Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Буруновой С.В, Мироновой Н.В, при секретаре Николаенкове Д.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "БАШСТРОЙТРАНС" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом от 12 декабря 2023 года N3122 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 апреля 2024 года, которым административный исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, объяснения представителя административного истца А.Ю.В, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 12 декабря 2023 года N3122 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2024 год).
Пунктом N Перечня на 2024 год объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2024 год, признано нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (далее также - спорный объект недвижимости, спорное здание).
Данный документ опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ до начала наступления налогового периода.
Акционерное общество "БАШСТРОЙТРАНС" (далее также - АО "БАШСТРОЙТРАНС", административный истец), являясь собственником вышеуказанного здания, обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия нормативного правового акта в части включения в его пункт 1793 данного здания, указав в обоснование требований, что здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Здание не является административно-деловым или торговым центром и не используется для ведения такой деятельности. Включение здания в Перечень на 2024 год нарушает права общества, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление АО "БАШСТРОЙТРАНС" удовлетворено;
признан не действующим с момента принятия приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 12 декабря 2023 года N 3122 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт "адрес" объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером "адрес", расположенного по адресу: "адрес";
с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу акционерного общества "БАШСТРОЙТРАНС" взыскана государственная пошлина, уплаченная при обращении в суд с административным иском, в размере 4 500 рублей;
с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу акционерного общества "БАШСТРОЙТРАНС" взысканы расходы на получение выписок из Единого государственного реестра недвижимости в размере 12 750 рублей.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее также Министерство) просит решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 апреля 2024 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что судом первой инстанции не указано, на основании каких нормативных правовых актов установлено, что совокупность кабинетов не является офисом; судом необоснованно не приняты во внимание акты обследования фактического использования спорного здания, в то время как Акт составлен при соблюдении установленного Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан N233 от 23.05.2018 г, при соблюдении методических материалов, содержит сопоставимые элементы, отраженные путем фотофиксации; административный истец с обращением о пересмотре результатов мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости в уполномоченный государственный орган не обращался
Прокурор, участвующий в деле в суде первой инстанции, и административный истец представили возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагали, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца А.Ю.В, участвующий посредством использования систем видеоконференц-связи, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлевой Ю.Д, полагавшего решение суда подлежащим отмене, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон о налоге на имущество организаций), постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", сделал верный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).
Объектами налогообложения для российских организаций, согласно п.1 ст. 374 НК РФ, признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 и 2 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N307-ФЗ).
Как следует из содержания подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что здание признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 5 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пунктов 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьями 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В силу пунктов 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з (в редакции от 20 ноября 2017 года) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", вступившего в силу с 23 мая 2018 года, в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в перечни подлежало включению такое отдельно стоящее нежилое здание соответствующей площади, которое отвечает одному из критериев, установленных названными правовыми нормами.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, АО "БАШСТРОЙТРАНС" является собственником здания с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", площадью 6901, 4 кв.м, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером N, земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "производственная деятельность".
Указанный объект недвижимости включен в пункт N Перечня на 2024 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Анализируя вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что он, не являясь безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ, прямо не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, что является одним из предусмотренных пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ условий отнесения спорного здания к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества.
Следовательно, спорное здание по указанному основанию в Перечень на 2024 год включению не подлежало.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, наименование здания "административное здание" федеральным налоговым законодательством для определения объекта в целях статьи 378.2 НК РФ также не предусмотрено, правовое значение для признания объекта недвижимости административно-деловым или торговым центром имеет исключительно назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании.
Согласно техническому паспорту Государственного унитарного предприятия Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан по состоянию на 24 октября 2007 года и выписке из Единого государственного реестра недвижимости, нежилое здание с кадастровым номером N состоит из литера А (кадастровый номер N), наименование: "административное здание", площадь 1214, 3 кв.м, литера А1 (кадастровый номер N), наименование: "производственные корпуса", площадь 5659, 7 кв.м, литера А2 (кадастровый номер N), наименование: "производственные корпуса", площадь 27, 4 кв.м.
По экспликации технического паспорта здание состоит из помещений: коридоры, касса (9, 2+5, 8 кв.м), магазин (53, 5 кв.м), архив, кладовка, санузел, склад, элеваторный узел, буфет (22, 7 и 58, 7 кв.м), лестничная клетка, комната охраны, кабинеты, термоцех, инструментальный цех, цех оборудования, сварочный цех, цех реставрации, электроцех, цех вулканизации, цех топливной арматуры, бойлерная, комнаты маляров, бытовка, цех, гараж, цех техобслуживания, ГСМ, малярный цех, шиномонтажный цех, цех запчастей и агрегатов, отдел снабжения, офис (26, 3 и 55, 5 кв.м), плановый отдел, расчетный отдел, кладовка, медницкий цех, мойка, агрегатный цех, моторный цех, кузнечный цех, карбюраторный цех, калориферная, производственная.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом обоснованно учтено, что наличие в документах технического учета (инвентаризации) помещений с наименованием "кабинет", не свидетельствует об их предназначении для размещения офисов в силу того, что термин "кабинет" не является тождественным термину "офис".
Указанный подход в полной мере соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2019 N 80-АПА19-18; Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2019 N 44-АПА19-38; Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2019 N 5-АПА19-89 и др.).
Учитывая, что общая площадь помещений, соответствующих критериям ст. 378.2 НК РФ составляет 231, 7 кв.м. (9, 2+5, 8+53, 5+22, 7+58, 7+26, 3+55, 5) или 3, 3% от общей площади здания (6901, 4 кв.м.), соответственно, из имеющихся в отношении спорного объекта недвижимости документов не следует, что не менее 20 процентов общей площади здания предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Следовательно, в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости спорное здание в Перечень на 2024 год включению также не подлежало.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В период с 23 мая 2018 года по настоящее время действует Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения".
Пунктом 2.1 данного Порядка предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются: визуальный осмотр объекта недвижимости; фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом объекте недвижимости, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на обследуемых зданиях (строениях, сооружениях).
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости комиссией по обследованию в срок не позднее 5 рабочих дней со дня проведения указанного мероприятия составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой приказом уполномоченного органа, с приложением материалов, полученных в ходе проведения обследования объекта недвижимости (пункт 2.2 Порядка).
В соответствии с Методикой определения вида фактического использования зданий, являющейся приложением к Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, комиссией на основании документов технического учета (инвентаризации) и (или) сведений о таком учете (инвентаризации), сведений из ЕГРН и (или) результатов фактических обследований подлежат определению: а) общая площадь здания (строения, сооружения); б) общая сумма полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов); в) площадь помещений общего пользования (п.21.1 Методики).
В подтверждение фактического использования спорного объекта недвижимости в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, административным ответчиком представлен Акт обследования от 25 января 2023 года, согласно которому:
по фактическому осмотру здание является 4-хэтажным, правоустанавливающие документы на пристроенный этаж отсутствуют, 1688, 3 кв.м. здания используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов, из них: 364 кв.м. - фактическая площадь делового, административного или коммерческого назначения, используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, 90, 6 кв.м. - фактическая площадь, используемая для размещения торговых объектов, 1233, 7 кв.м. - фактическая площадь, используемая для размещения объектов бытового обслуживания;
в особых отметках: в состав объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером N площадью 6901, 4 кв.м. входят нежилые помещения с кадастровыми номерами: N площадью 27, 4 кв.м, N площадью 1214, 3 кв.м, N площадью 5 659, 7 кв.м. Нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 1214, 3 кв.м. используется под административную деятельность и деятельность общественного питания, нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 5659, 7 кв.м. части помещений используется под производство шлакоблоков, под стоянку грузовой и спецтехники (теплый бокс), автоэлектрик, автосервисы, производство мебели, производство кованых изделий;
нежилое помещение площадью 1214, 3 кв.м. находится в пользовании: ООО "Башжилиндустрия Плюс", ООО "АварСтройПоволжье", ООО "Умим Плюс", ООО "Диагностика Плюс", Транспортная компания РМ-Транс, ИП Яруллина Р.М, Болтнев Е.А, Рощин Е.М, ООО "Ресурсэнерго", ООО "Актив", ООО "Профдоставка", ООО "Газ", Территория комфорта;
нежилое помещение площадью 27, 4 кв.м. находится в пользовании: Губайдуллин А.А, ИП Каримова Г.А, Богданов И.И, ООО "Газстройсервис";
нежилое помещение площадью 5659, 7 кв.м. находится в пользовании: ИП Шалаев А.В, ООО "МТЗ-Стр", Артикулов К.В, Поляков Е.А,, ИП Ганиев Х.М, Кириллов А.А, ООО "Газ", ООО "Газстройсервис", ИП Свиридова Н.П, ИП Алешин Н.Г, Вагапова Р.М, Калимуллин Ф.М, ИП Халимов Р.А, Шевретин А.В, Аскаров С.Н, Моторин В.Н, Юшечкин О.Е, ООО "Ким", Гильманов А.Ф, Хайруллин Ф.Ф, Павлов С.В, Чингизов Р.Я, ООО "КСТ", Тимофеев Ю.В, ООО "Регион", Шаяхметов Ш.Ф, Аветисян К.Ф, ООО "Энергоресурс", ООО "УРМА", ООО "Рона", Даянов И.Н, Владимиров П.Н, Ханнанов Р.А, ИП Фадеев Э.Ж,, Джафаров Э.Б, Гундирин С.А, Васильев А.Г, Овсепян М.В, Ибатуллин Д.С.
Фактическое обследование спорных объектов недвижимости должно быть проведено в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N233, и акт обследования должен позволять сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания и т.д, и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади спорного здания.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что представленный Акт фактического обследования не может быть принят в качестве доказательства, достоверно подтверждающего вид фактического использования объектов недвижимости на юридически значимую дату, поскольку не соответствует требованиям вышеуказанных нормативных актов: в нем не отражены критерии и признаки, свидетельствующие о расположении в здании офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания; отсутствуют сведения о размере площади помещений, используемых в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, и иная информация, подтверждающая размещение в спорном здании объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисов; содержание указанного акта обследования, а также приложенного к нему фотоматериала, не позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.
Вместе с тем, административный истец, оспаривая акт обследования, представил договор аренды от 30 апреля 2019 года N 05-АРИ/10, согласно которому спорное нежилое здание передано в аренду ООО "Актив" с правом субаренды, а также заключенные впоследствии ООО "Актив" договоры субаренды, указав, что:
- по договорам субаренды от 1 января 2023 года ИП Халимов Р.А. занимает помещения площадью 63, 7 кв.м. под производство обуви, Шавретин А.В. - помещения NN29, 30 площадью 157, 8 кв.м. под автосервис, ООО МТЗ-Стерлитамак помещения общей площадью 91, 9 кв.м. под склад с/х оборудования, Поляков Е.А. - помещения площадью 126, 2 кв.м. под производство мебели, Рощин Е.М. - помещения площадью 28, 9 кв.м. под склад игрового оборудования, ИП Свиридова Н.П. - помещения площадью 5, 5 кв.м. под склад с/х оборудования, ИП Шалаев А.В. помещения площадью 12, 7 кв.м. под склад запчастей, ООО "АварСтройПоволжье" помещения NN1, 12, 13 литер А1 под столовую до 31 мая 2023 года, ИП Алешин Н.Г. - помещения площадью 102 кв.м. под цех по производству кованых изделий, Артикулов К.В. - помещения площадью 97, 4 кв.м. под гараж, Болтнев Е.А. часть помещения N10, литер А 2 эт. площадью 20 кв.м. под музыкальный класс, Вагапов Р.М. - помещения площадью 10, 4 кв.м. под склад, ООО "ГазСтройСервис" - помещение N11 литер А, 3 эт. площадью 26, 1 кв.м. под офис, а также помещения площадью 47, 9 кв.м. и 5 кв.м. под гараж и склад металлоконструкций, ООО "Газ" - помещения площадью 69, 9 кв.м. и 5 кв.м. для ремонта металлоконструкций и диагностики грузоподъёмного оборудования, ИП Ганиев Х.М. - помещения площадью 50, 7 кв.м. и 50 кв.м. - под цех по производству шлакоблоков, ООО "Диагностика Плюс" помещения площадью 11, 6 кв.м. под кабинет диагностики грузоподъемного оборудования, ИП Захарова Е.Н. - помещение площадью 11, 75 кв.м. под склад автозапчастей, Калимуллин Ф.М. - помещение площадью 19, 3 кв.м. под склад мебельных материалов, Кириллов А.А. - помещение площадью 178 кв.м. под столярную мастерскую, Аскаров С.Н. помещение площадью 5, 6 кв.м. под бытовку, ООО "Газ" по договору от 1 сентября 2023 года - помещение площадью 15, 6 кв.м. под кабинет, Ханнанов Р.А. по договору от 1 октября 2023 года - помещение площадью 48, 4 кв.м. - под цех по производству мебели, ООО "Канцтовары и мебель" по договору от 1
августа 2022 года помещения площадью 103, 8 и 50, 1 кв.м. - под цех по производству мебели, ИП Фадеев Э.Ж. по договору от 3 ноября 2022 года - помещение площадью 52, 1 кв.м. - под цех по монтажу гидрооборудования, ООО "Башжилиндустрия Плюс" по договору от 24 ноября 2022 года - помещения N13, 15-17, 22, 26-31 литер А 3 эт. площадью 138, 1 кв.м. под кабинеты и помещения N6, 7 литер А 2 эт. площадью 43, 5 кв.м. под офис, ООО ПрофДоставка" по договору от 19 ноября 2022 года - помещения площадью 62, 1 кв.м. под кабинет, ИП Абайдуллин Ф.Ф. по договору от 5 ноября 2022 года - помещения площадью 330, 9 кв.м. - под производство шлакоблоков, Гундирин С.А.по договору от 23 января 2023 года - помещения площадью 48, 7 кв.м. под склад и площадью 50 кв.м. под гараж под а/м, Юшечкин О.Е. по договору от 1 апреля 2023 года - помещение N54 часть литер А1 площадью 45 кв.м. - автоэлектрик, Гильманов А.Ф. по договору от 22 июля 2023 года помещение площадью 53, 4 кв.м. под цех по производству мебели, Хайруллин Ф.Ф. по договору от 26 июля 2023 года - помещение площадью 31, 5 кв.м. под бытовку, ИП Зайкин О.С. по договору от 16 сентября 2023 года - помещение площадью 17, 2 кв.м. под кабинет, ООО "Ресурсэнерго" по договору от 10 января 2023 года - помещение N3 литер А 2 эт. площадью 24, 7 кв.м. по офис, Моторин В.Н. по договору от 1 марта 2023 года помещения N33, 34 литер А 1 площадью 47, 9 кв.м. под автосервис, ИП Яруллина Р.М. по договору от 1 июня 2023 года помещения N18, 19 литер А 2 эт. площадью 44, 8 кв.м. по офис и помещения NN28, 44 литер А 1 площадью 136, 9 кв.м. под склад, Владимиров П.Н. по договору от 26 ноября 2022 года помещение площадью 25 кв.м. под стоянку а/м, ООО "РегионГО г..Стерлитамак" по договору от 1 октября 2022 года - помещения площадью 14, 7 кв.м. и 50, 8 кв.м. под кабинеты, Джафаров Э.Б. по договору от 1 декабря 2022 года - часть помещения N2 литер А 1 площадью 25 кв.м. под автосервис, и помещение площадью 16 кв.м. под склад, Шаяхметов Ш.Ф. по договору от 10 июня
2023 года помещения площадью 60 кв.м. и 32 кв.м. под стоянку автомобилей и склад запчастей, Павлов С.В. по договору от 1 июня 2022 года - помещение площадью 99, 3 кв.м. под цех по производству корпусной мебели, Богданов И.И, Губайдуллин А.А, ИП Каримова Г.А. по договорам от 1 мая 2023 года - помещения площадями 6, 5 кв.м, 5 кв.м. и 10 кв.м соответственно - под склады, ООО "Карго Сторидж Транспортэйшн" по договору от 1 мая 2023 года - помещения площадью 100 кв.м. под производство и 20 кв.м. под склад, Чингизов Р.Я. по договору от 1 мая 2023 года - помещение площадью 50 кв.м. под производство и склад, ООО "Энергоресурс" по договору от 15 июня 2022 года - помещение площадью 50, 2 кв.м. под сборку электрощитовых, ООО "Стройсервис" по договору от 1 августа 2022 года - помещение площадью 17, 6 кв.м. под кабинет, Даянов И.Н. по договору от 15 ноября 2022 года - помещение площадью 45 кв.м. под стоянку автомобилей, ООО" Уралмонтажавтоматика" по договору от 23 ноября 2022 года, Овсепян М.В, Аветисян К.Ф, Ибатуллин Д.С. по договорам соответственно от 1 декабря 2022 года, 19 ноября 2022 года, 14 декабря 2022 года - помещения площадями по 35 кв.м. каждое - под стоянку автомобилей, ИП Тухватова З.С. по договору от 15 февраля 2023 года - помещение площадью 200 кв.м. под гараж, ООО СБлоки по договору от 1 мая 2023 года - помещения площадями 24 кв.м, 100 кв.м, 244, 7 кв.м, 23, 9 кв.м. под кабинет, бытовки, производство шлакоблоков, ИП Прудникова О.В. по договору от 1 июня 2023 года - помещения NN2, 12, 13 литер А, 1 эт. площадью 90, 6 кв.м. - под столовую, Расулов Д.М. по договору от 1 августа 2023 года - помещение N3 литер А 1 площадью 47, 7 кв.м. под автосервис и помещение площадью 50 кв.м. под гараж, Юсифов С.С. по договору от 1 августа 2023 года помещение N1 литер А 1 площадью 48, 2 кв.м. под автосервис и помещение площадью 50 кв.м. под гараж, ИП Каримов М.В. по договору от 1 октября 2022 года - помещение площадью 199, 8 кв.м. под производство мебели, Кунц А.О. по договору от 21
ноября 2023 года - помещение площадью 47, 9 кв.м. под производство мебели, Тимофеев Ю.В. по договору от 15 ноября 2023 года - помещение площадью 70 кв.м. под стоянку автомобилей, Галеев Р.Т. по договору от 28 ноября 2023 года - помещение площадью 23, 5 кв.м. под склад, Нуйкин М.С. и Давлетов Д.Г. по договорам от 5 декабря 2023 года - помещения площадью соответственно 50 кв.м. и 42 кв.м. под гаражи;
ООО "Актив" передало в пользование субарендаторам по вышеназванным договорам субаренды помещения общей площадью 4 712, 05 кв.м, из них: под производственную деятельность и склад - 3 692, 85 кв.м, кабинеты - 307, 3 кв.м, под офисы - 139, 1 кв.м, бытовую деятельность 391, 6 кв.м, общественное питание - 90, 6 кв.м.;
общая площадь помещений, переданных для размещения объектов, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, составляет 621, 3 кв.м. или 9% от общей площади здания (6901, 4 кв.).
Вышеуказанные договоры аренды и субаренды административным ответчиком не опровергнуты, доказательств наличия иных договоров аренды/субаренды суду не представлено, в том числе в подтверждение фактического использования, отраженного в Акте обследования от 25 января 2023 года.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что доказательств фактического использования не менее 20 процентов от общей площади здания под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не содержится.
Суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда, что административным ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным в статье 378.2 НК РФ.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку оспариваемые положения противоречат федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, пункт 1793 Перечня на 2024 год в части включения в него объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", подлежит признанию не действующим.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, применив пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемая норма изначально вошла в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, суд первой инстанции обоснованно признал пункт N Перечня на 2024 год не действующим с момента принятия нормативного правового акта.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца, с чем согласилась судебная коллегия, судом в силу ч.1 ст. 111 КАС РФ обоснованно с административного ответчика взысканы понесенные административным истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей, а также 12 750 руб. - расходы на получение пяти выписок на спорные объекты из Единого государственного реестра недвижимости, несение которых подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.