Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Калугина Д.М, судей Буруновой С.В, Мироновой Н.В, при ведении протокола судебного заседания помощником Мурзаевой К.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городской оздоровительный комплекс" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 12 декабря 2023 года N 3122, с момента принятия, по апелляционной жалобе административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 мая 2024 года, которым административный исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 12 декабря 2023 года N 3122, опубликованным на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ 12 декабря 2023 года, определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2024 год).
Под пунктом N Перечня на 2024 год объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2024 год, включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (далее также - спорный объект недвижимости, спорное здание).
Общество с ограниченной ответственностью "Городской оздоровительный комплекс" (далее также - ООО "Городской оздоровительный комплекс", административный истец) обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия пункта N Перечня на 2024 года, указав, что является собственником здания с кадастровым номером N по адресу: "адрес", здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Здание не является административно-деловым или торговым центром. Включение здания в Перечень на 2024 год нарушает права административного истца, возлагая обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 мая 2024 года административное исковое заявление ООО "Городской оздоровительный комплекс" удовлетворено; признан недействующим с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N3122 от 12 декабря 2023 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт N объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 3034, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес";
с Министерства земельных и имущественных Республики Башкортостан в пользу ООО "Городской оздоровительный комплекс" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей;
постановлено, что сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, предназначенном для официального опубликования нормативных правовых актов Республики Башкортостан, и размещению на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ и официальном интернет - портале правовой информации Республики Башкортостан https://npa.bashkortostan.ru/.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан просит решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 мая 2024 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что спорный объект недвижимости фактически используется в целях размещения объектов административного назначения, торговой деятельности и общественного питания; в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) не менее 20% (22, 3%) от общей площади спорного объекта недвижимости предназначено для оказания бытовых услуг.
Прокурор, участвующий в деле в суде первой инстанции, представил возражения относительно доводов апелляционной жалобы, в которых полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером 02:56:030203:664, которое включено в пункт 1770 Перечня на 2024 год.
При таких обстоятельствах, административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, поскольку права административного истца в связи с включением спорного здания в оспариваемый Перечень нарушаются, в связи с чем, он обладает правом на оспаривание нормативного правового акта в указанной части.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).
Объектами налогообложения для российских организаций, согласно п.1 ст. 374 НК РФ, признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 и 2 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N307-ФЗ).
Как следует из содержания подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что здание признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 5 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В силу пунктов 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", вступившего в силу с 23 мая 2018 года, в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".
Суд первой инстанции, проанализировав приведенные положения федерального законодательства во взаимосвязи с нормами регионального законодательства, пришел к правильному выводу, что приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 12 декабря 2023 года N 3122 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принят в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.
Административным истцом компетенция Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на издание указанного нормативного правового акта не оспаривалась.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в пункт N Перечня на 2024 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого в 2024 году налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 3034, 8 кв.м, назначение "нежилое", наименование "оздоровительный комплекс", расположенное по адресу: "адрес", собственником которого с 29 апреля 2013 года является административный истец.
Из ответа филиала ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан от 8 апреля 2024 года N247-Исх/04544, следует, что с 12 декабря 2023 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N заявлений о государственном кадастровом учете изменений назначения, наименования объекта недвижимости не поступало; связь с объектами недвижимости (помещениями) отсутствует; спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером N собственником которого с 27 апреля 2013 года является административный истец.
Земельный участок с кадастровым номером N, имеет площадь 3600+/-21 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для оздоровительной деятельности.
Из содержания подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ следует, что для отнесения объекта недвижимости к административно-деловым центрам или торговым центрам (комплексам) разрешенное использование земельного участка, на котором он расположен, должно предусматривать размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Анализируя указанный вид разрешенного использования земельного участка "для оздоровительной деятельности", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что он, не являясь безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ, прямо не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Судом дана надлежащая оценка виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "для оздоровительной деятельности", на котором расположено здание с кадастровым номером N, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Следовательно, спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером N по указанному основанию (исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено) в отсутствие обследования его фактического использования в Перечень на 2024 год включению не подлежал.
Согласно техническому паспорту, составленному государственным унитарным предприятием "Бешземоценка" Республики Башкортостан по состоянию на 15 января 2010 года, на здание оздоровительного комплекса, спорный объект недвижимости имеет общую площадью 3034, 8 кв.м, состоит из литеры А (наименование - оздоровительный комплекс, фактическое использование - нежилое) и включает в себя помещения имеющие следующее назначение:
подвал: подвальное помещение;
1 этаж: тамбур, вестибюль, раздевалка, лестничная клетка, коридор, сан.узел, кабинет, душевая, лаборатория, прачечная, бытовка, склад, электрощитовая, хлораторная, спортзал, парная, касса (12, 6 кв.м.), сауна (15, 4 кв.м, 17, 7 кв.м, 18, 9 кв.м, 12, 6 кв.м, 26 кв.м, 18, 5 кв.м, 22, 8 кв.м, 26 кв.м.), бойлерная, 2 этаж: лестничная клетка, коридор, кабинет, кладовка, сан.узел, бытовка, раздевалка, массажный кабинет, моечный зал, бар (24, 8 кв.м, 7, 2 кв.м.), парикмахерская (62, 3 кв.м.), бассейн, склад, парная;
3 этаж: лестничная клетка, кабинет, препараторская, вентиляционная, коридор, бытовка, всего 3034, 8 кв.м.
Из содержащихся в представленной технической документации сведений не следует, что в спорном здании имеются помещения, предназначенные исключительно для использования в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, общей площадью не менее 20% от общей площади спорного объекта недвижимости.
Поскольку термин "кабинет" не является тождественным термину "офис", помещения с назначением "кабинет" правомерно не учтены судом первой инстанции в качестве офисных помещений, а помещения с назначением "бассейн" свидетельствуют об использовании помещений в здании для деятельности в области оздоровления и спорта, что не тождественно деятельности по бытовому обслуживанию населения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что площадь помещений, предназначенных для оказания бытовых услуг в здании оздоровительного комплекса, с назначением: прачечная (95, 5 кв.м. и 13, 5 кв.м.), парная (12, 3 кв.м, 12 кв.м, 12 кв.м, 12, 1 кв.м, 12 кв.м.), касса (12, 6 кв.м.), сауна (15, 4 кв.м, 17, 7 кв.м, 18, 9 кв.м, 12, 6 кв.м, 26 кв.м, 18, 5 кв.м, 22, 8 кв.м, 26 кв.м.), моечный зал (74 кв.м, 72, 2 кв.м.), бар (24, 8 кв.м, 7, 2 кв.м.), парикмахерская (62, 3 кв.м.) составляет 580, 4 кв.м, что составляет менее 20% (19, 1%) от общей площади здания 3 034, 8 кв.м.
Вопреки доводам апелляционной жалобы техническая документация на здание с кадастровым номером N не подтверждает наличие в нём помещений площадью не менее 20% от общей площади спорного здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии в спорном здании помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания, назначение, разрешенное использование и наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, спорное здание в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости, исходя из критерия предназначения расположенных в нем помещений, в Перечень на 2024 год включению также не подлежало.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доказательств с достоверностью подтверждающих факт использования спорного объекта недвижимости исключительно под цели, указанные в ст.378.2 НК РФ, материалы дела не содержат.
Федеральный законодатель, устанавливая с 01 января 2014 года особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел отдельные требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношении в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, обязав устанавливать вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Таким образом, исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, включение в Перечень спорного здания по его фактическому использованию как объекта торгового назначения является правомерным при условии, если обследование проводилось в строгом соответствии с региональными правилами и акты содержат конкретные сведения, подтверждающие использование конкретных помещений для размещения объектов торгового назначения и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади спорного здания.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу указанных норм определение перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих включению и проведение обследования таких объектов должно проводиться до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества, т.е. в данном случае до 1 января 2024 года.
В подтверждение фактического использования спорного объекта недвижимости в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, административным ответчиком представлен акт обследования фактического использования спорного объекта недвижимости, составленный по состоянию на 9 ноября 2023 года.
Из акта о фактическом использовании здания, составленного по состоянию на 9 ноября 2023 года (далее - акт от 09.11.2023), следует, что:
- доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания и размещения торговых объектов от общей площади объекта недвижимого имущества составляет 100% от общей площади объекта недвижимости; мероприятие проведено без доступа комиссии в здание;
- согласно пункту 5 акта указано, что в ходе обследования установлено, что обследуемое нежилое здание используется под деятельность, соответствующую критериям статьи 378.2 НК РФ: бытовое обслуживание: баня.
Проверив представленный акт от 09.11.2023, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данный документ составлен с нарушением Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 (далее - Порядок).
Так в акте от 09.11.2023 указано, что мероприятия проведены без доступа комиссии в здание; при этом, в нарушение пункта 2.5 указанного Порядка не указаны обстоятельства, препятствовавшие доступу комиссии в здание.
Вместе с тем, в акте от 09.11.2023 отсутствует процентное соотношение площадей спорного здания, используемых в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, не представлены достаточные фотоматериалы, которые являются неотъемлемой частью акта обследования, отражающие фактическое использование объекта недвижимости в названных целях.
Содержание акта от 09.11.2023 не позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.
Проанализировав представленный административным ответчиком акт от 09.11.2023, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что акт фактического обследования не может быть принят в качестве доказательства, достоверно подтверждающего вид фактического использования спорного объекта недвижимости, поскольку не позволяет определить фактическую площадь, используемую для размещения помещений, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.
Вместе с тем, во исполнение определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции об истребовании доказательств в порядке ст.ст. 63, 306 КАС РФ, из филиала ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан в материалы дела представлен договор аренды N7 от 18 января 2010 года о передаче объектов муниципального нежилого фонда, закрепленных на праве хозяйственного ведения, в аренду без права выкупа, заключенный между МУП "Городской оздоровительный комплекс" (арендодатель) и ИП Г.Э.Р. (арендатор), согласно которому арендатору во временное владение и пользование переданы нежилые помещения, площадью 161, 9 кв.м. для использования в целях: сауна. Срок договора аренды с 1 января 2010 года по 30 июня 2015 года.
Сведений о расторжении указанного договора не представлено.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что договором аренды от 18 января 2010 года в отношении помещений, расположенных в спорном объекте недвижимости, также не подтверждается использование не менее 20 процентов общей площади спорного объекта недвижимости под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из ответа Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан следует, что по адресу: "адрес" 19 апреля 2017 года зарегистрирована контрольно-кассовая техника ООО "Городской оздоровительный центр".
В информации Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан о контрольно-кассовой технике отсутствуют сведения о виде деятельности налогоплательщиков, о фактическом использовании ими помещений в юридически значимый период и их площадях, при том, что без указанных сведений не представляется возможным сделать вывод о превышении или не превышении применительно к положениям статьи 378.2 НК РФ площади занимаемых ими помещений 20 процентов общей площади здания.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что доказательств фактического использования не менее 20 процентов от общей площади здания под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не содержится.
Суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда, что административным ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным в статье 378.2 НК РФ.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку оспариваемые положения противоречат федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, пункт N Перечня на 2024 год в части включения объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", подлежит признанию не действующим.
Определяя момент, с которого оспариваемый Перечень должен быть признан недействующими, применив пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемая норма изначально вошла в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, суд первой инстанции обоснованно признал пункт 1770 Перечня на 2024 год недействующим с момента принятия нормативного правового акта.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований ООО "Городской оздоровительный центр" о признании недействующим приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 12 декабря 2023 года N 3122 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт N объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", с чем согласилась судебная коллегия, судом в силу ч.1 ст. 111 КАС РФ обоснованно с административного ответчика взысканы понесенные административным истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
При этом в описательно-мотивировочной и резолютивной частях решения суда имеется описка в кадастровом номере спорного объекта недвижимости, а именно: вместо N, ошибочно указано N.
Однако это обстоятельство не свидетельствует о незаконности постановленного по делу правильного по существу судебного акта, в связи с чем данная описка подлежит исправлению судом апелляционной инстанции на основании статьи 184 КАС РФ, пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции".
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Исправить описку, допущенную в описательно-мотивировочной и резолютивной частях решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 мая 2024 года, указав кадастровый номер спорного объекта недвижимости N, вместо ошибочно указанного N.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 31 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.