Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Солдатовой С.В, Колосовой С.И, при ведении протокола помощником судьи Учадзе Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 3а-247/2024 (УИД 26OS0000-04-2024-000094-43) по административному исковому заявлению Сердюкова Анатолия Михайловича о признании недействующим в части приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 12 декабря 2023 г. N 1374 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2024 г." по апелляционной жалобе административного ответчика министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 27 марта 2024 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В, объяснения представителя административного истца Сердюкова А.М. - Аксельрод А.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В, полагавшей решение суда законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 12 декабря 2023 г. N 1374 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2024 г." определен соответствующий перечень объектов недвижимого имущества (далее также Перечень на 2024 г.), в который под пунктом 5863 включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 2691, 3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Сердюков А.М, являясь собственником вышеуказанного здания, обратился в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим вышеуказанного пункта Перечня на 2024 г, отмечая, что объект недвижимости не отвечает признакам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Компетенция министерства имущественных отношений Ставропольского края на принятие оспариваемого нормативного правового акта и порядок его введения в действие административным истцом не оспаривались.
Решением Ставропольского краевого суда от 28 февраля 2024 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный ответчик министерство имущественных отношений подал апелляционную жалобу, в которой полагал, что судом дана неверная оценка сведениям Единого государственного реестра недвижимости на нежилое здание о его наименовании - "торговое здание", именно руководствуясь которыми, административный ответчик включил его в оспариваемый перечень на 2024 г.
Относительно апелляционной жалобы представителем административного истца и участвовавшим в деле прокурором поданы письменные возражения.
Представитель административного истца Сердюкова А.М. - Аксельрод А.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала письменные возражения, с учетом дополнительно представленных материалов, приобщенных к административному делу судебной коллегией по ее ходатайству.
Лица, участвующие в деле, и их представители в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Административно-деловым центром в силу пункта 3 этой же статьи признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец является собственником четырехэтажного, в том числе подземных 1, здания с кадастровым номером N, поставленного на кадастровый учет 6 августа 2018 г, общей площадью 2691, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с назначением "нежилое", с наименованием "торговое здание"; согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на здание от 8 апреля 2024 г, в графе "наименование" данные отсутствуют.
В этой связи следует исходить из того, что, вопреки позиции административного ответчика, вышеприведенные положения статьи 378.2 НК РФ, не предусматривают такого основания для включения в соответствующие перечни нежилого здания, как его наименование, разрешенное использование, назначение.
Здание расположено на принадлежащем административному истцу на праве собственности земельном участке с кадастровым номером N, поставленном на кадастровый учет 26 апреля 2005 г, площадью 1600 кв.м, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования "спорт (5.1), развлекательные мероприятия (4.8.1), автомобильный транспорт (7.2)".
Из материалов дела следует, что названный вид разрешенного использования изменен собственником с "спорт (5.1), автомобильный транспорт (7.2), объекты торговли (торговые центры, торгово - развлекательные центры (комплексы) (4.2), магазины (4.4)" 15 ноября 2021 г. и не является однозначно предусматривающим размещение на земельном участке торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно данным технического паспорта, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью инженерно-геодезическая компания "Кадастр про", по состоянию на 5 декабря 2018 г, здание состоит из помещений цокольного этажа с назначением "насосная", "нежилое помещение", "кладовая", "раздевалка", "кабинет", "туалет", "душ", "коридор" "электрощитовая", "санузел"; первого этажа с назначением "котельная", "игровой зал", площадью 582, 2, "кухня", площадью 10, 6 кв.м, "туалет", "санузел", "подсобное помещение", "раздевалка", "тамбур", "лестничная клетка"; второго этажа с назначением "холл", "подсобное помещение", "коридор", "раздевалка" площадью 51, 1 кв.м, "туалет", "душ", площадью 5.3 кв.м, "спа зона", площадью 44.9 кв.м, "парилка", площадью 5.1 кв.м, "хамам", площадью 5.8 кв.м, "раздевалка", площадью 56, 8 кв.м, "душ", площадью 5.5 кв.м, "спортивный зал", площадью 189, 2 кв.м, "зал аэробики", площадью 168, 8 кв.м.; третьего этажа с назначением "спортивный зал", площадью 668, 9 кв.м, "подсобное помещение", "санузел", "туалет", "подсобное помещение".
Оценивая приведенные сведения, применительно к положениям статьи 378.2 НК РФ, суд первой инстанции обоснованно не принял их в качестве оснований, предусмотренных законом для включения спорного здания в перечень на 2024 г, подробно мотивировав вывод при правильном применении норм материального права.
Так, с учетом не опровергнутого стороной административного ответчика факта функционирования, по состоянию на период разработки Перечня на 2024 г, на соответствующий налоговый период, в спорном здании детского развлекательного центра "Джунгли Парк", установленного судом на основании копий договоров аренды, указывающих на цель использования предмета аренды, подтверждаемую свободно размещенными в сети Интернет данными о работе названного центра, суд верно указал, что в соответствии с пунктом 93.2 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Минэкономразвития Российской Федерации от 31 января 2014 г. N 14-ст, услуги, предоставляемые в детском игровом зале, относятся к деятельности в области отдыха и развлечений; эта группировка ОКВЭДа включает широкий перечень организаций, которые эксплуатируют сооружения или предоставляют услуги по организации досуга и развлечений своим клиентам, в зависимости от их пожеланий. Пункт 93.2 относится к Разделу R "Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений" ОКВЭДа ОК 029-2014.
Помещения, предназначенные для организации развлекательных мероприятий, не являются торговыми объектами, объектами общественного питания либо бытового обслуживания, в связи с чем, не подлежат включению в Перечни на основании подпункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как торговый центр (комплекс).
Расположенные на 2, 3 этажах спортивные залы, залы аэробики, являются помещениями, предназначенными для занятия спортом.
В соответствии с пунктами 93, 93.1, 93.11, 93.12, 93.13, 93.19 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Минэкономразвития Российской Федерации от 31 января 2014 г. N 14-ст, услуги, предоставляемые в спортивных залах, залах аэробики, относятся к деятельности в области спорта, деятельности спортивных организаций; деятельности клубов по фитнесу и бодибилдингу и т.п. Вышеуказанные группировки видов деятельности относятся к Разделу R "Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений" ОКВЭДа ОК 029-2014.
При таком положении, суд правильно констатировал, что поименованные помещения не относятся к торговым, помещениям, предназначенным для бытового обслуживания либо общественного питания, то есть не являются помещениями, относящимися к торговому центру (комплексу), подлежащими включению в Перечни на основании пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оценивая назначение помещений, предназначенных, согласно пунктам 3.9, 3.9.1 ГОСТа 32670-2014, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 апреля 2014 г. N 420-ст, для бытового обслуживания, суд первой инстанции обоснованно установил, что их общая площадь составляет менее 20% от общей площади нежилого здания, равно как и площадь помещения с назначением "кухня", площадью 10, 6 кв.м, расположенного в цокольном этаже, что не позволяет оценить позицию административного ответчика, выраженную в оспариваемой части Перечня на 2024 г, как основанную на положениях законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Назначение расположенного в цокольном этаже помещения: "кабинет" не тождественно наименованию: "офисы", как не предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) и не использующееся в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка представленным доказательствам, подробно изложенная в обжалуемом судебном акте, в том числе, представленным административным истцом копиям договоров аренды, актуальным на спорный налоговый период, согласующаяся, в том числе, с предметами дополнительных соглашений к договору субаренды N 165К нежилого имущества от 29 ноября 2022 г, заключенного 27 июля 2023 г, заключенного 2 апреля 2024 г, согласия на заключение договора субаренды (по договору аренды от 1 ноября 2022 г. N 001/10/2022), данного 20 ноября 2022 г. административным истцом как арендодателем спорного здания, свидетельствующими о передаче по состоянию на начало актуального налогового периода в субаренду под размещение детского кафе 50 кв.м. (менее 20% от общей площади здания), из 670 кв.м, переданных в аренду для размещения детского развлекательного центра, как доказательствам, в совокупности, подтверждающим отсутствие признаков фактического использования спорного здания в целях, установленных статьей 378.2 НК РФ.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ставропольского краевого суда от 27 марта 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 июля 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.