Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника юридического лица Соколовой Е.Н. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 мая 2023 года N, решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 04 октября 2023 года и решение судьи Приморского краевого суда от 12 декабря 2023 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 8.5, частью 1 статьи 8.2, частью 1 статьи 8.45 и частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - акционерного общества "Порт Восточные Ворота - Приморский завод",
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора) от 29 мая 2023 года N акционерное общество "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" (далее - АО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод", Общество) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьёй 8.5, частью 1 статьи 8.2, частью 1 статьи 8.45 и частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты".
Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 04 октября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Приморского краевого суда от 12 декабря 2023 года, указанное постановление изменено в части наказания, с применением положений частей 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты". В остальной части указанные постановления оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник юридического лица Соколова Е.Н. просит вступившие в законную силу постановление должностного лица административного органа и судебные акты отменить в части привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 и части 4 статьи 8.13, снизить размер административного штрафа.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьёй 8.2.3 настоящего Кодекса.
Статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчёте о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 14 статьи 8.2, статьями 8.5.2, 8.5.3, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьёй 8.51 настоящего Кодекса.
Ответственность по части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 8.45 названного Кодекса, влечёт административную ответственность.
Как установлено по делу, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении АО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" была проведена внеплановая выездная проверка по объекту негативного воздействия на окружающую среду: "Производственная территория N 1", N, II категория негативного воздействия на окружающую среду, категория риска - высокий риск, расположенного по адресу: "адрес".
В рамках проверки было установлено, что основным видом деятельности АО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" является перегрузка угля по схеме железнодорожный транспорт - наземные склады временного хранения - морской транспорт. На основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 02 июля 2019 года N АО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" является водопользователем. Цель водопользования - сброс сточных вод.
При проведении проверки выявлено, что Обществом не проведена актуализация сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду N "Производственная территория N1".
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также при проведении проверки установлено, что территория причалов N 50-51 частично оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. На территории причалов N 50-51 со стороны бухты Находка установлены водосборные лотки с металлической решёткой, вместе с тем между стенкой производственной площадки и водосборными лотками на территории причалов N 50-51 частично отсутствует твёрдое покрытие, со стороны стенки производственной площадки до начала подкрановых путей ливневая канализация не установлена, на момент проведения проверки зафиксировано, что ливневые воды скапливаются в лужи и не достигают существующей ливневой системы.
На производственной территории N 1 установлена система ливневой канализации в виде водосборных лотков с металлической решёткой, однако, на производственной площадке, со стороны восточной подпорной стенки, где осуществляется хранение угля, отсутствуют сооружения, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством в области охраны окружающей среды.
Приведённые выявленные нарушения послужили основанием для привлечения АО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в результате проверки было установлено, что согласно заключению государственной экологической экспертизы материалов "Документация, обосновывающая хозяйственную деятельность АО "Порт Восточные ворота - Приморский завод" во внутренних морских водах и в территориальном море по перевалке грузов через причалы N 18 (50), N 19 (51) в морском порту", утверждённого приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, Прикордонная складская площадка с морской стороны ограждена металлической подпорной стенкой высотой 4, 0 м. Тыловые складские площадки с тыла ограждены бетонными подпорными стенками высотой 4, 4 м. Наличие ограждений должно исключать попадание угля со складских площадок на подкрановые пути и на прилегающую территорию.
09 марта 2023 года при проведении осмотра территории Общества было установлено, что на территории, прилегающей к причалам N 50-51, подкрановые пути загрязнены угольной пылью, специалистом филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" - ЦЛАТИ по Приморскому краю произведён отбор проб отходов в районе подкрановых путей АО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод".
Согласно экспертному заключению от 21 марта 2023 года N 36 по результатам проведённых лабораторных исследований, измерений и испытаний установлено, что проба относится к V классу опасности (отходы неопасные) в соответствии с критериями, установленными Приказом МНР от 04 декабря 2014 года N 536 "Об утверждении критериев отнесения отходов к I-IV опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду". Согласно морфологическому составу отходов отобранная проба содержит просыпи и смет угольной пыли.
Выявленные нарушения свились основанием для привлечения АО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе осмотра "данные изъяты" территории Общества установлено, что у причалов N 50-51 было пришвартовано судно " "данные изъяты"", на которое производилась погрузка угля. При проведении данных операций ледовый покров, находящийся между судном и причалами N 50-51, загрязнён угольной пылью. С правого борта судна на причалы N 50-51 установлены пологи для предотвращения попадания просыпей угля в акваторию водного объекта, между установленными пологами имеются зазоры, между собой пологи не закреплены. Кранцы причалов N 50-51 загрязнены угольной пылью. Акватория бухты Находка в районе причалов N 49-51 АО "Порт Восточные ворота - Приморский завод" загрязнен нефтепродуктами.
ДД.ММ.ГГГГ специалистами филиал ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" - ЦЛАТИ по Приморскому краю произведён отбор проб природных морских вод у причалов N 49, N 50, N 51 АО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод", по результатам проведённого отбора составлен протокол отбора проб (вода) от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проведённых лабораторных исследований, измерений и испытаний были установлены следующие превышения установленных концентраций загрязняющих веществ.
Проба 1 - превышение концентраций по взвешенными веществам на 1 мг/дмЗ по сравнению с фоновой пробой.
Проба 2 - превышение концентраций по взвешенными веществам на 1, 4 мг/дмЗ по сравнению с фоновой цробой.
Проба 3 - превышение концентраций по взвешенными веществам на 2, 0 мг/дмЗ по сравнению с фоновой пробой, превышение концентраций по нефтепродуктам в 1, 06 раз по сравнению с ПДК.
Проба 5 - превышение концентраций по взвешенными веществам на 1, 4 мг/дмЗ по сравнению с фоновой пробой.
Проба 6 - превышение концентраций по взвешенными веществам на 0, 4 мг/дмЗ по сравнению с фоновой пробой.
Проба 7 - превышение концентраций по взвешенными веществам на 0, 6 мг/дмЗ по сравнению с фоновой пробой.
Проба 9 - превышение концентраций по взвешенными веществам на 2, 8 мг/дмЗ по сравнению с фоновой пробой, превышение концентраций по нефтепродуктам в 9, 8 раз по сравнению с ПДК.
Проба 10 - превышение концентраций по взвешенными веществам на 2, 2 мг/дмЗ по сравнению с фоновой пробой, превышение концентраций по нефтепродуктам в 1, 2 раза по сравнению с ПДК.
Проба 11 - превышение концентраций по взвешенными веществам на 1, 7 мг/дмЗ по сравнению с фоновой пробой, превышение концентраций по нефтепродуктам в 1, 3 раз по сравнению с ПДК.
Проба 12 - превышение концентраций по взвешенными веществам на 1, 0 мг/дмЗ по сравнению с фоновой пробой, превышение концентраций по нефтепродуктам в 1, 1 раз по сравнению с ПДК.
Проба 13 - превышение концентраций по взвешенными веществам на 2, 6 мг/дмЗ по сравнению с фоновой пробой.
Проба 14 - превышение концентраций по взвешенными веществам на 0, 8 мг/дмЗ по сравнению с фоновой пробой.
Проба 15 - превышение концентраций по взвешенными веществам на 2, 0 мг/дмЗ по сравнению с фоновой пробой, превышение концентраций по нефтепродуктам в 1, 2 раз по сравнению с ПДК.
Проба 16 - превышение концентраций по взвешенными веществам на 0, 4 мг/дмЗ по сравнению с фоновой пробой.
Проба 17 - превышение концентраций по взвешенными веществам на 0, 4 мг/дмл по сравнению с фоновой пробой, превышение концентраций по нефтепродуктам в 1, 04 раз по сравнению с ПДК.
Выявленное нарушение послужило основанием для привлечения АО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе пересмотра постановления, судья Находкинского городского суда Приморского края пришёл к выводу о необходимости изменения назначенного Обществу административного наказания, и применив положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначил административное наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты".
С указанными выводами судьи городского суда согласился судья краевого суда.
Факт совершения АО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" вменённых административных правонарушений и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении предыдущими инстанциями на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решения, судебные инстанции учли, что АО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Действия юридического лица правильно квалифицированы по статье 8.5, части 1 статьи 8.2, части 1 статьи 8.45 и части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, в том числе об отсутствии в действиях юридического лица события административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.2 и частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были предметом проверки судей нижестоящих инстанций, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведённым в обжалуемых актах.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено АО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" с учётом требований части 2 статьи 4.4. в пределах санкции части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановлений должностного лица и судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 мая 2023 года N, решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 04 октября 2023 года и решение судьи Приморского краевого суда от 12 декабря 2023 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 8.5, частью 1 статьи 8.2, частью 1 статьи 8.45 и частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - акционерного общества "Порт Восточные Ворота - Приморский завод", оставить без изменения, жалобу защитника юридического лица Соколовой Е.Н. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что юридическое лицо было привлечено к административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды, включая несоблюдение требований по обращению с отходами и загрязнению водных объектов. Судебные инстанции подтвердили наличие нарушений и правомерность назначения штрафа, отклонив доводы защитника о недостаточности доказательств и отсутствии события правонарушений.