Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Данилкина А.Л., рассмотрев жалобу защитника Казакова Александра Александровича, действующего на основании ордера в интересах Сайдуллозоды Шахнозаи, на вступившие в законную силу постановление судьи Сысертского районного суда Свердловской области от 28 февраля 2024 года, решение судьи Свердловского областного суда от 15 марта 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сайдуллозоды Шахнозаи,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Сысертского районного суда Свердловской области от 28 февраля 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 15 марта 2024 года, гражданка Республики "данные изъяты" Сайдуллозода Ш. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением до исполнения постановления в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России.
В жалобе защитник Казаков А.А. просит судебные акты изменить, исключи из них назначение наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
По сведениям Екатеринбургского СО по ВАШ ГУФССП России по Свердловской области гражданка Республики "данные изъяты" Сайдуллозода Ш. 22 марта 2024 года выдворена за пределы Российской Федерации.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлено, что 28 февраля 2024 года около 10 часов 00 минут по адресу: Свердловская область, г. Сысерть, ул. Тимирязева, д. 60, каб. 1, выявлена гражданка Республики "данные изъяты" Сайдуллозода Ш, которая пребывает в Российской Федерации 105 суток суммарно (с 22 октября 2023 года по 04 февраля 2024 года), далее с 04 февраля 2024 года по настоящее время, то есть превысила суммарный срок пребывания в 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, таким образом с 20 января 2024 года находится на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, чем нарушила пункты 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Факт совершения Сайдуллозода Ш. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вину в совершенном правонарушении Сайдуллозода Ш. при рассмотрении дела в суде первой инстанции не оспаривала. Вывод судьи районного суда о наличии в действиях Сайдуллозода Ш. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и мотивированным.
Сайдуллозода Ш. как гражданин иностранного государства должна знать требования миграционного законодательства и соответствующие компетентные государственные службы, разрешающие вопросы, связанные с его временным пребыванием на территории Российской Федерации, а также действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее правовое положение иностранных граждан.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Сайдуллозода Ш, в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем указаны все необходимые сведения. Права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статья 51 Конституции Российской Федерации, Сайдуллозода Ш. разъяснены, о чем в протоколе имеется её подпись. Также Сайдуллозода Ш. в протоколе указала, что русским языком владеет, в услугах переводчика не нуждается. Копия протокола вручена в установленном законом порядке. Существенных недостатков, влекущих его недопустимость, протокол не содержит.
Таким образом, доводы защитника в жалобе о составлении протокола без участия переводчика, без разъяснения прав на участие защитника и переводчика, являются несостоятельными, поскольку Сайдуллозода Ш. в протоколе поставила свою подпись о том, что ей были разъяснены ее права, она в услугах переводчика не нуждается, свои возражения о не предоставлении ей переводчика в протоколе не отразила.
Кроме того, при рассмотрении дела в суде, после разъяснения судьей прав, Сайдуллозода Ш. письменно указала, что русским языком владеет, в услугах переводчика не нуждается.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Сайдуллозода Ш. судьей требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наказание Сайдуллозода Ш. назначено судьей в соответствии с санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом положений статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должным образом аргументировано.
Приведенные в жалобе доводы о наличии супруга, имеющего вид на жительство, а также двух несовершеннолетних детей, не свидетельствуют о наличии обстоятельств, влекущих невозможность применения к иностранному гражданину наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) (постановление от 06 октября 2022 года N 41-П; определения от 04 июня 2013 года N 902-О и от 05 марта 2014 года N 628-О), в том числе распространенности практики их совершения.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания. На иностранного гражданина возложена обязанность соблюдать миграционное законодательство страны пребывания. Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Находясь в Российской Федерации, Сайдуллозода Ш. не соблюдала миграционное законодательство, мер по легализации своего пребывания на ее территории не приняла.
При этом материалы дела позволяют сделать вывод о том, что Сайдуллозода Ш. профессии не имеет, в период пребывания на территории Российской Федерации трудоустроена не была и какой-либо деятельности не осуществляла, предусмотренные законодательством Российской Федерации налоги не уплачивала, постоянного источника дохода не имела.
Назначение Сайдуллозода Ш. административного наказания в виде административного выдворения основывается на фактических данных, установленных по делу, подтверждающих необходимость применения этой меры ответственности в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, а также ее соразмерность целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
С учетом изложенного, обстоятельств, которые в соответствии с частью 3.8 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введенной Федеральным законом от 25 декабря 2023 года N 649-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях") могли повлечь замену административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации на административный штраф, не установлено. Доводы заявителя в соответствующей части, изложенные в жалобе, несостоятельны.
Оснований для переоценки выводов судьи районного суда о назначении иностранному гражданину данного вида наказания и для вывода о необоснованном вмешательстве государства в осуществление её права на уважение личной и семейной жизни не имеется.
Судья областного суда, рассмотрев жалобу на постановление судьи, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
Оснований для переоценки выводов судей районного и областного судов о назначении иностранному гражданину данного вида наказания и для вывода о необоснованном вмешательстве государства в осуществление ее права на уважение личной и семейной жизни не имеется.
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности выдворения указанного лица за пределы Российской Федерации из материалов дела не усматривается, оснований для изменения постановления и исключения дополнительного наказания в виде административного выдворения, не имеется.
Право иностранного гражданина на судебную защиту в ходе производства по делу не нарушено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Сысертского районного суда Свердловской области от 28 февраля 2024 года, решение судьи Свердловского областного суда от 15 марта 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сайдуллозоды Шахнозаи оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции А.Л. Данилкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о выдворении иностранного гражданина, нарушившего сроки пребывания в России. Установлено, что гражданка превышала установленный срок временного пребывания и не предприняла меры для легализации своего статуса. Апелляция защитника отклонена, поскольку не выявлено оснований для изменения наказания. Судебные акты первой и второй инстанций оставлены без изменения.