Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 мая 2009 г. N Ф04-2630/2009(5707-А75-37)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Белоярскому Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "База авиационной и наземной охраны лесов" (далее - БУ "База авиационной и наземной охраны лесов"), Бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Белоярский лесхоз" (далее - БУ "Белоярский лесхоз") о взыскании задолженности в общей сумме 236 072,89 руб., в том числе, недоимки по земельному налогу за 2007 год в сумме 188 445 руб., пени - 9 938,89 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - 6 221,46 руб.
Решением от 12.11.2008 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Н.Б.З.), оставленным без изменения постановлением от 05.02.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи З.Л.А., Л.А.Н., С.О.А.) заявленные налоговым органом требования о взыскании с БУ "Белоярский лесхоз" в доход соответствующего бюджета задолженности в общей сумме 236 072 руб. 89 коп. удовлетворены. В удовлетворении аналогичного требования, предъявленного к БУ "База авиационной и наземной охраны лесов", отказано со ссылкой на то, что реорганизация в отношении второго из привлеченных к участию в деле ответчиков на момент рассмотрения дела в суде не завершена.
В кассационной жалобе БУ "База авиационной и наземной охраны лесов" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый акт об отказе в удовлетворении заявленных налоговым органом требований, указывая, что сведения о кадастровой оценке земли до БУ "Белоярский лесхоз" надлежащим образом доведены не были, об изменении кадастровой стоимости своих земельных участков по сравнению с их нормативной ценой стало известно из акта налоговой проверки. Считает, что кадастровая оценка земельных участков, указанная в Постановлении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 14.05.2003 N 167-п, произведена без учета площадей по целевому назначению, что противоречит законодательству о земельном налоге и Постановлению Правительства от 15.03.1997 N 319 "О порядке определения нормативной цены земли".
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела усматривается, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной БУ "Белоярский лесхоз" налоговой декларации по земельному налогу за 2007 год.
По результатам проведенной проверки налоговым органом составлен акт от 15.05.2008 N 524, на основании которого с учетом возражений налогоплательщика принято решение от 17.06.2008 N 605 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно указанному решению налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2007 в сумме 188 445 руб., пени - 9 938,89 руб., штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - 6 221,46 руб., в общей сумме 236 072,89 руб.
Основанием для доначисления налога послужил вывод налогового органа о неверном определении налоговой базы по земельному налогу, поскольку в нарушение статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база была определена как нормативная цена земли, действовавшая в 2002-2003 годах, вместо кадастровой стоимости земельных участков.
На основании решения от 17.06.2008 N 605 на суммы недоимки по налогу, пени и штрафа налоговым органом в адрес БУ "Белоярский лесхоз" выставлено требование N 201 об уплате в срок до 28.07.2008.
Неисполнение данного требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения налогового органа с заявлением о их взыскании.
Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания с БУ "Белоярский лесхоз" недоимки по земельному налогу, соответствующих сумм пени, штрафа, суды обеих инстанций исходили из того, что результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Ханты-Мансийского автономного округа с указанием удельных показателей кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах по видам функционального использования утверждены Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 14.05.2003 N 167-п, опубликованного надлежащим образом.
Суд кассационной инстанции, оставляя решение суда и постановление суда апелляционной инстанции по данному делу без изменения, учитывает положения пункта 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и проверяет законность судебных актов по делу, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и следующих норм права.
Все элементы налогообложения по земельному налогу определены нормами главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе порядок определения налоговой базы при исчислении налога.
Из статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали в данном случае установленными все элементы налогообложения и о наличии возможности Общества самостоятельно определить налоговую базу в отношении земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.11.2008 Арбитражного суда - Ханты-Мансийского автономного округа и постановление от 05.02.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-4515/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Из п. 1 ст. 390 НК РФ следует, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Налогоплательщик считает, что сведения о кадастровой оценке земли до него надлежащим образом доведены не были, об изменении кадастровой стоимости своих земельных участков по сравнению с их нормативной ценой стало известно из акта налоговой проверки. Кадастровая оценка земельных участков произведена без учета площадей по целевому назначению, что противоречит законодательству о земельном налоге.
Однако, по мнению суда, позиция налогоплательщика не основана на нормах налогового законодательства.
Суд отметил, что все элементы налогообложения по земельному налогу определены нормами главы 31 НК РФ, в том числе порядок определения налоговой базы при исчислении налога.
Основанием для доначисления налога послужил вывод налогового органа о неверном определении налоговой базы по земельному налогу, поскольку в нарушение ст. 390 НК РФ налоговая база была определена как нормативная цена земли, действовавшая в 2002-2003 гг., вместо кадастровой стоимости земельных участков.
По мнению суда, результаты государственной кадастровой оценки земель поселений с указанием удельных показателей кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах по видам функционального использования опубликованы надлежащим образом.
Таким образом, суд признал установленными в данном случае все элементы налогообложения, в связи с чем у налогоплательщика имелась возможность самостоятельно определить налоговую базу в отношении земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, в соответствии с требованиями п. 3 ст. 391 НК РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции оставил кассационную жалобу налогоплательщика без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 мая 2009 г. N Ф04-2630/2009(5707-А75-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании