Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Тимохина И.В. и Шкурова С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 20 мая 2024 года кассационную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 27 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 12 марта 2024 года по административному делу N 2а-5819/2023 по административному исковому заявлению заместителя прокурора г. Самары к Администрации г.о. Самара о признании незаконным решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Заслушав доклад судьи Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, возражения представителей ООО "Парковый" Данилова П.А. и Пыхтиной В.Е. против удовлетворения кассационной жалобы, мнение прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
23 августа 2023 года ООО "Парковый" обратилось в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки при главе городского округа Самара с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером N в части максимального процента застройки - 45 % и количества парковочных мест с коэффициентом 0, 5 (шт. на 1 кв.)
Постановлением администрации городского округа Самара от 30 июня 2023 года N 652 "О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства в городском округе Самара" ООО "Парковый" предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на вышеуказанном земельном участке.
Заместитель прокурора г. Самары обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации г.о. Самара (далее также - административный ответчик, Администрация) о признании незаконным решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, поскольку оно в нарушение части 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержит указания на причины его принятия. Застройщиком не представлены документы, подтверждающие невозможность использовать земельный участок в соответствии с разрешенными параметрами по причине его конфигурации, инженерно-геологических или иных характеристик, которые неблагоприятны для застройки.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 27 ноября 2023 года требования прокурора удовлетворены, признано незаконным постановление администрации городского округа Самара от 30 июня 2023 года N 652 "Опредоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства в городском округе Самара".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 12 марта 2024 года, решение суда первой инстанции изменено; признано незаконным постановление администрации городского округа Самара от 30 июня 2023 года N 652 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в городском округе Самара" в части предоставления ООО "Парковый" разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельном участке площадью 3, 243 кв.м с кадастровым номером N по адресу: "адрес", под многоэтажную жилую застройку (высотную застройку) с количеством парковочных мест 0, 5 (шт. на 1 кв.)".
В кассационной жалобе Департамент градостроительства городского округа Самара просит отменить вышеуказанные судебные акты ввиду неправильного применения норм материального права и принять по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении административного искового заявления.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Изучив материалы административного дела, выслушав мнения явившихся участников по делу, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Так, согласно статье 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики, которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 1).
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (часть 2).
Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 4).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5), который в течение семи дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6).
По смыслу положений части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства являются характеристики земельного участка, не позволяющие осуществить строительство в соответствии с установленными параметрами.
Как правильно указано судебными инстанциями, ни административным ответчиком, ни застройщиком ООО "Парковый" в материалы дела не представлено градостроительное обоснование о невозможности осуществления застройки в параметрах разрешенного строительства на спорном земельном участке, равно как и доказательств, подтверждающих, что общество не может осуществить строительство многоквартирного дома с соблюдением установленного параметра по количеству парковочных мест (уменьшение этажности, увеличение паркинга и т.п.).
Недостаточность свободного пространства для организации надземных мест, как и экономическая нецелесообразность строительства с соблюдением разрешенных параметров, не свидетельствуют о наличии предусмотренных законом оснований для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части количества парковочных мест, поскольку к таким основаниям относится характеристики земельного участка, не позволяющие осуществить застройку в параметрах разрешенного строительства. Доказательств того, что конфигурация, инженерно-геологические или иные неблагоприятные для застройки характеристики земельного участка не позволят осуществить строительство многоквартирного дома с соблюдением установленного параметра по количеству парковочных мест, представлено не было.
Кроме этого, судом апелляционной инстанции принято во внимание, что
проект строительства в части парковочных мест пересмотрен, за счет сокращения количества этажей и квартир в объекте недвижимости, добавлен еще один уровень паркинга, в связи с чем количество парковочных мест соответствует количеству квартир, в подтверждение чего предоставлен новый проект.
Исходя из этого, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у Департамента правовых оснований для принятия оспариваемого по делу решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства является правильным, а принятые судебные акты законными и обозванными.
Доводы кассационной жалобы, повторяющие доводы апелляционной жалобы, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 27 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 12 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара - оставить без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 29 июля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.