Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу защитника Болониной Ольги Александровны, действующей на основании доверенности, в интересах Администрации г. Ульяновска Ульяновской области, на вступившие в законную силу постановление врио начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области N1600/23/73017-АП от 25 декабря 2023 года, решение судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 9 февраля 2024 года, решение судьи Ульяновского областного суда от 11 апреля 2024 года, вынесенные в отношении Администрации г. Ульяновска Ульяновской области, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением врио начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области N 1600/23/73017-АП от 25 декабря 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 9 февраля 2024 года, решением судьи Ульяновского областного суда от 11 апреля 2024 года, Администрация г. Ульяновска Ульяновской области (далее - Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Администрации г. Ульяновска Болонина Ольга Александровна просит обжалуемые акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава- исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу части 2 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, на основании исполнительного листа ФС N 017357144 выданного 28 июня 2019 года Железнодорожным районным судом г. Ульяновска Ульяновкой области, на вступивший 18 июня 2019 года в законную силу судебный акт от 21 февраля 2019 года, судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области 11 июля 2019 года возбуждено исполнительное производство N 42448/19/73017-ИП в отношении Администрации города Ульяновска об обязании организовать уличное освещение на участке от поворота до проезжей части по проспекту Гая г. Ульяновска, а именно от забора, огораживающего территорию здания, расположенного по адресу: г. Ульяновск, проспект Гая, д. 69Л, до территории, прилегающей к административному зданию по адресу: г. Ульяновск, проспект Гая, д.69А (зданию, занимаемому Федеральным казенным учреждением Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области). Постановление получено должником 12 июля 2019 года (л.д. 14-15).
В связи с тем, что в установленный 5-дневный срок должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе, 23 июля 2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб, которое получено должником 23 июля 2019 года (л.д. 17-18).
Решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 19 сентября 2019 года, Администрация освобождена от уплаты исполнительского сбора (л.д. 19-24).
Постановлением заместителя начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области N 1856/19/73017-АП от 15 июля 2021 года Администрация г. Ульяновска привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Постановлением врио начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области N 1106/22/73017-ИП от 21 декабря 2022 года Администрация г. Ульяновска привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 руб. Постановление вступило в законную силу 8 января 2023 года (л.д. 26-28).
5 июля 2023 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительных действий, согласно которого требования исполнительного документа должником не исполнены (л.д. 31).
6 июля 2023 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, которым должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 30 ноября 2023 года. Постановление получено должником 7 июля 2023 года (л.д. 32).
4 декабря 2023 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что требования исполнительного документа не исполнены (л.д. 33).
15 декабря 2023 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области в отношении Администрации г. Ульяновска составлен протокол N 1600 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 38-39), а в дальнейшем 25 декабря 2023 года Администрация привлечена к административной ответственности с наложением административного штрафа.
Фактические обстоятельства вменяемого Администрации административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол составлен в отсутствии представителя Администрации, надлежащим образом извещенной 5 декабря 2023 года (л.д. 36). Протокол направлен в адрес Администрации и получен 19 декабря 2023 года (л.д. 37).
Дело рассмотрено должностным лицом 25 декабря 2023 года без участия представителя Администрации, надлежащим образом извещенной 19 декабря 2023 года (л.д. 37). Постановление направлено в адрес Администрации и получено 25 декабря 2023 года (л.д. 40).
Деяние Администрации правильно квалифицировано по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами должностного лица и судов и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения Администрации к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судебные инстанции правомерно признали, что Администрация имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ей не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Факт неисполнения должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, установлен должностным лицом и судебными инстанциями на основании исследования совокупности перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, признанных достаточными для его подтверждения и согласующимися между собой.
Данных о том, что исполнение вступившего в законную силу решения суда отсрочено или приостановлено суду не представлено.
Длительное неисполнение судебного решения противоречит интересам взыскателя и приводит к нарушению его права на эффективную судебную защиту и судопроизводство в разумные сроки, что является достаточным основанием для привлечения Администрации к административной ответственности по соответствующей статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные заявителем жалобы обстоятельства об отсутствии бюджетного финансирования не свидетельствуют об отсутствии обязанности должника по исполнению требований судебного акта.
Сведений о том, что должником были приняты своевременно все зависящие от него меры, направленные на исполнение решения суда, материалы дела не содержат.
Ссылки заявителя жалобы, что постановлением о назначении нового срока исполнения было вынесено в июле 2023 года, то есть когда уже были определены расходы средств на 2023 год, не свидетельствуют об отсутствии обязанности по исполнению требований судебного акта, вступившего в законную силу 18 июня 2019 года, равно как и не исключают административную ответственность Администрации за совершение вмененного административного правонарушения.
Право Администрации на защиту при производстве по делу не нарушено.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Администрации объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в соответствии с санкцией части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление врио начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области N1600/23/73017-АП от 25 декабря 2023 года, решение судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 9 февраля 2024 года, решение судьи Ульяновского областного суда от 11 апреля 2024 года, вынесенные в отношении Администрации г. Ульяновска Ульяновской области, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Болониной Ольги Александровны, действующей на основании доверенности, в интересах Администрации г. Ульяновска Ульяновской области - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что орган местного самоуправления виновен в неисполнении требований исполнительного документа, что повлекло наложение административного штрафа. Жалоба защитника на законность принятых решений отклонена, так как доказательства подтвердили факт правонарушения и отсутствие уважительных причин для неисполнения обязательств.