Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Сапрыгиной Л.Ю, Ладейщиковой М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервис" на решение Курганского городского суда Курганской области от 14 февраля 2024 года и апелляционное определение Курганского областного суда от 24 апреля 2024 года, принятые по административному делу N2а-3037/2024 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сервис" к судебному приставу-исполнителю Курганского городского отделения судебных приставов N 1 УФССП России по Курганской области Глухих Ольге Геннадьевне, УФССП России по Курганской области о признании незаконными бездействия, постановления, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Сервис" (далее - ООО "Сервис", Общество) обратилось в суд с административным иском о признании незаконным бездействия судебного пристава исполнителя Курганского ГОСП N 1 УФССП России по Курганской области Глухих О.Г, выразившегося в непринятии достаточных мер принудительного исполнения по исполнительному производству "данные изъяты" - ИП, предусмотренных статьей 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве", и постановления об окончании исполнительного производства "данные изъяты"-ИП.
Полагают, что судебным приставом исполнителем в полном объеме не были приняты меры, направленные на установление местонахождения должника и его имущества, не направлены запросы в регистрирующие органы и кредитные организации.
Курганским городским судом Курганской области к участию в деле привлечены: в качестве административного ответчика УФССП России по Курганской области, заинтересованного лица - должник Котова Н.Д.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 14 февраля 2024 года (принято в порядке упрощенного (письменного) производства), оставленным без изменения апелляционным определением Курганского областного суда от 24 апреля 2024 года, требования ООО "Сервис" оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 20 мая 2024 года, ООО "Сервис", ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных решений в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328, пункта 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение оспариваемых судебных актов.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 121 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на принудительное исполнение в Курганское ГОСП N 1 УФССП России по Курганской области поступил судебный приказ мирового судьи судебного участка N 45 судебного района города Кургана Курганской области, вынесенный по делу N 2-6259/2023, о взыскании задолженности в размере 4 829, 00 руб. с должника Котовой Н.Д. в пользу взыскателя ООО "Сервис".
12 октября 2023 года судебным приставом-исполнителем Курганского ГОСП N 1 УФССП России по Курганской области Глухих О.Г. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N "данные изъяты" - ИП.
В рамках исполнительного производства, в целях установления имущества, принадлежащего должнику и на которое возможно обратить взыскание в счет погашения задолженности по исполнительному документу в пользу ООО "Сервис", судебным приставом исполнителем приняты меры принудительного характера, предусмотренные статьями 64, 68, 80 Закона об исполнительном производстве.
Посредством направления запросов в органы, осуществляющие учет и регистрацию имущества должников, а также кредитные организации, установлено, что у Котовой Н.Д. в собственности недвижимое и движимое имущество отсутствует.
Согласно сведениям ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации должник официально не трудоустроена.
В соответствии с ответами из ИФНС России и кредитных учреждений у Котовой Н.Д. имеется счет в ПАО Банка "ФК Открытие", в связи с чем 13 октября 2023 года приставом-исполнителем Глухих О.Г. наложен арест на денежные средства должника Котовой Н.Д, находящиеся на счете (-ах), открытом в Филиале Центрального ПАО Банка "ФК Открытие" на общую сумму 4 629, 00 руб.
24 октября 2023 года судебным приставом-исполнителем Глухих О.Г. вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию и иные доходы должника в целях исполнения исполнительного документа в пределах 5 629, 00 руб.
Поскольку у судебного пристава исполнителя отсутствовали доказательства получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства, постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации не выносилось.
Судебным приставом исполнителем Курганского городского отделения N 1 УФССП России по Курганской области Глухих О.Г. был осуществлен выход по месту регистрации должника, указанному в исполнительном документе - г. Курган, 16 микрорайон д. 6 кв. 63, по результатам которого было установлено, что должник по указанному адресу проживает, однако имущества, подлежащего описи и аресту не обнаружено, в связи с чем 22 ноября 2023 года составлен акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный лист возвращается взыскателю.
25 ноября 2023 года судебным приставом-исполнителем Курганского ГОСП N 1 УФССП России по Курганской области Глухих О.Г. вынесено постановление об окончании вышеуказанного исполнительного производства на основании пункта 3 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, установив обстоятельства дела, исследовав представленные доказательства, пришел к выводу о том, что основания для признания незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя, постановления об окончании исполнительного производства отсутствуют, поскольку судебным приставом-исполнителем совершены все необходимые действия по установлению местонахождения должника и его имущества, в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о принятии судебным приставом-исполнителем необходимых мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа.
При этом, судом указано, что требование административного истца о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя не конкретизировано и носит общий характер, не содержит каких-либо доводов, почему суд должен признать исполнение решения суда ненадлежащим, учитывая совершение судебным приставом исполнителем последовательной совокупности действий по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы о нарушении прав взыскателя допущенным бездействием, не согласии с выводами судов о том, что судебный пристав-исполнитель выполнил весь комплекс необходимых мер для установления должника, его места нахождения и его имущества, несостоятельны.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия, в том числе, запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Оценив представленные доказательства, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в ходе исполнительного производства судебным приставом-исполнителем осуществлялись действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве", направленные на исполнение требований исполнительного документа. Доказательств того, что судебным приставом-исполнителем не совершены какие-либо обязательные исполнительные действия и не применены необходимые меры принудительного исполнения по исполнительному производству в отношении должника, что могло бы повлечь нарушение прав взыскателя в рамках исполнительного производства, материалы дела не содержат.
Предусмотренный частью 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве двухмесячный срок для исполнения судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа не является пресекательным, носит организационный характер, его истечение не ведет к окончанию или прекращению исполнительного производства и не может являться основанием для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, как и бездействия вышестоящих должностных лиц.
Вопреки доводам кассационной жалобы, положениями статьи 64 Закона об исполнительном производстве, определено, что судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, сам выбирает не только круг мер принудительного характера, но и вид исполнительных действий, при этом судебные приставы-исполнители самостоятельно определяют объем и последовательность совершаемых ими исполнительных действий в рамках находящегося у них в производстве исполнительного производства, в то время как, бездействие может быть признано противоречащим закону при представлении доказательств, свидетельствующих о том, что непринятие судебным приставом-исполнителем указанных мер привело к неисполнению требований исполнительного документа.
Таких доказательств административным истцом представлено не было. Вместе с тем, обязанность доказывания факта нарушения прав возлагается в силу пункта 1 части 9, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного истца и отсутствие нарушения которых является основанием для отказа в удовлетворении требований административного иска.
Доводы кассационной жалобы о том, что судебный пристав-исполнитель мог истребовать данные о наличии доходов и имущества должника из Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области, Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации службы по Курганской области, Гостехнадзора, не могут быть приняты во внимание.
В целом, доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют доводы административного иска и апелляционной жалобы, сводятся к несогласию заявителя с выводами судов первой и апелляционной инстанций, произведенной судами оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, решение городского суда и апелляционное определение, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 14 февраля 2024 года и апелляционное определение Курганского областного суда от 24 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервис" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.