Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 сентября 2009 г. N Ф04-5659/2009(19879-А45-42)
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2010 г. N 5/10 настоящее постановление отменено
Общество с ограниченной ответственностью "Пассажирское автотранспортное предприятие - 12" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 30.06.2008 N 14-12/25.
Решением от 16.03.2009 Арбитражного суда Новосибирской области требования общества удовлетворены.
Постановлением от 02.06.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение.
Налоговый орган считает, что общество неправомерно применяло упрощенную систему налогообложения с 01.07.2005 в связи с занижением размера полученного дохода при осуществлении деятельности по пассажирским перевозкам; налоговым органом определен размер полученного обществом дохода (при доначислении налога на прибыль) исходя из количества приобретенных обществом билетов в РППО "Союзбланкоиздат" и с учетом билетов, проданных по льготной цене, отраженных в билетно-учетных листах общества; расходы общества учтены в размерах, заявленных в декларациях по упрощенной системе налогообложения; доначисление единого социального налога (далее - ЕСН) произведено расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике и данных об иных аналогичных налогоплательщиках в связи с занижением обществом в регистрах бухгалтерского учета размера произведенных работникам выплат и вознаграждений, отсутствием учета объекта налогообложения; судом не исследованы обстоятельства по доначислению страховых взносов.
Представители налогового органа в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы.
Отзыв на кассационную жалобу обществом не представлен.
Представитель общества просит судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие - 12" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество, транспортного налога, единого социального налога (далее - ЕСН), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, налога на рекламу, единого налога на вмененный налог, единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2005 по 31.12.2006, налоговым органом составлен акт от 05.06.2008 N 14-12/25 и вынесено решение от 30.06.2008 N 14-12/25.
Согласно указанному решению обществу доначислены: налог на прибыль в сумме 15 748 044 руб., единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 1 176 683 руб., ЕСН в сумме 3 137 958, 26 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 098 849 руб.; соответствующие им пени в общем сумме 4 357 165, 14 руб.; общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на прибыль в сумме 3 148 809 руб., по единому налогу уплачиваемому в связи с применением УСН в сумме 235 337 руб.; общество привлечено к ответственности по пункту 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации по ЕСН в виде взыскания штрафа в размере 313 795, 04 руб.
Решение налогового органа мотивировано неправомерным применением обществом упрощенной системы налогообложения с 01.07.2005 в связи с занижением размера полученного дохода при осуществлении деятельности по пассажирским перевозкам; отсутствие установленного учета бланков строгой отчетности, раздельного учета билетов разной стоимости, договоров с МУП "Пассажиртрансснаб", подтверждающих факт перевозки пассажиров по льготным билетам, использование катушек контрольных билетов в полном объеме; составление актов списания билетов с нарушением установленного порядка; занижением обществом в регистрах бухгалтерского учета размера произведенных работникам выплат и вознаграждений.
Арбитражным судом признано недействительным решение налогового органа в связи с недоказанностью налоговым органом размера доходов общества и правомерности доначисления налогов исходя из общей системы налогообложения.
Согласно статье 346.12. Налогового кодекса Российской Федерации, организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Кодекса, не превысили 15 млн. рублей.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Арбитражными судами установлено, что общество в проверяемом налоговом периоде осуществляло деятельность по перевозке пассажиров по маршруту N 1264 "ж/м Родники - п. Краснообск" и применяло упрощенную систему налогообложения.
Обществом представлены налоговому органу в ходе проверки акты на списание контрольных билетов, составленные с нарушением установленного законом порядка, без указания причин уничтожения билетов. В ходе налоговой проверки в качестве свидетелей были допрошены водители, осуществлявшие перевозку пассажиров, которые дали показания о сдаче оставшихся в катушке билетов после смены и использование иногда оставшихся в катушке билетов в другую смену, а также о сдаче в кассу общества определенной суммы выручки после каждой смены.
Исходя из совокупности представленных в материалы дела доказательств, свидетельских показаний, арбитражными судами сделан вывод о занижении обществом доходов при исчислении налогов в проверяемом налоговом периоде.
Налоговым органом определен доход общества исходя из количества приобретенных обществом билетов в РППО "Союзбланкоиздат" и с учетом билетов, проданных по льготной цене, отраженных в билетно-учетных листах общества. Согласно расчета налогового органа размер дохода общества превысил 15 млн. руб. в первом полугодии 2005 года, в связи с чем произведено доначисление обществу с 01.07.2005 налогов по общей системе налогообложения: налог на прибыль, ЕСН, страховые взносы. При доначислении налога на прибыль расходы общества определены налоговым органом в размерах, указанных в декларациях общества по УСН.
Арбитражными судами признано неправильным определение налоговым органом размера дохода исходя из количества приобретенных обществом билетов в РППО "Союзбланкоиздат", так как налоговым органом не доказан факт продажи обществом приобретенных в РППО "Союзбланкоиздат" билетов в полном объеме. Установленные налоговым органом нарушения порядка уничтожения билетов и показания свидетелей судами признаны недостаточными для установления факта продажи обществом всего количества приобретенных обществом билетов в РППО "Союзбланкоиздат".
Учитывая отсутствие у общества учета доходов и расходов, арбитражными судами сделан вывод о наличии у налогового органа возможности определить размер дохода и расходов общества в проверяемом периоде расчетным путем, на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках, в соответствии с нормами пункта 7 части 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с недоказанностью налоговым органом размера доначисленного дохода общества и, в связи с этим, недоказанностью наличия у общества обязанности применять общую систему налогообложения в период с 01.07.2005, арбитражными судами сделан обоснованный вывод о неправомерном доначислении налоговым органом налога на прибыль, единого социального налога и страховых взносов.
На основании норм статей части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражными судами правомерно признано недействительным решение налогового органа по вышеуказанным основаниям.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы арбитражных судов и в целом направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела.
Арбитражными судами исследованы представленные в материалы дела доказательства в полном объеме, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 16.03.2009 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 02.06.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-15318/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ст. 346.12. НК РФ организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 15 млн. рублей.
По мнению налогового органа, общество неправомерно применяло УСН в связи с занижением размера полученного дохода при осуществлении деятельности по пассажирским перевозкам.
Однако, суд пришел к выводу, что налоговый орган не доказал размер дохода, исходя из которого предпринимателю были доначислены налоги по общей системе налогообложения.
Так, исходя из совокупности представленных в материалы дела доказательств, свидетельских показаний, судом сделан вывод о занижении обществом доходов при исчислении единого налога в связи с применением УСН в проверяемом налоговом периоде.
Однако, по мнению суда, определение налоговым органом размера дохода исходя из количества приобретенных обществом билетов в определенной организации, является неправильным, поскольку налоговым органом не доказан факт продажи обществом данных билетов в полном объеме.
Установленные налоговым органом нарушения порядка уничтожения билетов и показания свидетелей являются недостаточными для установления факта продажи обществом всего количества приобретенных билетов.
По мнению суда, у налогового органа имелась возможность определить размер доходов и расходов общества расчетным путем, на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках, в соответствии с нормами п. 7 ч. 1 ст. 31 НК РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции оставил без удовлетворения кассационную жалобу налогового органа.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 сентября 2009 г. N Ф04-5659/2009(19879-А45-42)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2010 г. N 5/10 настоящее постановление отменено