Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Смирновой С.А, Попова А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0036-01-2023-001837-87 по иску Аверкиной Ольги Николаевны к обществу с ограниченной ответственность "РТ-НЭО Иркутск" о признании отказа в перерасчете незаконным, понуждении произвести перерасчет платы, взыскании штрафа, судебной неустойки, компенсации морального вреда, судебных расходов, по кассационной жалобе Аверкиной Ольги Николаевны на решение Свердловского районного суда г.Иркутска от 20 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Смирновой С.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Аверкина О.Н. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (далее ООО "РТ-НЭО Иркутск") о признании отказа в перерасчете незаконным, понуждении произвести перерасчет платы, взыскании штрафа, судебной неустойки, компенсации морального вреда, судебных расходов.
В обоснование требований указала, что истец является собственником жилого помещения по "адрес". 5 декабря 2020 г..по акту приема-передачи квартира передана истцу в черновой отделке, в состоянии не пригодном для проживания. С момента передачи квартиры и до 1 декабря 2022 г..в квартире никто не проживал, производились ремонтные работы, в результате которых образовывался строительный мусор. Поскольку строительные отходы (обломки перегородок, куски железобетонных изделий, бетонных плит, кирпича и пр.) в соответствии с действующим законодательством относятся к твёрдым коммунальным отходам, накопление твердых бытовых отходов не происходило, необходимость в их вывозе и утилизации отсутствовала. В предоставляемую ООО "РТ-НЭО Иркутск" коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами вывоз строительного мусора не входит, обязанность по его утилизации лежит на собственнике этих отходов, вывоз и утилизация которых осуществляется за отдельную плату. На основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 25 декабря 2020 г..ООО "УК Жемчужина" заключило с ООО "РТ-НЭО Иркутск" договор на вывоз строительного мусора на период с 1 января 2021 г..по 31 декабря 2021 г, на основании которого с собственников МКД пропорционально площади жилого помещения единовременно взымалась плата за "вывоз строительного мусора", по указанному договору истцом внесена плата в размере 5 468, 40 руб.
Период временного отсутствия истца в квартире окончен 1 декабря 2022 г..13 декабря 2022 г..в адрес ООО "РТ-НЭО Иркутск" направлено обращение с просьбой произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 05 декабря 2020 г..по 31 декабря 2022 г, однако было отказано. ООО "РТ-НЭО Иркутск" делает вывод, что механизм реализации перерасчета размера платы за услуги по обращению с ТКО на основании постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г..N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", исходя из норматива 1 кв.м. не определен. Данный вывод ООО "РТ-НЭО Иркутск" основан на неверном толковании норм права, в связи с чем отказ в перерасчете оплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО неправомерен и нарушает права истца. Кроме того, в предварительном платежном документе для внесения платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "РТ-НЭО Иркутск" объявило акцию: "Регистрируйтесь в личном кабинете на сайте rtneo-irk.ru до 28 февраля и все накопленные пени спишутся!". 10 февраля 2023 г..истец зарегистрировалась в личном кабинете на сайте rtneo-irk.ru, с использованием системы "Город", через сайт оплатила всю задолженность в размере 8 916, 58 руб, с учетом пени, которые по информации оператора, должны были быть учтены в последующем как переплата. Условия акции выполнены в полном объеме, однако, в предварительном платежном документе на 12 марта 2023 г..для внесения платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами указание на переплату отсутствует, и к оплате начислено 704, 28 руб. Со стороны ООО "РТ-НЭО Иркутск" допущено нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги, выразившееся в неправомерном отказе потребителю в перерасчёте платы в связи с временным отсутствием и начислении платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 1 декабря 2020 г..по 30 ноября 2022 г, пени за несвоевременную оплату.
В связи с чем истец, с учетом уточнений исковых требований, просила: признать отказ ООО "РТ-НЭО Иркутск" в перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами незаконным, обязать ООО "РТ-НЭО Иркутск" произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО по "адрес" (лицевой счет N), за период с 1 декабря 2020 г. по 30 ноября 2022 г. в связи с временным отсутствием потребителей путем снижения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО на сумму в размере 7 520, 31 руб.; обязать ООО "РТ-НЭО Иркутск" списать пени и произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО по "адрес" (лицевой счет N), путем снижения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО на сумму в размере 692, 01 руб.; взыскать с ООО "РТ-НЭО Иркутск" в пользу Аверкиной О.Н. штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, путем снижения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО на сумму в размере 4 106, 16 руб. до уплаты штрафа в полном объеме, указав сумму штрафа в платежных документах по договору (лицевой счет N) отдельной строкой; судебную неустойку в размере 50 руб. за каждый календарный день неисполнения судебного акта, начиная со следующего дня после истечения 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу; компенсацию морального вреда в размере 35 000 руб.; расходы на оплату услуг представителя в размере 43 000 руб. и по 1 000 руб. за участие представителя в каждом последующем предварительном судебном заседании и в судебном заседании; судебные расходы за услуги нотариуса в размере 1 850 руб.; почтовые расходы в размере 361, 76 руб.; штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 20 ноября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 марта 2024 г. требования Аверкиной О.Н. удовлетворены частично.
Взысканы с ООО "РТ-НЭО Иркутск" в пользу Аверкиной О.Н. судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 6 000 руб, на оплату нотариальных услуг по составлению доверенности в размере 1 850 руб.
Исковые требования Аверкиной О.Н. к ООО "РТ-НЭО Иркутск" о признании отказа в перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами незаконным, понуждении произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 декабря 2020 г. по 31 ноября 2022 г. на сумму 7 520, 31 руб, списании пени и перерасчете платы на сумму 692, 01 руб, взыскании штрафа путем снижения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на сумму 4 106, 16 руб, взыскании судебной неустойки, компенсации морального вреда, судебных расходов на оплату услуг представителя в большем размере, почтовых расходов, штрафа за неисполнение требований потребителя оставлены без удовлетворения
В кассационной жалобе Аверкина О.Н. просила об отмене судебных постановлений, полагая, что судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов, изложенные в судебных постановлениях, не соответствуют обстоятельствам дела, а также судами обеих инстанций не применены нормы, подлежащие применению в спорных правоотношениях. В обоснование доводов жалобы указала, что в нарушение ст.ст. 196, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судами неверно определен предмет и основание исковых требований заявителя, вследствие чего не применены нормы, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушены нормы ст.ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На кассационную жалобу ООО "РТ-НЭО Иркутск" поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, рассмотрение дела проведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Аверкина О.Н. является собственником жилого помещения по "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м. Право собственности на квартиру зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, договора N от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ
28 апреля 2018 г. между министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и ООО "РТ-НЭО Иркутск" заключено соглашение N 318 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области. Данное соглашение размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте ответчика.
Пунктом 1.3 соглашения предусмотрено, что датой начала деятельности обращения с твердыми коммунальными отходами является дата начала действий единого тарифа на услуги регионального оператора, установленного органом исполнительной власти Иркутской области в области государственного регулирования тарифов.
Приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 декабря 2018 г. N 139-мпр "Об оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" и от 29 мая 2019 г. N 58-22-мпр "О внесении изменений в приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 декабря 2018 г. N 139-мпр" установлено, что на территории Иркутской области оплата потребителями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется исходя из общей площади жилого помещения).
Приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 декабря 2018 г. N 138 на территории г. Иркутска в многоквартирных домах определен способ учета объема твердых коммунальных отходов, исходя из нормативов накопления твердых отходов. Норматив накопления твердых коммунальных отходов устанавливается на территории Иркутской области в отношении 1 кв.м. общей площади.
Приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 декабря 2018 г. N 139-мпр "Об оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" и от 29 мая 2019 г. N 58-22-мпр "О внесении изменений в приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 декабря 2018 г. N 139- мпр" установлено, что на территории Иркутской области оплата потребителями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.
Приказом службы по тарифам Иркутской области от 20 декабря 2019 г. N 375-спр установлены долгосрочные предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (Зона 2) в отношении ООО "РТ-НЭО Иркутск" за период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2022 г.
Таким образом, оплата коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами гражданами-потребителями этих коммунальных услуг, проживающими в многоквартирных домах в "адрес", осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Аверкина О.Н. обратилась в ООО "РТ-НЭО Иркутск" с заявлением о перерасчете платы за вывоз мусора при временном отсутствии жильцов за период с 5 декабря 2020 г. по 31 декабря 2022 г, в ответе от 16 января 2023 г. истцу отказано.
Аверкина О.Н, требуя обязать ООО "РТ-НЭО Иркутск" произвести перерасчет по оказанной коммунальной услуге по обращению с ТКО, указала на то, что фактически в указанном жилом помещении до ДД.ММ.ГГГГ не проживала, делала ремонт, строительный мусор вывозила на основании самостоятельного договора, заключенного между управляющей компанией и ответчиком.
В обоснование доводов Аверкина О.Н. представила акт от ДД.ММ.ГГГГ, составленный ООО УК "Жемчужина", согласно которому в жилом помещении по "адрес", с момента передачи жилого помещения от застройщика собственнику, фактически никто не проживал и не проживает, платежный документ, кассовый чек об оплате в пользу ООО УК "Жемчужина" 5 468, 40 руб. за вывоз строительного мусора.
Согласно предварительному платежному документу ООО "РТ-НЭО Иркутск" от 8 февраля 2023 г. в отношении жилого помещения по "адрес", имеется задолженность по оплате по ТКО, которая составляет 9 268, 73 руб, из которых 8 576, 72 руб. - сумма основного долга, 692, 01 руб. - пени. Согласно представленной квитанции, Аверкина О.Н. ДД.ММ.ГГГГ внесла плату ООО "РТ-НЭО Иркутск" в размере 8 916, 58 руб.
Разрешая спор и отказывая Аверкиной О.Н. в удовлетворении требований о признании отказа ООО "РТ-НЭО Иркутск" в перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами незаконным, и обязании ответчика произвести перерасчет платы за период с 1 декабря 2020 г. по 30 ноября 2022 г. в связи с временным отсутствием, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", исходил из того, что не использование Аверкиной О.Н. жилого помещения в заявленный период не является основанием для её освобождения от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, в данном случае не вправе отказаться от исполнения договора предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Приняв во внимание, что Аверкиной О.Н. не подтверждена соответствующими доказательствами дата регистрации в системе "Город" для оплаты задолженности по коммунальным платежам, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требований об обязании ООО "РТ-НЭО Иркутск" списать пени и произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО путем снижения платы на сумму пени в рамках проводимой ООО "РТ-НЭО Иркутск" акции.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для проведения перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами незаконным, понуждении произвести такой перерасчет и производных от них требований, а также списать пени и произвести перерасчет в рамках проводимой ООО "РТ-НЭО Иркутск" акции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, подробно аргументированы в оспариваемых судебных постановлениях.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Доводы кассационной жалобы о необходимости проведения перерасчета, являются несостоятельными.
В заявлении на перерасчет платы за вывоз мусора при временном отсутствии жильцов, истец указала, что с момента передачи квартиры и до 1 декабря 2022 г, в квартире никто не проживал, там проводились ремонтные работы, для проживания квартира не использовалась.
Порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО регулируется разделом XV(1) Правил N 354.
Согласно п. 148(1) Правил N354, предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) Правил N 354.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Из п. 148(2) Правил N 354 следует, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных указанными Правилами.
В силу п. 148(28) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Законом об отходах производства и потребления.
В соответствии с Правилами N 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, осуществляется, по общему правилу, по формуле 9.1 приложения N 2 к Правилам (абзац первый пункта 148(30)), то есть исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем, статья 6 Закона об отходах производства и потребления и пункт 4(1) Правил N 354 предусматривают возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решения о порядке расчета платы за обращение с твердыми коммунальными отходами в отношении муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации в зависимости от площади жилого помещения.
Пунктом 148(36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном указанными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу подпункта "д" пункта 148(24) Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать в случаях и порядке, которые установлены указанными Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Данные нормы устанавливают возможность перерасчета лишь при применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
Порядок перерасчета платы при отсутствии временно или постоянно зарегистрированных граждан за коммунальную услугу по обращению с ТКО на территории городских округов Иркутской области при начислении платы исходя из общей площади жилого помещения, не был предусмотрен Правилами N 354.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. N 2076 "О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" внесены изменения в Правила N 354, а именно в части устранения правового пробела по проведению перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО потребителям в жилых помещениях, а также потребителям в занимаемых комнатах в коммунальной квартире, в случае если в субъекте Российской Федерации принят способ оплаты заданную коммунальную услугу исходя из общей площади жилого помещения, которые вступили в силу с 1 марта 2023 г.
В Правила N 354 добавлен п. 86(1), согласно которому установлено право жителей многоквартирных домов на перерасчет платы за вывоз твердых бытовых отходов и указано, что перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется согласно приложению N 4.
С учетом данных изменений с 1 марта 2023 г. при предоставлении письменного заявления от потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя, и документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя в жилом помещении (авиа и ж/д билеты, туристические путевки, командировочных листов, справки от СНТ, подтверждающие нахождение потребителя на территории СНТ, больничные справки или иные документы, подтверждающие отсутствие потребителя в помещении, в котором должен проводится перерасчет) должен проводится перерасчет таким потребителям в жилых помещениях.
Вместе с тем, суды пришли к обоснованному выводу, что на правоотношения, возникшие до введения его в действие, оно не распространяется.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.
Постановлением от 2 декабря 2022 г. N 52-П Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положения части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 56.2 и 148.36 Правил N 354.
Конституционный Суд отметил, что услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами фактически оказывается региональным оператором не каждому отдельно взятому собственнику конкретного жилого помещения в многоквартирном доме при возникновении у него индивидуальной потребности в вывозе мусора, а одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме независимо от общего количества граждан, проживающих в этом доме в данный момент. Причем даже в случае, когда собственник конкретного жилого помещения в многоквартирном доме не проживает в нем, не предоставляет это жилое помещение в пользование иным лицам, не осуществляет в указанном помещении ремонт или прочие действия, связанные с образованием твердых коммунальных отходов, и потому не испытывает индивидуальной потребности в вывозе такого рода отходов, он тем не менее не должен утрачивать интерес к обеспечению сохранности как принадлежащего ему жилого помещения (комфортных условий для проживания в нем), так и дома в целом, поскольку данное жилое помещение является не только возможным местом жительства самого собственника и (или) членов его семьи, но и потенциальным источником его дохода, а в случае продажи жилого помещения или сдачи его в коммерческий наем на цену договора влияет в том числе общее состояние дома и прилегающей к нему территории. Это означает, что удовлетворение интереса собственника жилого помещения в его сохранности фактически возможно лишь при условии поддержания дома в целом и прилегающей к нему территории (включая места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов) в состоянии, соответствующем санитарно-эпидемиологическим требованиям, которое обеспечивается, помимо прочего, за счет оказания региональным оператором коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Соответственно, сама по себе обязанность собственника жилого помещения в многоквартирном доме по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возникает не в силу факта ее реального индивидуального потребления (по крайней мере, в части приема отходов и их транспортирования, стоимость которых, как и других элементов обращения с твердыми коммунальными отходами, в структуре данной платы не определена), а в силу презумпции необходимости для собственника - причем как пользующегося, так и не пользующегося принадлежащим ему жилым помещением - обеспечивать не только сохранность этого помещения, но и поддержание в надлежащем санитарном состоянии многоквартирного дома в целом и прилегающей к нему территории, а также заботиться о сохранении благоприятной окружающей среды.
Именно в силу этих обстоятельств в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам жилых помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и расчету платы за ее оказание должен быть положен подход, обусловливающий, по общему правилу, недопустимость полного освобождения собственников отдельных помещений в многоквартирном доме от оплаты данной коммунальной услуги.
Тем самым содержание приведенных положений, рассматриваемое в нормативной связи с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, вполне определенно предполагает, что непроживание собственника жилого помещения в этом помещении (в том числе по причине регистрации и постоянного проживания в ином жилом помещении) - при отсутствии иных постоянно или временно проживающих в этом помещении граждан - не освобождает его, по общему правилу, от обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества собственников такого помещения.
Полное же освобождение собственника жилого помещения в многоквартирном доме, который в нем постоянно не проживает (что подтверждается в том числе отсутствием его регистрации в соответствующем жилом помещении), от внесения исчисляемой указанным способом платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - с учетом ее целевой направленности и общественно значимого характера - не обеспечивало бы разумного баланса публичных и частных интересов в этой сфере отношений, а также не согласовывалось бы с конституционными принципами справедливости и равенства, требованиями о защите жизни и здоровья граждан, праве каждого на благоприятную окружающую среду и обязанности сохранять природу и окружающую среду (преамбула; статья 7; статья 17, часть 3; статья 19, часть 1; статья 20, часть 1; статья 41, часть 1; статьи 42 и 58 Конституции Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 18 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 декабря 2023 г, неиспользование собственником принадлежащего ему жилого помещения для постоянного проживания не является основанием для перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Перерасчет размера платы может быть произведен за периоды именно временного отсутствия гражданина по причинам невозможности его проживания в жилом помещении в ограниченный четкими временными рамками период (командировка, стационарное лечение, нахождение в учебном заведении и т.п.).
Между тем реализация лицом правомочий собственника жилого помещения по пользованию данным помещением либо избранию им иного места проживания, а равно отсутствие потребителя по месту нахождения принадлежащей ему на праве собственности квартиры по причине постоянного проживания по другому адресу не тождественно понятию "временное отсутствие потребителя" и не освобождает собственника от бремени содержания своего имущества (часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), а постоянное проживание в ином жилом помещении не может быть признано временным отсутствием, являющимся основанием к перерасчету платы за обращение с ТКО в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил N 354.
При разрешении данного спора установлено, что истец не использовала принадлежащее ей жилое помещение для постоянного проживания в заявленный период, что не может квалифицироваться в качестве временного отсутствия, вывод судов об отсутствии оснований для перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО основан на указанных положения закона и актах их легального толкования.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для освобождения истца, как собственника жилого помещения от обязанности оплаты коммунальных услуг по обращению с ТКО.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами суда в части отказа в удовлетворении требований о списании пени, были предметом проверки суда первой и апелляционной инстанции, выводы судов в указанной части сделаны с учетом оценки представленных истцом доказательств.
Выводы судов подробно мотивированы в решении и апелляционном определении, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым дана оценка на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При разрешении спора судами неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, не допущено.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела были допущены нарушения норм материального или процессуального права, основаны на неверном толковании норм права, а потому подлежат отклонению.
Кроме того, изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов.
При этом, выводы судов по доводам жалобы судебной коллегией Восьмого кассационного суда общей юрисдикции признаны обоснованными и правильными.
Вновь приводя данные доводы, кассатор фактически выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений. Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, принятые по делу судебные постановления в обжалуемой части являются законными, основания для их отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского районного суда г.Иркутска от 20 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Аверкиной Ольги Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.