Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 мая 2009 г. N Ф04-3208/2009(7603-А45-23)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Александрия" (далее - ООО "Александрия", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - УФАС по Новосибирской области, Управление) об оспаривании постановления от 16.10.2008 N 152 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением от 10.12.2008 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 04.03.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Александрия" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Общество считает, что в его действиях нет признаков состава административного правонарушения и, следовательно, суд применил нормы, не подлежащие применению в данном случае.
Отзыв на кассационную жалобу, на момент ее рассмотрения, в суд не представлен.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что УФАС по Новосибирской области проведена проверка газеты "Антенна - Телесемь. Новосибирск" N 13 (630) 2008 года, в результате которой установлено, что на странице 49 рекламодателем ООО "Александрия" размещена рекламная статья "Лаоджан - лечение мудростью", которая решением Комиссии Управления по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе от 02.09.2008 признана ненадлежащей рекламой.
УФАС по Новосибирской области составлен протокол об административном правонарушении от 02.10.2008 N 152 и принято постановление от 16.10.2008 N 152 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды исходили из наличия состава указанного правонарушения в действиях Общества.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Закон N 38-ФЗ) определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из содержания приведённых фраз, употреблённых при рекламе продукта, потребитель может сделать однозначный вывод о лечебных свойствах отвара "Лаоджан", поскольку такой вывод следует из значения слов русского языка, употреблённых при описании свойств отвара.
Так, в рекламе, распространенной в газете "Антенна - Телесемь. Новосибирск" N 13 (630) 2008 года, содержится информация, указывающая на чудодейственные свойства "Лаоджана", способного не только лечить недуги, но также возвращать молодость и продлевать срок жизни; нормализацию работы нейроэндокринной и иммунной систем; восстановление обменных процессов.
В рекламе содержались такие фразы как: "Лаоджан" издавна использовался при многочисленных заболеваниях и недомоганиях, связанных со старением, таких, как слабость и снижение аппетита, головокружение и шум в ушах, боли и слабости в пояснице и коленях, сердцебиение, бессонница, ночная потливость, нарушения стула, снижение либидо, нарушения менструального цикла, и многих других..."; "... Лекарственный сбор "Лаоджан" дает прекрасные результаты при лечении герпесвирусной инфекции...".
Это свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому товару именно как к средству, оказывающему профилактическое и лечебное воздействие.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон о лекарственных средствах) лекарственные средства это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно статье 19 Закона о лекарственных средствах лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 N 736 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств.
В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Между тем установлено, что отвар "Лаождан" зарегистрирован в качестве пищевого продукта.
Как лекарственное средство данный продукт не зарегистрирован, то есть лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе этого продукта на его лечебные свойства, в том числе профилактические.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указания на лечебные свойства, то есть на положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Однако в рекламе отвара "Лаождан", распространяемой обществом, содержатся не соответствующие действительности сведения о потребительских свойствах товара, что является нарушением пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, а также указание на его лечебные и профилактические свойства, что не допускается в силу пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
С учетом установленных обстоятельств дела, выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о законности привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, являются правомерными.
Арбитражными судами всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, при этом не допущено нарушений процессуального закона.
Правовых оснований для переоценки выводов судов по обстоятельствам дела у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного кодекса Российской Федерации, не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 10.12.2008 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление 04.03.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-19011/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 мая 2009 г. N Ф04-3208/2009(7603-А45-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании