Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 октября 2009 г. N Ф04-4701/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Транскомплекс" (далее - ООО "Транскомплекс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению внутренних дел по г. Новосибирску о признании незаконными и необоснованными действий, выразившихся в отказе в совершении регистрационных действий в отношении автомобиля марки МЕРСЕДЕС-АК-ТРОС1853, год выпуска 2000г., номер двигателя 54292000100824, номер шасси 482448, VIN WDB 9540821К482448, номер кузова отсутствует, цвет синий.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель изменил свои требования и просит признать действия Управления внутренних дел по г. Новосибирску в лице структурного подразделения - Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасноси дорожного движения (далее по тексту - УВД по г. Новосибирску) незаконными и необоснованными, выразившиеся в отказе в совершении регистрационных действий в отношении вышеуказанного автомобиля. Признать письменный отказ от 24.03.2008 N 16/1535 Главного управления внутренних дел по Новосибирской области в лице структурного подразделения - Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения в регистрации автомобиля марки МЕРСЕДЕС-АК-ТРОС1853, год выпуска 2000г., номер двигателя 54292000100824, номер шасси 482448, VIN WDB 9540821К482448, номер кузова отсутствует, цвет синий, не законным и не обоснованным (далее по тексту - оспариваемое решение); об обязании Управления внутренних дел по г. Новосибирску совершить регистрационные действия в отношении автомобиля марки МЕРСЕДЕС-АК-ТРОС1853, год выпуска 2000 г., номер двигателя 54292000100824, номер шасси 482448, VIN WDB 9540821К482448, номер кузова отсутствует, цвет синий, восстановив паспорт транспортного средства серии 04 КТ номер 189784.
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Главное управление внутренних дел по Новосибирской области.
Заявитель в обоснование заявленных требований, ссылаясь на нормы статей 1, 181, 209, 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 15 Федерального кодекса от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", пунктов 12.1, 21, 35, 55 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств", статей 125, 126, 197, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указывает на приобретение вышеуказанного автомобиля в собственность по договору купли-продажи, который 28.12.2006 был поставлен на временный учет, по истечению которого УВД по г. Новосибирску аннулировало паспорт транспортного средства и отказало в регистрации данного транспортного средства, хотя были предъявлены все необходимые документы для регистрации, данное транспортное средство уже эксплуатировалось на территории Российской Федерации с 2003 г.г. по 2008 г.г. без каких-либо замечаний.
Решением от 24.02.3009 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2009 в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании незаконными и необоснованными действий Управления внутренних дел по г. Новосибирску, выразившихся в отказе в совершении регистрационных действий в отношении автомобиля марки МЕРСЕДЕС-АК-ТРОС1853, год выпуска 2000 г., номер двигателя 54292000100824, номер шасси 482448, VIN WDB 9540821К482448, номер кузова отсутствует, цвет синий и обязании Управления внутренних дел по г. Новосибирску, в лице структурного подразделения Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по г. Новосибирску совершить регистрационные действия в отношении автомобиля марки МЕРСЕДЕС-АК-ТРОС1853, год выпуска 2000 г., номер двигателя 54292000100824, номер шасси 482448, VIN WDB 9540821К482448, номер кузова отсутствует, цвет синий, путем восстановления паспорта транспортного средства серии 04 КТ номер 189784 было отказано. В остальной части производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными и необоснованными действий Управления внутренних дел г. Новосибирска, выразившихся в отказе в совершении регистрационных действий в отношении транспортного средства, указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
По мнению заявителя, Управлением внутренних дел по г. Новосибирску не представлено доказательств нарушений со стороны заявителя норм материального права, отсутствуют доказательства того, что предъявленный паспорт транспортного средства является поддельным, транспортное средство не числится в угоне и других уголовно-наказуемых действий с данным транспортным средством не установлено, поэтому согласно статье 55 Правил регистрации транспортных средств и прицепов к ним, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебного решения, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения.
Отзывы на кассационную жалобу УВД по г. Новосибирску, Главного управления внутренних дел по Новосибирской области до начала судебного заседания не представлены.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, об отмене принятых по делу судебных актов.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителей Общества, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и заявленных требований, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что по договору купли-продажи от 22.12.2006 заявитель приобрел в собственность транспортное средство - автомобиль марки МЕРСЕДЕС-АК-ТРОС1853, год выпуска 2000г., номер двигателя 54292000100824, номер шасси 482448, VIN WDB 9540821К482448, номер кузова отсутствует, цвет синий, которое было поставлено на временный учет 29.12.2006.
Структурное подразделение УВД по г. Новосибирску, осуществляющее регистрацию транспортных средств, письмом от 27.03.2008 N 969 сообщило заявителю о том, что после проведенных проверок установлено, что вышеуказанный автомобиль проходил регистрационные действия в Республике Алтай незаконно, на основании подложных документов и ПТС 30 143636 на указанный автомобиль ОГИБДД ОВД по Камызякскому району Астраханской области внесен в базу розыска, как незаконно выданный. Руководствуясь частью 3 статьи 55, пункта 17 Приказа МВД РФ N 59-2003, 31.05.2007 временная регистрация автомобиля была признана не действительной и аннулирована.
Данные действия УВД по г. Новосибирску заявитель расценивает, как отказ в государственной регистрации транспортного средства (оспариваемые действия).
Паспорт транспортного средства 04 КТ 189784 (ПТС), который был представлен Обществом для государственной регистрации транспортного средства, был выдан взамен ПТС 30 КО 143636, выданного ОГИБДД ОВД по Камызякскому району Астраханской области.
ОВД по г. Горно-Алтайску МВД по Республике Алтай 11.07.2007 направило в МРЭО ГИБДД МВД по Республике Алтай заключение по материалам предварительной проверки, для проведения аннулирования регистрационных действий в отношении транспортного средства, принадлежащего Обществу, в котором указало, что ПТС выданный на территории Астраханской области на транспортное средство является поддельным, а потому регистрацию транспортного средства необходимо аннулировать.
На основании данного заключения регистрация транспортного средства была аннулирована МРЭО ГИБДД МВД по Республике Алтай 18.07.2007.
Из сообщения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Астраханской области от 01.12.2008 N 27/4512 следует, что транспортное средство - автомобиль марки МЕРСЕДЕС-АК-ТРОС1853, год выпуска 2000г., номер двигателя 54292000100824, номер шасси 482448, VIN WDB 9540821К482448, номер кузова отсутствует, цвет синий было поставлено на регистрационный учет РЭГ ОГИБДД ОВД по Камызякскому району Астраханской области 08.09.2003, без предоставления ПТС, при этом был выдан ПТС 30 КО 136636, а 08.10.2003 транспортное средство было снято с регистрационного учета.
Из вышеуказанного сообщения следует, что в отношении инспектора, осуществившего данные регистрационные действия было возбуждено уголовное дело, в том числе по факту незаконной регистрации вышеуказанного транспортного средства. 15.03.2005 действия по регистрации данного автомобиля были признаны недействительными РЭГ ОГИБДД ОВД по Камызякскому району Астраханской области. Кроме того, из данного сообщения следует, что ПТС 30 КО 143636 у собственника транспортного средства не изымался, с 15.03.2005 данный ПТС внесен в базу АИПС "Розыск".
Главное Управлении внутренних дел по Новосибирской области в письме от 24.03.2008 N16/1535 (оспариваемое решение) сообщило заявителю о результатах рассмотрения его жалобы, при этом указав на то, что "повестка на заседание арбитражного суда направлена в УВД по г. Новосибирску, поскольку МРЭО ОГИБДД УВД по г. Новосибирску не является юридическим лицо", а так же разъяснило заявителю, что отказ УВД по г. Новосибирску в совершении регистрационных действий в отношении транспортного средства правомерен, поскольку отсутствует документ, удостоверяющий соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, что препятствует его регистрации, с изложением правовой позиции со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты.
Общество, не согласившись с указанными решением Главное Управлении внутренних дел по Новосибирской области, а также действиями Управления внутренних дел г. Новосибирска, выразившихся в отказе в регистрации транспортного средства Общества, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражные суды, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий Управления внутренних дел г. Новосибирска, выразившихся в отказе в регистрации транспортного средства Общества, исходили из незаконности ранее проведенной регистрации данного транспортного средства при отсутствии паспорта транспортного средства на данный автомобиль. Прекращая производство по делу в части оспаривания решения Главного Управления внутренних дел по Новосибирской области, изложенного в письме от 24.03.2008 N 16/1535, исходили из того, что данный ответ не является ненормативным правовым актом, а является информационным письмом.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, исходя из обстоятельств дела и действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - Закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ), определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил регистрацию транспортных средств.
В силу пункта 3 статьи 15 названного Закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Из содержания данной нормы следует, что регистрация транспортного средства является не только механизмом допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, но и способом контроля за эксплуатацией транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности.
Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, справок-счетов, выдаваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю транспортными средствами, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации (пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации").
Из письма Межрайонного регистрационно - экзаменационного отдела Управления внутренних дел г. Новосибирска от 27.03.2008 N 969 следует, что временная регистрация транспортного средства Общества - автомобиля марки МЕРСЕДЕС-АК-ТРОС1853, год выпуска 2000 г., номер двигателя 54292000100824, номер шасси 482448, VIN WDB 9540821К482448, номер кузова отсутствует, цвет синий, была признана недействительной и аннулирована в соответствии с требованием части 3 статьи 55 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59 (действующих на момент совершения обжалуемых действий).
Как следует из абзаца 3 пункта 55 вышеуказанных Правил, при установлении обстоятельств, являющихся основанием для отказа в совершении регистрационных действий, в том числе в результате проверки, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, проведенная регистрация транспортного средства считается недействительной и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" от 15.06.1998 N 711 (в редакции Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679) утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 12 вышеуказанного Положения ГИБДД имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что паспорт транспортного средства (ПТС) 04 КТ 189784, на автомобиля марки МЕРСЕДЕС-АК-ТРОС1853, год выпуска 2000г., номер двигателя 54292000100824, номер шасси 482448, VIN WDB 9540821К482448, номер кузова отсутствует, цвет синий, за регистрацией которого заявитель обратился в Управление внутренних дел г. Новосибирска был выдан взамен ПТС 30 Кемеровской области 143636, выданный ОГИБДД ОВД по Камызякскому району Астраханской области незаконно, с аннулированием предыдущих регистрационные действия.
Из вышеизложенного следует, что заявитель обратился за государственной регистрацией транспортного средства, на который отсутствует ПТС, выданный в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 17 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59 (действующих на момент совершения обжалуемых действий), при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных), регистрационные действия не производятся.
Для регистрации транспортного средства кроме документов, подтверждающих право собственности на автомобиль, собственник обязан предоставить документы, указанные в пункте 35 указанных Правил, в том числе паспорт транспортного средства.
Таким образом, само по себе приобретение права собственности на транспортное средство не порождает безусловной обязанности органов ГИБДД допустить его к участию в дорожном движении.
Правовая позиция об осуществлении и защите прав частной собственности, касающих вопросов применения Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 544-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки К.А.Н. на нарушение ее конституционных прав абзацем вторым пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации"
Из пункта 3 вышеуказанного Определения следует, беспрепятственное осуществление субъективных гражданских прав, а значит, и права частной собственности, провозглашаемое в статье 1 ГК Российской Федерации в качестве одного из основных начал гражданского законодательства, не означает безграничную свободу собственника в отношении принадлежащего ему имущества.
Реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанной с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, и подлежит поэтому регламентации нормами не только гражданского, но и административного законодательства.
Государственная регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД, предусмотренная Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" (пункт 3 статьи 15) как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности. Однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно направлено на защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.
С учетом изложенного, выводы арбитражных судом о правомерности отказа уполномоченного органа в совершении регистрационных действий в отношении автомобиля на автомобиля марки МЕРСЕДЕС-АК-ТРОС1853, год выпуска 2000 г., номер двигателя 54292000100824, номер шасси 482448, VIN WDB 9540821К482448, номер кузова отсутствует, цвет синий, приобретенного Обществом по договору купли-продажи от 22.12.2006 по причине незаконности ранее проведенной регистрации автомобиля при отсутствии ПТС на данное транспортное средство, являются законными.
Согласно пункту 1 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 24.08.2006 N 496, Минпромэнерго РФ N 192, ФТС РФ N 134 от 23.06.2005 (с последующими изменениями) паспорта транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию.
Указанным положением регулируется порядок выдачи паспортов транспортного средства.
Приобретение права собственности на транспортное средство автоматически не порождает обязанность подразделений ГИБДД допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его. Регистрация транспортных средств производится с соблюдением установленного действующим законодательством порядка. В данном случае речь идет не о лишении заявителя приобретенного им имущества, а о соблюдении специального порядка допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.
На основании установленных обстоятельств дела и исследованных материалов дела, норм действующего законодательства, суд кассационной инстанции считает, что арбитражные суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и необоснованным действий Управления внутренних дел в лице его структурного подразделения в совершении регистрационных действий в отношении автомобиля на автомобиля марки МЕРСЕДЕС-АК-ТРОС1853, год выпуска 2000 г., номер двигателя 54292000100824, номер шасси 482448, VIN WDB 9540821К482448, номер кузова отсутствует, цвет синий, при наличии основания - незаконности ранее проведенной регистрации данного транспортного средства.
Арбитражными судами первой и апелляционной инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений процессуального законодательства.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.
Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 24.02.2009 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2009 по делу N А45-11879/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 октября 2009 г. N Ф04-4701/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании