Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 июня 2006 г. N Ф04-3966/2006(23789-А45-40)
(извлечение)
Открытое акционерное общество коммерческий банк научно-технического и социального развития "Сибакадембанк" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 18.04.2005 N ЮВ-08-10,2/49 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Решением от 29.11.2005 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.03.2006, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит вынесенные по делу судебные акты отменить и принять по делу новое решение. Общество возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыва.
Судом и материалами дела установлено следующее.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки представленной Обществом декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2004 года, Инспекция вынесла решение от 18.04.2005 N ЮВ-08-10.2/49 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС). Также решением доначислены НДС и пени в порядке статьи 75 НК РФ.
Основанием для принятия оспариваемого решения явилось неправомерное, по мнению Инспекции, невключение в налогооблагаемую базу по НДС в порядке пункта 1 статьи 146 НК РФ стоимости товаров, переданных Обществом безвозмездно в ходе рекламных кампаний (бытовой техники, ручек, открыток, визитниц, футболок и т.п.).
Общество, не согласившись с принятым решением Инспекции, оспорило его в судебном порядке.
Суд, признавая недействительным оспариваемое решение Инспекции в части доначисления НДС (соответствующих штрафа и пени), пришел к выводу, что распространение во время проведения массовых рекламных кампаний товаров (бытовой техники, ручек, открыток, визитниц, футболок и т.п.) носит исключительно рекламный характер, в связи с чем в силу определения рекламы, данном в статье 2 Закона Российской Федерации "О рекламе", а также статьи 4 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" и статей 38, 39 НК РФ в оборотах по распространению рекламной продукции отсутствуют признаки реализации, в связи с чем не подлежит исчислению НДС, исходя из стоимости товаров, переданных в рекламных целях.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ, объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом в целях главы 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Таким образом, с учетом пункта 1 статьи 39 и подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, объект налогообложения по НДС возникает при передаче права собственности на товары как на возмездной, так и на безвозмездной основе (за исключением случаев, строго определенных налоговым законодательством, в частности, предусмотренных пунктом 2 статьи 146 НК РФ).
Следовательно, является обоснованным довод Инспекции, что безвозмездное распространение товаров, также как и распространение их на возмездной основе, признается реализацией товаров и является объектом налогообложения по НДС.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 154 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 НК РФ.
Статьей 40 НК РФ установлены принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 названной статьи НК РФ, если иное не предусмотрено этой статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Согласно пункту 11 статьи 40 НК РФ при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.
Кроме того, в статье 40 НК РФ приведены и иные методы определения рыночной цены для целей налогообложения, такие, как метод цены последующей реализации и затратный метод.
Названные методы могут применяться последовательно при отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам (работам или услугам) и при отсутствии других условий, делающих невозможным определение рыночной цены в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 11 статьи 40 НК РФ.
В нарушение статей 65, 200 АПК РФ Инспекция, доначисляя НДС по итогам камеральной налоговой проверки и указывая, что налоговая база определяется как стоимость выданных призов и товаров, не доказала соблюдение последовательности методов, установленных статьей 40 НК РФ, а также положений статей 172, 173 НК РФ.
Таким образом, доначисление НДС, пени и штрафа в размерах, указанных в обжалуемом акте налогового органа, не доказано Инспекцией в порядке, установленном статьями 64, 65, 68 АПК РФ, статьями 40, 100, 101, 154, 172, 173 НК РФ.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по настоящему делу судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 28.03.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16426/05-45/601 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров на территории РФ. При этом передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией товаров.
Налоговый орган считает, что общество неправомерно не включило в налоговую базу по НДС стоимость товаров (бытовой техники, ручек, открыток, футболок и т.д.), переданных безвозмездно в ходе рекламных компаний. Поэтому привлек общество к ответственности по ст.122 НК РФ и доначислил налог и пени.
Суд первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что распространение товаров во время рекламных мероприятий носит исключительно рекламный характер, а в оборотах по распространению рекламной продукции отсутствуют признаки реализации. Поэтому НДС со стоимости товаров, переданных в рекламных целях, исчисляться не должен.
Суд кассационной инстанции, учитывая положения п.1 ст.39 и подп.1 п.1 ст.146 НК РФ, суд сделал вывод, что объект налогообложения по НДС возникает при передаче права собственности на товары, как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Следовательно, безвозмездное распространение товаров признается реализацией и объектом налогообложения по НДС.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции указал, что согласно п.2 ст.154 НК РФ при реализации товаров на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость указанных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст.40 НК РФ.
Согласно п.11 ст.40 НК РФ при определении рыночной цены товара используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары. В ст.40 НК РФ приведены и иные методы определения рыночной цены: метод цены последующей реализации и затратный метод. Указанные методы применяются последовательно.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции отметил, что налоговый орган, доначисляя НДС, не доказал соблюдение последовательности методов, установленных ст.40 НК РФ, а также положений ст.ст.172,173 НК РФ. В связи с чем сделал вывод, что доначисление налога, пени и штрафа в размерах, указанных в решении налогового органа, нельзя признать обоснованным.
Поэтому суд решение и постановление апелляционной инстанции по делу оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 июня 2006 г. N Ф04-3966/2006(23789-А45-40)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании