - удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия пункт 156 Перечня объектов недвижимости в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного распоряжением министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 15 декабря 2022 года N2816-р "Об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год".
Сообщение о решении суда опубликовать на сайте официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области ставит вопрос об отмене данного судебного акта как незаконного и необоснованного, просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование доводов жалобы указано, что спорный объект недвижимости соответствует критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ и следовательно обоснованно был включен в Перечень.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом, прокурором участвующим в деле представлены возражения.
Представитель Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом положений ч. 1 ст.308 КАС РФ.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 5 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно части 2 статьи 1 Закона Оренбургской области от 27 ноября 2003 г. N613/70-III-ОЗ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них общей площадью свыше 1000 кв. метров, расположенные на территориях городских округов с численностью населения более 70 тысяч человек;
2) нежилые помещения общей площадью свыше 1000 кв. метров, расположенные на территориях городских округов с численностью населения более 70 тысяч человек, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Между тем, как правильно установилсуд первой инстанции, спорное здание перечисленным выше критериям не соответствует.
Из материалов дела следует, что Чесноков Д.А, является собственником объекта недвижимого имущества - здания с кадастровым номером N, площадью 1366, 1 кв м, расположенного по адресу: "адрес" назначение - нежилое; наименование - оздоровительный комплекс, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской ЕГРН.
Как следует из технического паспорта на здание:
- в подвальном помещении находятся: коридор площадью 3, 8 кв м, электрощитовая площадью 6, 4 кв м, тепловой узел площадью 18, 8 кв м, инвентарная площадью 35, 6 кв м, веткамера площадью 9, 4 кв м, четыре инженерные коммуникации площадью 95, 5 кв м, 90, 7 кв м, 112, 9 кв м, 40, 7 кв м соответственно, водомерный узел площадью 21, 3 кв м; данные помещения указаны как вспомогательные;
- на первом этаже здания находятся: основные помещения - фитнес зал площадью 61, 3 кв м, массажная - 7, 8 кв м, две рабочие комнаты площадью 29, 3 кв м и 77 кв м, тренажерный зал площадью 88, 5 кв м; вспомогательные помещения: четыре раздевалки площадью 14, 8 кв м, 23, 9 кв м, 17, 7 кв м, 7, 3 кв м, два тамбура площадью 3, 9 кв м и 3, 3 кв м, семь санузлов площадью 2, 2 кв м и 1, 8 кв м, 1, 9 кв м, две инвентарные площадью по 1, 6 кв м каждая;
-на втором этаже находятся: основные помещения - четыре рабочих комнаты площадью 74, 8 кв м, 25, 3 кв м, 29, 2 кв м, 77, 2 кв м, фитнес зал площадью 88, 6 кв м, комната персонала площадью 12 кв м; вспомогательные помещения - два коридора площадью 91, 4 кв м и 5, 6 кв м, комнаты персонала площадью 13, 6 кв м, три раздевалки площадью 16, 6 кв м, 17, 8 кв м, 6, 7 кв м, пять санузлов площадью 1, 9 кв м, 1, 8 кв м, 2, 4 кв м.
На момент принятия распоряжения министерства природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 15 декабря 2022 года N2816-р, спорный объект недвижимости имел площадь 1366, 1 кв м; назначение "нежилое", наименование "оздоровительный комплекс"; располагался на земельном участке с кадастровым номером N категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования код 5.1.2- обеспечение занятий спортом в помещениях (размещение спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, физкультурно-оздоровительных комплексов в зданиях и сооружениях).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости спорный объект недвижимости в Перечень включению также не подлежит.
Актом осмотра объекта недвижимости зафиксировано, что комиссией министерства 24 июня 2022 года по адресу: "адрес" проведены мероприятия по определению вида фактического использования здания для целей налогообложения, по результатам которых составлен акт N44-1068 от 14 октября 2022 года о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения. В акте сделан вывод, что доля фактического использования под бытовое обслуживание и административно-деловое составляет 94, 42%, министерством принято решение о включении объекта недвижимости с кадастровым номером N в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что акт N44-1068 о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения от 14 октября 2022 года, не подтверждает использование помещений площадью не менее 20% общей площади здания в целях размещения объектов бытового обслуживания, административно-делового. Акт не содержит: расчетов площадей, которые фактически используются для размещения объектов бытового обслуживания и административно-делового с учетом сведений документов технического учета (инвентаризации), т.е. со ссылкой на поэтажные планы и экспликацию; фототаблицу, включая фотографии, имеющие привязку к конкретным помещениям согласно документам технического учета (инвентаризации), что не позволяет определить площадь, используемую для размещения объектов, поименованных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Содержание, как акта, так и представленных фотоматериалов, не позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения объектов бытового обслуживания, административно-делового и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.
Согласно договору аренды нежилого помещения от 6 февраля 2022 года заключенному между ИП Чесноков Д.А. и "данные изъяты"статус самозанятого), последнему с целью использования для размещения спортивного клуба на срок до 31 декабря 2023 года в аренду передана часть внутренней площади здания по адресу "адрес" общей площадью 125 кв м.
Представленным в материалы дела договором N20 от 4 июля 2023 года заключенным между ИП Чесноков Д.А. и "данные изъяты", последнему на срок до 29 июня 2024 года в аренду предоставлена часть внутренних помещений расположенных на первом этаже здания по адресу "адрес" общей площадью 130 кв м для использования под студию фитнеса. Основной вид деятельности ИП "данные изъяты". деятельность фитнес-центров код 93.13, что подтверждается выпиской ЕГРЮЛ (л.д.68-69).
Из представленной в материалы дела выписки из ЕГРЮЛ следует, что ИП "данные изъяты" открыты только ОКВЭД 93.13 "Деятельность фитнес-центров".
Следовательно, судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что в спорном здании преимущественно осуществляется физкультурно-оздоровительная деятельность по удовлетворению потребностей потребителей в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, а также в проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга. Тренажерный зал, спортивные залы относятся к помещениям, оснащенным специальными техническими средствами и предназначенным для физкультурно-оздоровительных, спортивных услуг, спортивно-зрелищных мероприятий, а также для организации физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга. Данный вид деятельности не соответствует критериям предусмотренным статьёй 378.2 НК РФ.
Из представленного в материалы дела административным истцом договора аренды нежилого помещения N22 от 1 марта 2022 года заключенного между ИП Чесноковым Д.А. и ООО "данные изъяты" следует, что ООО "данные изъяты" на срок до 31 декабря 2023 года в аренду с целью использования под офис передана площадь 28, 6 кв м на 2 этаже здания по адресу "адрес" что соответствует 2% от общей площади объекта недвижимости. Договором от 1 февраля 2023 года предоставленная в аренду площадь ООО "данные изъяты" увеличена до 240 кв м, что составляет 17, 5% от общей площади здания (л.д. 31-35).
Административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие здания критериям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечень, в том числе исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН, документов технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, фактического использования здания, не представлено. Не содержится ссылки на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Оренбургского областного суда от 2 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Оренбургский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.