Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 июня 2009 г. N Ф04-3751/2009(9374-А46-31)
(извлечение)
Департамент имущественных отношений администрации г. Омска (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (далее - ТУ ФАУГИ по Омской области) от 28.11.2008 N 946-р.
Решением арбитражного суда от 02.03.2009 (с учетом определения от 29.04.2009 об исправлении опечатки) требования Департамента удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 07.05.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ ФАУГИ по Омской области, полагая, что судами неверно применены нормы материального и процессуального права, выводы основаны на неверном толковании положений, предусмотренных Определением Конституционного суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе Департаменту в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, спорное имущество в силу прямого указания Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" относится к муниципальной собственности независимо от того, на чьем балансе находится; действия федерального органа по передаче имущества, а именно объектов жилищного фонда, отнесенного к муниципальной собственности, являются действиями по передаче имущества от ненадлежащего балансодержателя к собственнику; положения Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, подлежащие применению с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О, при вынесении распоряжения от 28.11.2008 N 946-р соблюдены, а мнение органа местного самоуправления принято во внимание, поскольку было оно высказано им в распоряжении Департамента недвижимости администрации г. Омска от 30.04.2004 N 460-р.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент, опровергая доводы жалобы, считает, что арбитражным судом дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Просит оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 10.11.2008 войсковая часть 41146 Министерства обороны Российской Федерации направила в ТУ ФАУГИ по Омской области документы для оформления передачи в муниципальную собственность квартир NN 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, сетей водопровода и канализации, находящихся в доме N 67, расположенном по адресу: г. Омск, ул. 6-я Станционная, закреплённых на её балансе.
На основании указанного обращения ТУ ФАУГИ по Омской области 28.11.2008 принято распоряжение за N 946-р, которым перечисленные объекты федеральной собственности решено безвозмездно передать в муниципальную собственность, для чего подготовлен и подписан ТУ ФАУГИ по Омской области в одностороннем порядке акт приёма - передачи этого федерального имущества и передан для визирования в Департамент, как уполномоченный на то орган местного самоуправления.
Полагая, что распоряжение от 28.11.2008 N 946-р не соответствует действующему законодательству, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования Департамента, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) в федеральной собственности может находиться:
- имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
- имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
- имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Настоящей статьей также установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Положения части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предполагают наличие как в муниципальной собственности, так и в собственности Российской Федерации жилого фонда (государственный жилищный фонд).
Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П и Определения от 07.12.2006 N 542-О следует, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ закрепляют общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому в связи с перераспределением публичных полномочий и независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, и направления движения находящегося в публичной собственности имущества - предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учет позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, то есть при передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную.
Вместе с тем, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.11.2006 N 540-О, при осуществлении правового регулирования разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления должен быть соблюден принцип соразмерности финансово-экономических ресурсов местного самоуправления предоставленным ему полномочиям. Это определяется тем, что местный бюджет не существует изолированно, - он является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.12.2007 N 828-О-П, положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества, в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления предполагает необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованные действия между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации. Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную не должны рассматриваться в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Исследовав материалы дела, арбитражные суды установили, что распоряжение от 28.11.2008 N 946-р было принято без получения согласия на то органа местного самоуправления и без учета объективной необходимости такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий, финансово-экономических интересов муниципального образования, его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, возможности финансовой поддержки местного бюджета, достаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.
Учитывая изложенное, и, принимая во внимание, что Департамент возражает против передачи объектов жилого фонда, поименованных в приложении к распоряжению от 28.11.2008 N 946-р, находящихся на балансе войсковой части 41146, суды обоснованно признали распоряжение ТУ ФАУГИ по Омской области от 28.11.2007 N 946-р недействительным.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6212/2008(13334-А46-23), N Ф04-7511/2008(16965-А46-6) и Ф04-7803/2008(17720-А46-6).
Кроме того, судами установлено, что спорное имущество, передаваемое органу местного самоуправления обжалованным распоряжением, не отвечает критериям, определенным пунктом 3 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ТУ ФАУГИ по Омской области, доводы которой выводы судебных инстанций не опровергают. Ранее данные доводы были проверены и оценены судами первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке выводов судов.
Таким образом, арбитражные суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 02.03.2009 Арбитражного суда Омской области и постановление от 07.05.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-2147/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июня 2009 г. N Ф04-3751/2009(9374-А46-31)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании