Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 декабря 2006 г. N Ф04-7371/2006(28142-А81-3)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 апреля 2007 г. N Ф04-7371/2006(33580-А81-19)
Муниципальное производственное жилищно-коммунальное ремонтно- эксплуатационное предприятие N 2 муниципального образования г.Лабытнанги (далее МП ЖК РЭП N 2) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция ФНС РФ) о признании недействительным решения N 4814 от 09.06.2006 о взыскании налога за счет денежных средств на счетах заявителя в банках и требования N 23351 от 28.04.2006.
Одновременно МП ЖК РЭП N 2 заявило ходатайство о применении обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого решения, решения N 2901 от 09.06.2006 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, а также запрета налоговому органу осуществлять любые действии, направленные на взыскание суммы налога в размере 84 380 руб., в том числе: списание суммы со счетов заявителя, взыскание суммы за счет имущества, приостановление операций по счетам, арест его имущества на основании обжалуемого решения и запрета кредитным учреждениям, в которых открыты его расчетные счета, исполнять инкассовые распоряжения на списание денежных средств, выставленные на счета заявителя на основании обжалуемого решения, приостанавливать операции по счетам заявителя до вступления решения суда в законную силу.
Определением от 04.07.2006 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа ходатайство налогоплательщика удовлетворено. Суд приостановил действие решений N 4814 от 09.06.2006 о взыскании налога за счет денежных средств на счетах заявителя в банках и N 2901 от 09.06.2006 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Также суд запретил Инспекции ФНС РФ осуществлять любые действии, направленные на взыскание суммы налога в размере 84 380 руб., в том числе: списание суммы со счетов заявителя, взыскание суммы за счет имущества, приостановление операций по счетам, арест его имущества на основании обжалуемого требования до принятия решения по существу спора.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.08.2006 определение об обеспечении иска оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция ФНС РФ, ссылаясь на отсутствие оснований для применения обеспечительных мер, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, просит определение от 04.07.2006 и постановление от 07.08.2006 отменить по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС РФ в адрес МП ЖК РЭП N 2 было выставлено требование N 23351 от 28.04.2006 об уплате 84 380 руб. ЕСН.
В связи с неисполнением данного требования в добровольном порядке Инспекция ФНС РФ 09.06.2006 вынесла решение N 4814 "О взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках" и N 2901 "О приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке".
Полагая, что требование N 23351 от 28.04.2006 и решение N 4814 "О взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках" не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы как налогоплательщика, МП ЖК РЭП N 2 обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, одновременно заявив ходатайство о принятии обеспечительных мер.
Удовлетворяя ходатайство налогоплательщика о принятии обеспечительных мер, Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа исходил из того, что в рассматриваемом случае имеются установленные законом основания для применения обеспечительных мер.
В соответствии со статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). В части 2 названной статьи указано, что обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта либо причинить значительный ущерб заявителю.
Приведенный в статье 91 Арбитражного процессуального кодекса РФ перечень обеспечительных мер не является исчерпывающим, суд может принять иные обеспечительные меры. Согласно части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ обеспечительной мерой может быть приостановление действия оспариваемого акта, решения.
Решая вопрос о принятии обеспечительных мер, суд правомерно принял во внимание то обоснование необходимости их применения, которое указано заявителем.
В обоснование заявленного ходатайства МП ЖК РЭП N 2 ссылалось на наличие у налогового органа права бесспорного взыскания сумм налога, что в случае удовлетворения заявленных им требований приведет к затруднительности исполнения судебного акта и причинению значительного ущерба, вызванного невозможностью исполнения гражданско-правовых, трудовых, социальных и налоговых обязательств.
Кроме того, в случае списания денежных средств в бесспорном порядке и последующего удовлетворения требований налогоплательщика, последний будет вынужден принимать определенные меры для возврата незаконно списанных налоговых платежей.
Согласно статье 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность. Это предполагает не только возможность заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса, но и реальность исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Поскольку предметом заявленных требований является признание недействительными актов налогового органа, мерой, гарантирующей возможность реализовать решение суда по данному делу, для налогоплательщика является предотвращение неблагоприятных последствий, связанных с возможностью совершения налоговым органом действий по бесспорному взысканию денежных средств на основании оспариваемых документов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 06.11.2004 N 390-О, обеспечительные меры в административном судопроизводстве, осуществляемом арбитражным судом, не носят дискриминационного характера по отношению к какой-либо стороне в процессе; их применение осуществляется в рамках дискреционных полномочий арбитражного суда и на основании принципов состязательности и процессуального равноправия сторон.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Определении от 06.11.2003 N 390-О
С учетом этого, удовлетворяя ходатайство МП ЖК РЭП N 2 о принятии обеспечительных мер, суд обоснованно исходил из возможности взыскания налоговым органом пени на основании статей 46 - 47 Налогового кодекса РФ в бесспорном порядке, в т.ч. путем обращения взыскания на имущество заявителя, что может существенно затруднить восстановление его нарушенных прав в случае удовлетворения заявленных требований и причинить ущерб хозяйственной деятельности налогоплательщика, так как принудительное взыскание влечет изъятие из оборота значительной суммы, а процедура возврата излишне взысканных налоговых платежей сложна и продолжительна во времени.
Доводы Инспекции ФНС РФ об отсутствии оснований для принятия обеспечительных мер, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ, несостоятельны. В силу пункта 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83 у налогоплательщика отсутствует необходимость доказывать то, что в случае непринятия обеспечительных мер наступят указанные в статье 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ последствия, так как они напрямую вытекают из существа оспариваемого им решения.
В связи с тем, что рассмотрение дела и принятие судебного акта до истечения предоставленного налогоплательщику срока для добровольной уплаты налога невозможно, суд обоснованно допускал возможность безакцептного списания налоговым органом доначисленных сумм.
Установленная статьей 79 Налогового кодекса РФ процедура возврата налогоплательщику из бюджета излишне взысканных сумм налоговых платежей, на которую ссылается Инспекция ФНС РФ сложна и продолжительна во времени.
Как правильно указал суд, списание денежных средств в бесспорном порядке и последующее удовлетворение требований налогоплательщика будут препятствовать соблюдению правил части 7 статьи 201 АПК РФ о немедленном исполнении решения суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, которое подразумевает под собой немедленное восстановление прав и законных интересов заявителя, нарушенных принятием акты, признанного судом недействительным.
Налогоплательщик будет вынужден принимать определенные меры для возврата незаконно списанных налоговых платежей.
Кроме того, в данном случае выплата процентов на сумму излишне взысканного налога, начисление которых предусмотрено пунктом 4 статьи 79 Налогового кодекса РФ, производится за счет общих поступлений в бюджет и, соответственно, увеличивает расходную часть бюджета, что не может быть признано оправданным.
Потери же бюджета в связи с принятием обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого решения налогового органа невозможны, так как в случае неудовлетворения требований заявителя налог взыскиваться с учетом пени, возросшей за период неуплаты налога.
Таким образом, принятые обеспечительные меры направлены на уменьшение негативных последствий действия ненормативного правового акта налогового органа и обеспечение защиты имущественных интересов МП ЖК РЭП N 2, не нарушая при этом баланс частных и публичных интересов.
Доводы Инспекции ФНС РФ о нарушении судом первой инстанции пункта 6 части 1 статьи 185 АПК РФ несостоятельны, поскольку в определении от 04.08.2005 подробно изложены доводы заявителя, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, имеются ссылки на конкретные нормы права.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
определение от 04.07.2006 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление апелляционной инстанции от 07.08.2006 по делу N А81- 3406/06 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 декабря 2006 г. N Ф04-7371/2006(28142-А81-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании