Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 августа 2009 г. N Ф04-1921/2008(12455-А75-38)
(извлечение)
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 17.03.2008 общество с ограниченной ответственностью фирма "Спецмонтажизоляция" (далее - ООО "Спецмонтажизоляция") признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство на один год.
Определением от 23.06.2008 требование кредитора - государственного учреждения регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - фонд социального страхования) включено в реестр требований кредиторов ООО "Спецмонтажизоляция" в размере 3 687 349,08 руб. капитализированных платежей в составе третьей очереди.
Федеральная налоговая служба (далее - уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о замене кредитора в правоотношениях, установленных определением арбитражного суда от 23.06.2008, на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 16.02.2009 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 04.05.2009 определение оставлено без изменения.
С принятыми судебными актами не согласен уполномоченный орган, так как, по его мнению, они вынесены с нарушением норм материального права. В кассационной жалобе просит определение и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления уполномоченного органа.
Заявитель считает, что в силу пункта 3 статьи 135 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований по выплате капитализированных платежей" (далее - постановление Пленума от 30.11.2006) на уполномоченный орган возложены полномочия по объединению и представлению требований перед Российской Федерацией по обязательным платежам и денежным обязательствам в делах о банкротстве и в процедурах банкротства.
В отзыве на кассационную жалобу фонд социального страхования просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, как соответствующие действующему законодательству.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, заслушав пояснения представителя уполномоченного органа, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены, исходя из следующего.
Согласно статье 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В силу статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Из материалов дела следует, что ООО "Спецмонтажизоляция" зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, работники В.Н.М., Б.Г.В., Р.Г.В. признаны пострадавшими на производстве в результате несчастного случая. Фондом социального страхования в их пользу осуществляются страховые выплаты.
Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон о социальном страховании) при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированные платежи, которые являются одним из источников доходов. При этом ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы.
Пунктом 3 постановления Пленума от 30.11.2006 предусмотрено, что требование по капитализации платежей, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона о социальном страховании, должно квалифицироваться как требование кредиторов третьей очереди. Кредитором в этом случае выступает Фонд социального страхования.
Таким образом, Закон о социальном страховании наделяет Фонд социального страхования правом самостоятельного требования к должнику-страхователю (в рамках дела о банкротстве последнего) о капитализации платежей, выплачиваемых Фондом социального страхования застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, и взыскании соответствующей капитализированной суммы.
На застрахованных и иных лиц, имеющих право на получение страховых выплат, пункт 3 статьи 135 Закона о банкротстве не распространяется.
Исходя из этого, суд первой инстанции и апелляционный суд обоснованно отказали в удовлетворении заявления уполномоченного органа о замене кредитора в правоотношениях, установленных определением арбитражного суда от 23.06.2008.
Определение и постановление вынесены при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права.
Оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.02.2009 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2009 по делу N А75-3007/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице управления по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 августа 2009 г. N Ф04-1921/2008(12455-А75-38)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании