Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 июня 2009 г. N Ф04-3625/2009(9090-А27-29)
(извлечение)
Кемеровское открытое акционерное общество "Азот" (далее по тексту общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Администрации г. Кемерово (далее по тексту администрация), изложенного в письме от 27.02.2006 N 01-15/350, признании незаконным бездействия должностных лиц администрации, выразившегося в не утверждении размера (границ) санитарно-защитной зоны (далее по тексту СЗЗ) для общества, а также об обязании администрации утвердить проект "Организация, благоустройство и озеленение единой санитарно-защитной зоны групп предприятий, расположенных в районе промплощадки КОАО "Азот", шифр 1768 и границ СЗЗ за КОАО "Азот" в соответствии с названным проектом, путем издания акта органа местного самоуправления.
Решением от 29.05.2006 Арбитражного суда Кемеровской области требования общества оставлены без удовлетворения.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.09.2006 решение арбитражного суда отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
Решением от 30.11.2006 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные обществом требования удовлетворены в части. Признаны незаконными отказ администрации, изложенный в письме от 27.02.2006 N 01-15/350 и бездействие администрации. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 28.02.2007 решение арбитражного суда отменено в связи в нарушением процессуальных норм и принято дело к рассмотрению по правилам арбитражного суда первой инстанции.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 28.05.2007 заявленные обществом требования удовлетворены в части. Признано недействительным решение администрации, изложенное в письме от 27.02.2006 N 01-15/350. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 постановление апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требований отменено и в этой части дело направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.
Определениями от 19.09.2008 и 28.10.2008 производство по делу приостанавливалось.
Определением от 16.02.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда производство по делу возобновлено.
Постановлением от 26.03.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по результатам рассмотрения дела в отмененной части, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что апелляционный суд вышел за пределы заявленных обществом требований, допустил нарушения норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В отзывах на кассационную жалобу ОАО "Кузбассэнерго", Администрация г. Кемерово просят оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, а жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители поддержали доводы, изложенные в отзывах на жалобу.
Отзывы на кассационную жалобу от третьих лиц к началу судебного заседания не поступили.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, заслушав пояснение представителей, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество 09.02.2006 обратилось в администрацию с заявлением об утверждении проекта "Организация, благоустройство и озеленение единой санитарной зоны групп предприятий, расположенных в районе промплощадки КОАО "Азот" и определения размеров санитарно-защитных зон предприятий, расположенных в районе промплощадки КОАО "Азот".
Администрацией в утверждении проекта отказано, о чем изложено в письме от 27.02.2006 N 01-15/350, по тому основанию, что порядок утверждения проектов СЗЗ законодательством не установлен.
Считая отказ незаконным, а также незаконными бездействия администрации, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их обжаловании, одновременно просило обязать администрацию утвердить проект "Организация, благоустройство и озеленение единой санитарно-защитной зоны групп предприятий, расположенных в районе промплощадки КОАО "Азот", шифр 1768 и границ СЗЗ за КОАО "Азот" в соответствии с названным проектом, путем издания акта органа местного самоуправления.
Отказывая в удовлетворении требований об обязании утвердить проект, апелляционный суд исходил из того, что органы местного самоуправления в настоящее время не наделены правом утверждать размер и границы СЗЗ, кроме того, санитарно-эпидемиологическое заключение на проект признано частично недействительным.
Кассационная инстанция, оставляя судебные акты без изменения, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов, действующих в спорный период, предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами.
Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей СЗЗ осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими нормами и правилами. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.
Рабочий проект "Организация, благоустройство и озеленение единой санитарно-защитной зоны группы предприятий, расположенных в районе промплощадки КОАО "Азот", шифр 1768 (далее по тексту проект СЗЗ) включает в себя том 4 "Распределение между предприятиями жилых строений, подлежащих выносу из санитарной зоны".
Указанный проект СЗЗ санитарно-эпидемиологическим заключением N 42.20.05.000.Т.000086.03.04. от 01.04.2004 признан соответствующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, в том числе и том 4.
Решениями Арбитражного суда Кемеровской области от 20.03.2008 по делу N А27-7794/2007-5 и делу N А27-7553/2007-5 санитарно-эпидемиологическое заключение признано незаконным в части утверждения проекта с включением тома 4 касающегося прав и обязанностей ОАО "Кузбассэнерго", "Ново-Кемеровская ТЭЦ".
Следовательно, апелляционный суд пришел к правильному выводу об отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения.
Кассационная инстанция считает правильным вывод апелляционного суда о невозможности установления СЗЗ для общества в соответствии с названным проектом, путем издания акта органа местного самоуправления, так как рабочий проект разработан для группы предприятий, расположенных на промплощадке КОАО "Азот", отдельного проекта, касающегося только лишь общества, не разработано.
Из анализа подпункта 1 пункта 2, пункта 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2.5 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 следует, что для подтверждения факта наличия установленной санитарно-защитной зоны, необходимо также санитарно-эпидемиологическое заключение; и только в этом случае возможно установление санитарно-защитной зоны, при этом установление осуществляется актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.
В соответствии с пунктом 5 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется:
1) Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.
Довод общества, изложенный в жалобе, о неверном толковании судом норм материального права, относительно компетенции органов местного самоуправления по установлению СЗЗ, кассационная инстанция считает обоснованным.
Вместе с тем ошибочность вывода суда об отсутствии у администрации г. Кемерово полномочий по распоряжению земельным участком не повлекла принятие необоснованного по существу постановления, так как в данном споре не разрешался вопрос о предоставлении или изъятии земельных участков.
Арбитражным апелляционным судом представленные сторонами доказательства исследованы в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 26.03.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-8034/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июня 2009 г. N Ф04-3625/2009(9090-А27-29)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании