Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 сентября 2009 г. N Ф04-4996/2009(19587-А02-15)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "А-Строй" (далее - ООО "А-Строй", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Алтай (далее - регистрирующий орган, Инспекция) о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Семь ключей" (далее - ООО "Семь ключей") в связи с его ликвидацией и об обязании Инспекции аннулировать запись о ликвидации юридического лица - ООО "Семь ключей", а также о признании недействительным решения регистрирующего органа от 22.09.2008 N 2955 о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Семь ключей" в связи с его ликвидацией.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Г. Т.Ю.
Решением от 24.02.2009 Арбитражного суда Республики Алтай заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и дополнении к ней Г. Т.Ю. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права.
Считает, что суд рассмотрел дело с нарушением прав третьего лица, предусмотренных статьей 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку ей не была направлена копия заявления с приложенными к нему документами, в связи с чем она не имела возможности дать пояснения по существу доводов заявителя.
Полагает, что судебные инстанции, не имея достаточных оснований, сделали вывод о существовании в производстве арбитражных судов дел по спорам между ООО "Семь ключей" и ООО "А-Строй", связанным с исполнением обязательств, вытекающих из договора подряда и договора о совместном инвестировании торгового комплекса.
Считает необоснованным вывод суда о том, что ООО "А-Строй" является кредитором ООО "Семь ключей".
По мнению подателя жалобы, вывод судебных инстанций о недостоверности ликвидационного баланса ООО "Семь ключей" и нарушении установленного порядка ликвидации юридического лица не основан на законе.
Считает, что статья 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) не распространяется на процедуру ликвидации юридического лица и регистрацию ликвидации юридического лица, поскольку содержит перечень документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.
Полагает вывод судов о том, что ликвидационный баланс, в котором отсутствует информация о кредиторской задолженности, не может считаться достоверным, противоречит статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на то, что в судебных актах отсутствует вывод судов о том, что промежуточный ликвидационный баланс является недостоверным, считает неправильным вывод судов о недействительности ликвидационного баланса, который составляется после проведения расчетов в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.
Просит принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "А-Строй" считает доводы жалобы несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
Отзыв на кассационную жалобу от Инспекции в суд не поступил.
Проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы и дополнения к ней, отзыв на жалобу, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, 19.05.2008 единственным учредителем ООО "Семь ключей" Г. Т.Ю. принято решение N 3 ликвидировать Общество и назначить ликвидатором генерального директора Г. Д.А.
Соответствующее уведомление о принятом решении направлено в налоговый орган. Согласно заявке от 21.05.2008 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 22 (175) от 04.06.2008 опубликовано извещение о ликвидации ООО "Семь ключей".
По окончании двухмесячного срока на предъявление кредиторами ООО "Семь ключей" претензий, 05.08.2008 составлен промежуточный ликвидационный баланс, который утвержден 05.08.2008 и сдан в налоговый орган.
09.09.2008 при отсутствии претензий от кредиторов, был составлен ликвидационный баланс, который был также утвержден и сдан в налоговый орган.
22.09.2008 налоговым органом принято решение о государственной регистрации ликвидации ООО "Семь ключей" и внесена запись в ЕГРЮЛ об исключении из него названного Общества.
ООО "А-Строй", считая ликвидацию ООО "Семь ключей" незаконной ввиду отсутствия его извещения как кредитора ООО "Семь ключей", обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражные суды обеих инстанций, проанализировав положения статей 21, 22 Федерального закона N 129-ФЗ во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу, что ликвидатор ООО "Семь ключей" не выполнил требования, предъявляемые к процедуре ликвидации, в части выявления кредиторов; представленные документы на регистрацию не соответствовали Методическим разъяснениям по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
Порядок ликвидации юридического лица определен в статьях 61 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. В силу части 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в пункте 1 статьи 21 Закона о регистрации, к которым, в частности, относится подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях. Следовательно, достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
В пункте 3 статьи 22 Закона N 129-ФЗ установлено, что документы, предусмотренные статьей 21 данного закона, представляются в регистрирующий орган по окончании процесса ликвидации.
Как следует из материалов дела, представленный в Инспекцию ликвидационный баланс не содержит сведений о наличии задолженности.
Вместе с тем, на основании представленных в материалы дела доказательств, в частности, актов выполненных работ, справок формы КС-3, платежных поручений, судом установлено, что ООО "А-Строй" исполнило свои обязательства по договору подряда от 05.01.2007 N 1, а ООО "Семь ключей" приняло выполненные работы и оплатило их частично.
Учитывая, что в материалы дела не представлено доказательств проведения полных расчетов ООО "Семь ключей" с ООО "А-Строй", арбитражный суд пришел к правильному выводу о невыполнении ликвидатором ООО "Семь ключей" требований, предъявляемых к процедуре ликвидации, в части выявления кредиторов.
Кассационная инстанция согласна с доводом жалобы о том, что статья 14 Федерального закона N 129-ФЗ не распространяется на процедуру ликвидации юридического лица и регистрацию ликвидации юридического лица, поскольку содержит перечень документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, однако данный довод не может служить основанием к отмене судебного акта, поскольку вывод суда о том, что достоверность сведений соблюдения порядка ликвидации является обязательным требованием, следует из положений статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ, которой суды также руководствовались при вынесении решения и постановления.
Кассационная инстанция соглашается также с выводом суда о том, что представленные документы на регистрацию не соответствовали Методическим разъяснениям по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такие требования утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", согласно пункту 4 которого, каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в регистрирующий орган в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.
Аналогичные требования закреплены в абзаце 3 раздела I Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 1 ноября 2004 года N САЭ-3-09/16@.
Судом установлено, что представленные документы на регистрацию ликвидатором не были прошиты и пронумерованы.
Данное обстоятельство в кассационной жалобе не оспаривается.
Между тем, представление ненадлежащим образом оформленных документов означает непредставление в регистрирующий орган документов, необходимых для регистрации, и является основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Поскольку ООО "Семь ключей" не были выполнены требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, а также предусмотренные соответствующими Методическими разъяснениями, у регистрирующего органа не было оснований для регистрации ликвидации юридического лица.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции находит, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, а доводы жалобы не опровергают выводов суда.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судом статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются необоснованными, поскольку в материалах дела (л.д. 110-112 том 1) имеется отзыв, подписанный представителем Г. Т.Ю., из абзаца второго которого следует, что заявление и материалы дела изучены.
Ходатайств об отложении дела Г. Т.Ю. не заявлялось.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 24.02.2009 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2009 по делу N А02-1111/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 сентября 2009 г. N Ф04-4996/2009(19587-А02-15)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании