Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Головкиной Л.А, судей Пластинина И.В, Ехаловой Ю.А, при секретаре Хамитовой И.Ю, с участием прокурора Капсамун И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-8/2024 по апелляционной жалобе Собрания депутатов Увельского муниципального района на решение Челябинского областного суда от 15 февраля 2024 года, которым удовлетворен коллективный административный иск о признании недействующим в части решения Собрания депутатов Увельского муниципального района от 14 апреля 2022 года N 16 "Об утверждении генерального плана Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области".
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А, объяснения представителя административного ответчика Собрания депутатов Увельского муниципального района, заинтересованного лица администрации Увельского муниципального района - Сурковой И.Б, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица главы Увельского муниципального района Рословой С.Г. - Головой Н.Ю, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, административного истца Гурмана Ю.А, являющегося также лицом, которому поручено ведение административного дела в интересах группы административных истцов, представителя административных истцов Василькова Г.А, возражавших против доводов апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
решением Собрания депутатов Увельского муниципального района от 14 апреля 2022 года N 16, опубликованным в приложении к газете "Настроение", 22 апреля 2020 года, N 3 (70), на официальном сайте администрации Увельского муниципального района, утвержден генеральный план Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области (далее - Генеральный план) (Т.1 л.д.46-52).
Согласно пункта 2.2 Положения о территориальном планировании Генерального плана установлена функциональная зона: "Зона садоводческих и огороднических некоммерческих объединений граждан" (N 9), площадью 338, 6 га, отображенная на карте функциональных зон поселения (Т.1 л.д.47-52).
Группа граждан - жителей Хомутининского сельского поселения обратилась в Челябинский областной суд с коллективным административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим со дня принятия решение Собрания депутатов Увельского муниципального района от 14 апреля 2022 года N 16 "Об утверждении генерального плана Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области" в части установления в границах Хомутининского сельского поселения функциональной зоны: "Зона садоводческих и огороднических некоммерческих объединений граждан".
В обоснование заявленных требований административные истцы указали на допущенные нарушения процедуры публичных слушаний при рассмотрении проекта Генерального плана, что выразилось в несвоевременном информировании населения о предмете публичных слушаний, в неправильном и неуполномоченным лицом выполненном подсчет голосов, так же административные истцы утверждают, что в протокол не внесены возражения участников публичных слушаний, а утвержденный проект Генерального плана в действительности не выносился на обсуждение и не обсуждался жителями.
Также административные истцы указали, что земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, что в силу норм Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Земельного кодекса Российской Федерации исключает возможность его использования для застройки и последующего использования объектов капитального строительства, в том числе в форме коттеджного поселка по проекту "Земля мечты".
Административные истцы полагают нарушенным свое право на благоприятную окружающую среду, указывая, что в непосредственной близости к установленной функциональной зоне: "Зона садоводческих и огороднических некоммерческих объединений граждан" находится особо охраняемая природная территория озера Горькое, являющегося памятником природы Челябинской области. Установление функциональной зоны, разрешающей массовое строительство жилых объектов на территории, прилегающей к озеру, повлечет истощение грунтовых вод на данной территории, осушение озера и оставление жителей села без водоснабжения. Использование в строящемся коттеджном поселке септических устройств, при отсутствии централизованной канализации, создаст реальную угрозу загрязнения уникальной естественной среды обитания и условия, влекущие уничтожение памятника природы.
Решением Челябинского областного суда от 17 августа 2022 года и дополнительным решением от 21 ноября 2022 года в удовлетворении коллективного административного иска отказано в полном объеме (Т.2 л.д.204-209, Т.3 л.д.82-86).
В соответствии с апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции N 66а-119/2023 от 22 февраля 2023 года, решение Челябинского областного суда от 17 августа 2022 года и дополнительное решение от 21 ноября 2022 года оставлены без изменения (Т.4 л.д.12-20).
Кассационным определение Судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции N 88а-16691/2023 от 12 сентября 2023 года решение Челябинского областного суда от 17 августа 2022 года, дополнительное решение Челябинского областного суда от 21 ноября 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 22 февраля 2023 года отменены, дело передано на новое рассмотрение в Челябинский областной суд в ином составе судей (Т.4 л.д.158-163).
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации N 48-КАС23-124-К7 от 15 декабря 2023 года Собранию депутатов Увельского муниципального района в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отказано (Т.6 л.д.19-21).
Решением Челябинского областного суда от 15 февраля 2024 года коллективный административный иск удовлетворен. Суд признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Собрания депутатов Увельского муниципального района от 14 апреля 2022 года N 16 "Об утверждении генерального плана Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области" в части установления функциональной зоны "Зона садоводческих и огороднических некоммерческих объединений граждан" (Т.6 л.д.139-143).
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить решение Челябинского областного суда от 15 февраля 2024 года, как принятое при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела и неверном применении норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика, выраженную в суде первой инстанции (Т.7 л.д.1-9).
Административным истцом Гурманом Ю.А, являющимся также лицом, которому поручено ведение административного дела в интересах группы административных истцов, административным истцом ФИО8 представлены возражения на апелляционную жалобу (Т.7 л.д.37-41).
Представители администрации Хомутининского сельского поселения, садового огороднического товарищества собственников недвижимости "Земля Мечты" (далее - СОТСН "Земля Мечты") в заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявляли, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 1 Устава Увельского муниципального района Челябинской области, Увельский муниципальный район является муниципальным образованием, находится в границах Челябинской области. В состав Увельского муниципального района входит Хомутининское сельское поселение (Т.1 л.д.228-246).
Согласно пункту 20 части 1 и частям 3, 4 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), статьям 24 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки поселения относится к вопросам местного значения муниципального района. Генеральный план сельского поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с Уставом Увельского муниципального района, принятым на референдуме 17 декабря 1995 года, зарегистрированным Правовым управлением Законодательного собрания Челябинской области 28 мая 1997 года за N 8, Собрание депутатов - является представительным органом муниципального района (статья 17 Устава).
Решением Собрания депутатов Увельского муниципального района от 14 апреля 2022 года N 16 утвержден генеральный план Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области.
Пунктом 2.2 Положения о территориальном планировании генерального плана установлена функциональная зона ведения садоводства и огородничества (N9) площадью 338, 6 га (Т.1 л.д.107-оборот-108).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений установлен статьей 24 ГрК РФ.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьями 5.1 и 28 данного кодекса (часть 11 статьи 24 ГрК РФ). Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ).
Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 8 статьи 28 ГрК РФ).
Из административного дела следует, что публичные слушания проводились одновременно по рассмотрению проекта Генерального плана и проекта правил землепользования и застройки Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района 14 марта 2022 года (Т.2 л.д.17-32), о чем административные истцы осведомлены, поскольку одновременно с другими гражданами принимали (всего 103 человека) личное участие в публичных слушаниях (Т.2 л.д.33-39).
Публичные слушания по рассмотрению проекта Генерального плана и проекта правил землепользования и застройки Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района назначены постановлением администрации Увельского муниципального района от 24 декабря 2021 года N 1459 (Т.2 л.д.16), которое опубликовано в газете "Настроение" N1 (12883) от 12 января 2022 года (Т.2 л.д.56-58), а также размещено на официальных стендах администрации Хомутининского сельского поселения, определенных постановлением администрации от 7 октября 2021 года N 40.
Время проведения публичных слушаний: в селе Хомутинино 14 марта 2022 в 17-30 в здании Дома культуры по адресу: с. Хомутинино, ул. Луначарского, 25; в д. Копанцево 15 марта 2022 в 14-00 в здании сельского клуба по адресу: д. Копанцево, ул. Набережная, 16 а.
Экспозиция генерального плана Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района работала с 12 января 2022 года по 14 марта 2022 года в селе Хомутинино и д. Копанцево по указанным адресам.
Фактическое проведение экспозиции проекта Генерального плана по указанным адресам в течение времени, указанном в постановлении администрации от 7 октября 2021 года N 40 подтверждается фототаблицей (Т.2 л.д.12-15).
Жалобы, предложения, заявления, замечания и иные обращения, поступившие в администрацию Увельского муниципального района во время работы экспозиций (всего 28 обращений) по материалам проекта рассмотрены, что отражено в протоколах публичных слушаний (Т.2 л.д.17-32, 48-53).
Заключение о результатах публичных слушаний по рассмотрению проекта Генерального плана и правил землепользования и застройки Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района от 17 марта 2022года опубликовано в газете "Настроение" N 13 (12895) от 6 апреля 2022года (Т.2 л.д.54-58).
С учетом приведенных доказательств, выводы суда первой инстанции о соблюдении установленного законом порядка организации и проведения публичных слушаний, а также о соблюдении права личного участия административных истцов и иных граждан в решении вопросов местного значения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и являются верными. В суде апелляционной инстанции административные истцы указанные выводы суда не оспаривали.
При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что земельные участки, на которых установлена рассматриваемая функциональная зона, сформированы на сельскохозяйственных угодьях - пашнях и находятся за пределами населенного пункта, что также не оспаривалось сторонами по делу и подтверждается вступившим в законную силу решением Челябинского областного суда по административному делу N 3а-55/2021 (Т.1 л.д.142-157).
Как следует из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Челябинской области от 30 марта 2021 года N 12420/21 в ЕРГН содержатся сведения о земельном участке площадью 1 681 986 кв.м с кадастровым номером N, расположенном в Челябинской области, Увельский район, в 3000 м северо-восточнее села Хомутинино, который относится к категории "земли сельскохозяйственного назначения" и имеет вид разрешенного использования "для передачи в аренду". 28 октября 2016 года земельный участок с кадастровым номером 74:21:0203002:53 снят с государственного кадастрового учета в связи образованием новых объектов недвижимости, сведениям в ЕГРН присвоен статус "архивный" (Т.1 л.д.159-160).
Земельный участок с кадастровым номером N разделен на два земельных участка: земельный участок площадью 51 559 кв.м с кадастровым номером N, расположенном в Челябинской области, Увельский район, в 3000 м северо-восточнее села Хомутинино и земельной участок площадью 1 630 427 кв.м с кадастровым номером N.
Как и исходный земельный участок с кадастровым номером N, два образованных земельных участка относятся к категории "земли сельскохозяйственного назначения", имеют вид разрешенного использования - "для передачи в аренду".
30 июня 2017 года земельный участок с кадастровым номером N снят с государственного кадастрового учета в связи с образованием новых земельных участков с кадастровыми номерами N и N, сведениям в ЕГРН присвоен статус "архивный".
В ЕРГН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером N площадью 234 528 кв.м, расположенном в Челябинской области, Увельский район, в 2600 м севернее села Хомутинино. 10 июля 2017 года земельный участок снят с государственного кадастрового учета в связи с образованием новых объектов недвижимости, сведениям в ЕГРН присвоен статус "архивный".
Как следует из документов о межевании земельный участок с кадастровым номером N образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, который имел вид разрешенного использования "для передачи в аренду".
Из двух свидетельств о государственной регистрации права собственности Саночкина М.Ю. на земельный участок с кадастровым номером N площадью 237 912 кв.м, расположенного в Челябинской области, Увельский район, в 2600 м. севернее села Хомутинино, и на земельный участок с кадастровым номером N площадью 1 681 986 кв.м, расположенного в Челябинской области, Увельский район, в 3000 м. северо-восточнее села Хомутинино следует, что вид разрешенного использования земельных участков изменен 16 марта 2017 года и 20 марта 2017 года с "для передачи в аренду" на "для ведения дачного хозяйства", что соответствовало правилам землепользования и застройки Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области, утвержденным решением Собрания депутатов Увельского муниципального района от 26 января 2017 года N 4, которым были внесены изменения в Правила землепользования и застройки, в соответствии с которыми на карте градостроительного зонирования данного поселения в границах кадастрового квартала 74:21:0202002 установлена территориальная зона СХ4 "Зона садоводства с основным видом разрешенного использования: "ведение дачного хозяйства" (Т.1 л.д.159-160, Т.2 л.д. 137-138).
Решением Челябинского областного суда от 31 марта 2021 года по делу N 3а-55/2021 решение Собрания депутатов Увельского муниципального района от 26 января 2017 года N 4, в части установления указанной территориальной зоны признано недействующим, со дня вступления решения суда в законную силу (Т.1 л.д.142-158).
В соответствии с оспариваемым функциональным зонированием, установленным действующим в настоящее время Генеральным планом земельные участки в пределах указанной территории отнесены к зоне "садоводческих и огороднических некоммерческих объединений граждан".
Согласно сведениям ЕГРЮЛ в отношении Садово-огороднического товарищества собственников недвижимости "Земля мечты" данное юридическое лицо создано 20 июня 2022 года (Т.2 л.д.105-106).
В силу положений статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1); в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).
В соответствии с пунктом 4 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 данной статьи.
Как установлено статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункт 1); сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке (пункт 6).
Пунктом 31 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) предусмотрен порядок применения пункта 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым, положения данной нормы не распространяются на земельные участки, в отношении которых до 1 января 2019 года в предусмотренном в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами порядке был установлен вид разрешенного использования, предусматривающий возможность ведения гражданами садоводства для собственных нужд (пункт 31 введен Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 312-ФЗ).
При этом, в пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" отмечено, что в целях исключения рисков привлечения к ответственности товариществ, образовавшихся в советское время на сельскохозяйственных угодьях либо впоследствии на землях бывших совхозов и колхозов до 1 января 2019 года, законопроектом ограничивается действие положений пункта 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, введенных Законом N 217-ФЗ, в отношении сельскохозяйственных угодий с видом разрешенного использования, предусматривающим возможность ведения гражданами садоводства.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, участок, выделенный из земель, использовавшихся под пашни, а также впоследствии образованные из него земельные участки сохраняют прежний режим использования - сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Установление вида разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства" в данном случае данный режим использования не отменяет, в связи с чем доводы апелляционной жалобы об установлении такого вида разрешенного использования в отношении оспариваемой функциональной зоны, правового значения для рассмотрения настоящего административного дела не имеет.
Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются, до принятия специального законодательства о зонировании территорий изменение вида разрешенного использования земельных участков, отнесенных к таким землям, невозможно (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для таких земель установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану этих земель и недопущение их выведения из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Из анализа положений статей 34, 35, 36 ГрК РФ следует, что градостроительный регламент не присваивает землям статус земель сельскохозяйственных угодий. Пункт 6 статьи 36 ГрК РФ устанавливает, что градостроительные регламенты не устанавливаются для уже существующих земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 года и не утратившем своей актуальности на момент рассмотрения настоящего дела, также отмечено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1 и 6 статьи 36, часть 5 статьи 37 ГрК РФ).
Вместе с тем федеральный закон, регулирующий порядок изменения одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, на другой вид, не принят, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также исключает принятие решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков
Данные выводы согласуются с принципом сохранения целевого использования сельскохозяйственных угодий, закрепленным в подпункте 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
При этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что согласуется с положениями статей 2, 9 и 23 ГрК РФ.
С учетом вышеизложенного следует, что изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Юридически значимым обстоятельством для рассмотрения настоящего административного дела является установление факта отнесения земель, в пределах оспариваемой функциональной зоны, к сельскохозяйственным угодьям.
Земельные участки, в отношении которых установлена оспариваемая функциональная зона расположены за пределами населенного пункта, образованы в результате неоднократных разделов земельной доли, права на которую возникли в процессе приватизации земель сельскохозяйственного назначения, а, как указано ранее, законодатель не предполагает изменение вида разрешенного использования земельного участка без изменения существующего целевого режима землепользования сельскохозяйственного угодья.
Из совокупности исследованных судом доказательств следует, что представленные в материалы дела документы не содержат сведений об изменении в установленном законом порядке правового режима использования сельскохозяйственного угодья, на котором располагаются земельные участки; каких-либо доказательств, объективно подтверждающих факт выбытия участков из сельскохозяйственного угодья в связи с утратой их ценности, не представлено, стороной административного ответчика и заинтересованными лицами указанные обстоятельства не оспаривались.
Доводы апелляционной жалобы о малоценности земельных участков, являющихся сельскохозяйственными угодьями, допустимыми доказательствами не подтверждены, в связи с чем подлежат отклонению.
При этом установление вида разрешенного использования "для передачи в аренду" вместо "пашни", а впоследствии изменение на "для ведения дачного хозяйства" правовой режим использования земельных участков не изменяет.
С учетом изложенного, само по себе наличие в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства", обусловленного нахождением земельных участков в определенный период времени в территориальной зоне СХ-4 (при наличии судебного акта свидетельствующего о незаконности установления такой территориальной зоны решение по делу N 3а-55/2021), само по себе не свидетельствует об отнесении земельных участков к землям, не относящимся к сельскохозяйственным угодьям.
Таким образом, установление функциональной зоны "Зона садоводческих и огороднических некоммерческих объединений граждан" сформированной на сельскохозяйственных угодьях - пашнях, находящейся за пределами населенного пункта, противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства, с учетом баланса публичных интересов и необходимости соблюдения прав и свобод человека.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом подробного изучения судом первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, направлены на иное толкование норм права и не могут служить предусмотренными статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебного постановления.
Момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим определен судом в соответствии с положениями статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 38 Постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
В силу части 1 статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения частного определения направляет его копии в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения, если иной срок не установлен в частном определении.
Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание, что приведенное законоположение, закрепляющее возможность вынесения судом частных определений, направленных на устранение нарушений законности, не предполагает произвольного применения; установленное данной нормой право суда вынести частное определение при выявлении случаев нарушения законности вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти; при рассмотрении вопроса о необходимости вынесения частного определения суд оценивает в совокупности все обстоятельства дела, исходя из задачи административного судопроизводства укрепления законности и предупреждения нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (определения от 26 марта 2019 года N 829-О, от 24 октября 2019 года N 2926-О).
Ходатайства административного истца Гурмана Ю.А, являющегося также лицом, которому поручено ведение административного дела в интересах группы административных истцов о вынесении частных определений, подлежат отклонению, поскольку обстоятельства противоречия оспариваемого нормативного правового акта законодательству имеющему большую юридическую силу являлись предметом рассмотрения дела, при этом само по себе установление данного факта, не является основанием для вынесения судебной коллегией частных определений в соответствии с положениями статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Челябинского областного суда от 15 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Собрания депутатов Увельского муниципального района - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.07.2024
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.