Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 ноября 2006 г. N Ф04-7824/2006(28651-А45-30)
(извлечение)
Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Сибирьтелеком" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Управлению финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области о взыскании 1 625 420.16 рублей убытков.
Исковые требования мотивированы тем, что истец в период с 01.11.2002 по 31.12.2002 оказывал услуги проводного вещания ветеранам по льготному тарифу.
Судом первой инстанции по ходатайству истца было привлечено к участию в деле Министерство финансов Российской Федерации в качестве второго ответчика по делу.
Решением от 22.05.2006 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.08.2006 того же суда, с субъекта Российской Федерации - Новосибирской области за счет средств казны Новосибирской области в пользу ОАО "Сибирьтелеком" в лице Новосибирского филиала г. Новосибирск взыскано 648 633, 02 рублей убытков. В остальной части иска отказано, В иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказано.
Суд мотивировал решение тем, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию льгот по оплате услуг за пользование радио возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; истцом правомерно заявлены требования о возмещении понесенных расходов за счет казны субъекта Российской Федерации - Новосибирской области; понесенные расходы истцу не были компенсированы, они в этой части являются для истца убытками. Суд счел доказанным виновное бездействие Управления финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области, выразившееся в причинении вреда в виде отсутствия оплаты предоставленных льгот по оплате абонентской платы за радио ветеранам Новосибирской области, а также размер причиненного вреда и причинную связь между бездействием ответчика и наступлением вреда. Истец пропустил срок исковой давности по взысканию суммы убытков от предоставления льгот в ноябре 2002 года, так как иск предъявлен в суд 26.12.2005.
В кассационной жалобе Управление финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты, в иске отказать.
Податель кассационной жалобы полагает, что при недостаточности выделенных средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации; Новосибирская область субвенций из федерального бюджета на реализацию Федерального закона "О ветеранах" не получала; Постановление Главы администрации Новосибирской области от 03.06.2000 N 457, ссылка на которое имеется в обжалуемых судебных актах, утратило силу на основании постановления Губернатора Новосибирской области от 09.06.2006 N 268. В судебном заседании представитель поддержал доводы кассационной жалобы.
Департамент социальной защиты населения Новосибирской области в отзыве на кассационную жалобу просит удовлетворить кассационную жалобу по мотивам, изложенным в отзыве.
ОАО "Сибирьтелеком" отзыв на кассационную жалобу не представлен. В судебном заседании представитель просил принятые по делу судебные акты оставить без изменения, как законные и обоснованные.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что ОАО "Сибирьтелеком" в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" в период с 01.01.2002 по 31.12.2002 оказало ветеранам услуги проводного вещания по льготным тарифам.
В результате предоставления услуг по льготной цене истцом понесены расходы в сумме 1 625 420, 16 рублей.
Истец, считая, что у него образовались непокрытые расходы в указанной сумме, обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" возмещение предоставленных ветеранам льгот за пользование радио осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и в порядке, утвержденном исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
Во исполнение указанного закона Главой Администрации Новосибирской области было принято постановление от 03.06.2000 N 457 "Об утверждении порядка возмещения расходов на реализацию прав и льгот, установленных Федеральным законом Российской Федерации "О ветеранах" за счет средств бюджета Новосибирской области.
В соответствии с пунктом 4 раздела III Порядка Управление финансов и налоговой политики территориальной администрации на основании представленных расчетов и в соответствии с заключенным договором между территориальной администрацией и организацией, предоставляющими услуги, осуществляет возмещение расходов на реализацию льгот из средств соответствующих бюджетов.
Однако средств, необходимых для покрытия понесенных затрат на реализацию установленных льгот, ОАО "Сибирьтелеком" не получало.
Возлагая ответственность за причиненные истцу убытки на казну субъекта Российской Федерации, арбитражный суд правомерно руководствовался статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.96 в случае предъявления требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
Таким образом, доводы Управления финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области о том. что ответчик является ненадлежащей стороной по настоящему делу, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела.
Нормы бюджетного законодательства не могут отменить действия федеральных законов, устанавливающих ответственность Российской Федерации, ее субъектов за действия (бездействие), повлекшие причинение убытков, в том числе по федеральному закону "О ветеранах".
Довод Управления финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области о том, что Постановление Главы администрации Новосибирской области от 03.06.2000 N 457, ссылка на которое имеется в обжалуемых судебных актах, утратило силу на основании постановления Губернатора Новосибирской области от 09.06.2006 N 268, не принимается судом кассационной инстанции как необоснованный, поскольку на момент предоставления льгот указанное постановление еще действовало.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 22.05.2006 и постановление апелляционной инстанции от 18.08.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-2634/06-33/97 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 ноября 2006 г. N Ф04-7824/2006(28651-А45-30)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании