Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 ноября 2006 г. N Ф04-6691/2006(27284-А67-42)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Сибирь Нафта" (далее - ООО "ТД "Сибирь Нафта", общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску (далее - налоговый орган) о признании незаконным бездействия руководителя налогового органа, выразившегося в не принятии в срок до 10.01.2006 года решения о возмещении путем зачета акциза на бензин автомобильный по экспорту в августе 2005 года и обязании налогового органа или иного должностного лица принять решение о возмещении путем зачета акциза на бензин автомобильный по экспорту в августе 2005 года с датой вступления в силу решения о возмещении 10.01.2006.
Решением от 30.03.2006 Арбитражного суда Томской области требования удовлетворены частично. Решением суда признано незаконным бездействие руководителя налогового органа, заключающееся в непринятии решения о возмещении путем зачета (возврата) акциза на бензин автомобильный по экспорту в августе 2005 года в сумме 7 567 128 руб. по состоянию на 10.01.2006. Решением суда отказано в удовлетворении требований общества об обязании налогового органа принять решение о возмещении путем зачета акциза на бензин с датой вступления в силу решения о возмещении 10.06.2006. Постановлением апелляционной инстанции от 25.05.2006 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям: не отражение в налоговой декларации суммы акциза, исчисленного к возмещению из бюджета, свидетельствует о том, что налогоплательщик ненадлежащим образом исполнил свою обязанность по исчислению налога; общий порядок исчисления налогов установлен в общей части Налогового кодекса Российской Федерации (статьи 23, 52, 80 Налогового кодекса Российской Федерации), который распространяется так же на акцизы; в пункте 4 статьи 203 Налогового кодекса Российской Федерации содержаться не специальные правила использования налоговой льготы, а лишь дополнительные условия, при соблюдении которых налогоплательщик вправе использовать налоговую льготу; условие предоставления налогоплательщиком документов согласно пункту 7 статьи 198 Российской Федерации не может заменять обязанность налогоплательщика исчислить сумму налога, а лишь дополняет указанную обязанность другой - по представлению пакета документов; возлагая на налоговый орган обязанность по принятию решения о возмещении (зачете) акциза без отражения указанной суммы налогоплательщиком в налоговой декларации, суд расширяет права налогового органа, так как обязанность по исчислению налога может быть возложена на налоговый орган только в случаях предусмотренных налоговым законодательством.
Суд кассационной инстанции, проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения судом норм материального и процессуального права, заслушав представителя налогового органа, считает подлежащими отмене оспариваемые судебные акты по следующим основаниям.
ООО "Торговый дом "Сибирь Нафта" имеет свидетельство о регистрации его в качестве лица, осуществляющую оптовую реализацию нефтепродуктов. В соответствии с нормами статьи 179 Налогового кодекса Российской Федерации общество является плательщиком акциза, осуществляет реализацию нефтепродуктов.
26.09.2005 и 25.10.2005 обществом представлены налоговому органу декларации по акцизам на нефтепродукты за август 2005 года, в том числе на нефтепродукты, вывезенные в таможенном режиме экспорта. В налоговых декларациях не указана подлежащая возмещению сумма акциза 7 567 128 руб. по операциям с нефтепродуктами, помещенными под таможенный режим экспорта.
06.10.2005 обществом был направлен в налоговый орган пакет документов, представление которого предусмотрено пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации, для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза по операциям с нефтепродуктами, полученными на территории Российской Федерации и в дальнейшем помещенными под таможенный режим экспорта в августе 2005 года. В сопроводительном письме к пакету документов, общество просит налоговый орган проверить документы и принять решение о возмещении путем зачета суммы акциза в размере 7 567 128 руб., уплаченных за август 2005 года.
Налоговым органом не принято решение о возмещении обществу акциза в размере 7 567 128 руб. в срок до 10.01.2006.
24.01.2005 обществом была представлена в налоговый орган уточненная налоговая декларация по акцизам на нефтепродукты за август 2005 года, в которой указана подлежащая возмещению сумма акциза в размере 7 567 128 рублей.
27.03.2006 налоговым органом принято решение о возмещении обществу из федерального бюджета сумм акциза на нефтепродукты в сумме 7 567 125 рублей.
Решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции по данному делу мотивированы тем, что: пункт 4 статьи 203 Налогового кодекса Российской Федерации связывает начало течения срока исполнения обязанности налогового органа по проведению проверки и принятию решения о возмещении либо отказе в возмещении сумм акциза с фактом представления налогоплательщиком пакета документов, предусмотренного пунктом 7 статьи 198 Кодекса не зависимо от того, заявлена данная сумма акциза к возмещению в налоговой декларации или нет; наличие или отсутствие в налоговой декларации сведений о суммах акцизов, подлежащих возмещению из федерального бюджета, не может повлиять на размер обязательств налогоплательщика за указанный налоговый период; данные о суммах акцизов подлежащих возмещению из бюджета отражаются в карточке лицевого счета не на основании налоговой декларации, а в соответствии с решением налогового органа; на день рассмотрения спора налоговым органом принято решение о возмещении из федерального бюджета акциза на нефтепродукты.
Согласно пункту 3 статьи 182, пункту 4 статьи 183, пункту 3 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются объектами налогообложения получение на территории Российской Федерации нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство. Освобождаются от налогообложения указанные операции, с нефтепродуктами, в дальнейшем помещенными под таможенный режим экспорта. При уплате акциза вследствие отсутствия у налогоплательщика поручительства банка, уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 4 части 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации
Пунктами 4, 5 статьи 203 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что возмещение сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком при совершении операций, предусмотренных подпунктами 2 - 4 пункта 1 статьи 182 Кодекса, производится при совершении операций с нефтепродуктами, освобожденных от налогообложения в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 Кодекса на основании документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 Кодекса. Возмещение производится не позднее трех месяцев со дня представления документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 Кодекса. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности возмещения и принимает решение.
Арбитражным судом при рассмотрении дела применены нормы статьи 203 Налогового кодекса Российской Федерации без учета норм общей части Кодекса, предусматривающих общий порядок проведения налоговых проверок, вынесения решений налоговыми органами, исчисления налогоплательщиками подлежащих уплате налогов и отражения предусмотренных законом сведений в налоговых декларациях.
Согласно статьям 52, 80 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан исчислять сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходов, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налогов.
Согласно нормам статей 82, 87 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, а так же в других формах предусмотренных Кодексом. Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки.
В соответствии с нормами статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представляемых налогоплательщиком. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
При решении вопроса о возмещении налога из бюджета, в том числе акциза, налоговый орган обязан руководствоваться нормами налогового законодательства, изложенными в общей части Налогового Кодекса Российской Федерации.
На основании указанных норм права, содержащихся в общей части Налогового кодекса Российской Федерации, для принятия решения налоговым органом о возмещении налога из бюджета (в том числе акциза) налогоплательщик обязан внести указанные сведения в налоговую декларацию и представитель документы, предусмотренные пунктом 7 статьи 198 Кодекса.
При не исполнении налогоплательщиком обязанности по отражению в налоговой декларации предусмотренных законом данных о сумме акциза подлежащей возмещению из бюджета, нельзя признать незаконными бездействия налогового органа, связанные с отсутствием решения по возмещению налога из бюджета.
Отсутствие решения налогового органа о возмещении путем зачета акциза на бензин автомобильный по экспорту в августе 2005 года связано с не выполнением налогоплательщиком обязанности по отражению в налоговой декларации сведений о возмещении налога из бюджета.
Нормы статьи 203 Налогового кодекса Российской Федерации не изменяют общий порядок внесения налогоплательщиком сведений в налоговую декларацию в том числе о возмещении акциза из бюджета.
В пункте 4 статьи 203 Налогового кодекса Российской Федерации содержаться не специальные правила получения возмещения из бюджета по акцизам, а лишь дополнительные условия, при соблюдении которых налогоплательщик вправе получить возмещение из бюджета.
Условие о предоставлении налогоплательщиком документов предусмотренных в пункте 7 статьи 198 Российской Федерации не может заменять обязанность налогоплательщика исчислить сумму налога и представить налоговому органу декларацию для решения вопроса о возмещении акциза из бюджета (зачета), а лишь дополняет указанную обязанность другой - по представлению налоговому органу пакета документов, для подтверждения обоснованности освобождения налогоплательщика от уплаты акциза и налоговых вычетов.
Требования ООО "Торговый дом "Сибирь Нафта" о признании незаконным бездействия руководителя налогового органа, выразившегося в не принятии в срок до 10.01.2006 решения о возмещении путем зачета акциза на бензин автомобильный по экспорту в августе 2005 года и обязании налогового органа или иного должностного лица принять решение о возмещении путем зачета акциза на бензин автомобильный по экспорту в августе 2005 года с датой вступления в силу решения о возмещении 10.01.2006, удовлетворению не подлежат.
Выводы арбитражного суда о том, что отсутствие сведений о суммах акцизов, подлежащих возмещению из федерального бюджета, не влияет на размер обязательств налогоплательщика и отражение выше указанных сведений в карточке лицевого счета налогоплательщика в соответствии с решением налогового органа, не могут являться основанием для признания незаконным оспариваемого бездействия налогового органа.
Порядок отражения сведений в карточке лицевого счета налогоплательщика и необходимость наличия каких-либо сведений в налоговых декларациях устанавливается Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предусмотренными в статье 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда Томской области подлежат отмене.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судом неправильно истолкованы нормы статьи 203 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции считает возможным не передавая дело на новое рассмотрение принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций Арбитражного суда Томской области и за рассмотрение кассационной жалобы относятся на общество "Торговый дом "Сибирь Нафта".
При подаче заявление обществом "Торговый дом "Сибирь Нафта" уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей. В материалах дела отсутствуют доказательства возврата государственной пошлины в размере 2 000 рублей обществу "Торговый дом "Сибирь Нафта". За рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции с ООО "Торговый дом "Сибирь Нафта" подлежит взысканию государственная пошлина - 1 000 рублей, в кассационной инстанции - 1 000 руб.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 30.03.2006 Арбитражного суда Томской области и постановление апелляционной инстанции от 25.05.2006 по делу N А67-2906/06 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований ООО "Торговый дом "Сибирь Нафта" отказать.
Взыскать с ООО "Торговый дом "Сибирь Нафта" государственную пошлину 2 000 рублей в Федеральный бюджет.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Условие о предоставлении налогоплательщиком документов предусмотренных в пункте 7 статьи 198 Российской Федерации не может заменять обязанность налогоплательщика исчислить сумму налога и представить налоговому органу декларацию для решения вопроса о возмещении акциза из бюджета (зачета), а лишь дополняет указанную обязанность другой - по представлению налоговому органу пакета документов, для подтверждения обоснованности освобождения налогоплательщика от уплаты акциза и налоговых вычетов.
...
Порядок отражения сведений в карточке лицевого счета налогоплательщика и необходимость наличия каких-либо сведений в налоговых декларациях устанавливается Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предусмотренными в статье 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
...
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судом неправильно истолкованы нормы статьи 203 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции считает возможным не передавая дело на новое рассмотрение принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 ноября 2006 г. N Ф04-6691/2006(27284-А67-42)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании