Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 апреля 2009 г. N Ф04-2593/2009(5604-А70-26)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Запсибгазпром" (далее - ОАО "Запсибгазпром") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 24.07.2008 N 18 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за непредставление в установленный срок документов и (или) сведений в размере 1 100 руб.
Решением от 27.10.2008 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 29.01.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным и не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации решение налогового органа от 24.07.2008 N 18 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, вынесенное в отношении общества.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, не передавая на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Считает, что судами нарушены нормы законодательства, а именно: пункта 3 статьи 24, статьи 80, пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам.
Отмечает, что сведения от ОАО "Запсибгазпром" в установленный законодательством Российской Федерации о налогах и сборах срок в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области не поступали и не обрабатывались.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Запсибгазпром" просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку с точки зрения публично-правовых отношений не имеет значения, в какой именно территориальный орган Федеральной налоговой службы представлена налоговая отчетность - в инспекцию Федеральной налоговой службы по месту нахождения или в инспекцию по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Заслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что 28.03.2008 ОАО "Запсибгазпром" по телекоммуникационным каналам связи в Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 представило файл со сведениями о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2007 год на 22 человека.
31.03.2008 Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 по телекоммуникационным каналам связи сообщила ОАО "Запсибгазпром" о том, что при приеме отчета были обнаружены ошибки, а именно, файл не может быть принят к исполнению, так как в соответствии с письмом ФНС России N ГИ-6-04/135 сведения по форме 2-НДФЛ предоставляются по месту учета налогового агента - головной организации.
21.04.2008 ОАО "Запсибгазпром" в соответствии с указанным полученным файлом в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по городу Тюмени N 5 по телекоммуникационным каналам связи представило файл со сведениями о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2007 год на 22 человека.
Налоговый орган решением от 24.07.2008 N 18 привлек ОАО "Запсибгазпром" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 100 руб. за нарушение срока (до 01.04.2008 включительно) предоставления сведений о доходах физических лиц за 2007 год, так как сведения были предоставлены в налоговый органа только 21.04.2008.
Не согласившись с решением налогового органа, ОАО "Запсибгазпром" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования общества, проанализировав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходя из положений статей 3, 11, 19, 24, 83, 224, 226, 230 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что обязанность по представлению в налоговый орган сведений о доходах физических лиц подлежит исполнению обособленным подразделением организации по месту нахождения обособленного подразделения (филиала).
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения состоявшиеся по делу судебные акты, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Место нахождения обособленного подразделения в целях налогового контроля также является местом учета головной организации.
Из материалов дела следует, что ОАО "Запсибгазпром" представлены сведения о доходах физических лиц (работников филиала "Строительное монтажное наладочное управление") по форме 2-НДФЛ за 2007 год на 22 человека по месту учета головной организации по месту ее нахождения - в Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 в установленный законодательством срок - до 01.04.2008.
Судами первой и апелляционной инстанций принято во внимание, что налоговым органом не представлено четких пояснений и ссылок на конкретные нормы, согласно которым однозначно можно было бы сделать вывод, в каком порядке налогоплательщику следует исполнять его обязанность по представлению указанных сведений в рассматриваемом случае.
Налоговым органом не оспаривается, что налог с доходов, выплачиваемых работникам обособленных подразделений, удерживался и перечислялся по месту нахождения обособленного подразделения, и сведения о доходах таких работников для целей налогового контроля представлялись филиалом организации в налоговый орган по месту нахождения филиала.
Анализ статей 19, 83, 230 Налогового кодекса Российской Федерации позволил суду сделать правомерный вывод о том, что обязанность по представлению в налоговый орган сведений о доходах физических лиц подлежит исполнению обособленным подразделением организации по месту нахождения обособленного подразделения (филиала).
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, о том, что сведения от ОАО "Запсибгазпром" в установленный законодательством Российской Федерации о налогах и сборах срок в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области не поступали и не обрабатывались, суд кассационной инстанции считает несостоятельными, поскольку налоговым органом не доказана обязанность общества предоставить сведения о доходах физических лиц именно в данный налоговый орган.
Таким образом, кассационная инстанция поддерживает вывод судов о том, что оспариваемое решение противоречит требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
Данный вывод согласуется с письмом от 03.12.2008 N 03-04-07-01/244 Минфина Российской Федерации, в котором указано, что сведения о доходах физических лиц могут представляться налоговым агентом - российской организацией, имеющей обособленные подразделения, в налоговые органы по месту своего нахождения, а обособленным подразделениям организации - по месту нахождения обособленного подразделения, в котором работникам этого подразделения производится начисление и выплата дохода.
Кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. В результате чего кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.10.2008 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 29.01.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-5541/7-2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 апреля 2009 г. N Ф04-2593/2009(5604-А70-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании