Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 октября 2009 г. N Ф04-627/2009
(извлечение)
Открытое акционерное общество "ТНК-ВР Холдинг" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее - налоговый орган, Управление) от 30.11.2005 N 07-21/14002 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 56 798 690,81 руб. и обязании Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - Инспекция N 1, Инспекция), привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, возместить из бюджета налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 56 798 690, 81 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 24.07.2006, оставленным без изменения постановлением от 10.11.2006 апелляционной инстанции Арбитражного суда Тюменской области и постановлением от 19.02.2007 Федерального суда Западно-Сибирского округа, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2007 N 7205/07 все состоявшиеся по делу судебные акты отменены в полном объеме, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.
При новом рассмотрении дела Арбитражный суд Тюменской области решением от 31.07.2008 заявленные Обществом требования удовлетворил частично.
Постановлением от 28.10.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено в части обязания Инспекции N 1 устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов Общества в виде возмещения НДС.
Постановлением от 11.02.2009 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение суда от 31.07.2008 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 28.10.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда отменено в части признания недействительным решения от 30.11.2005 N 07-21/14002 по эпизоду, связанному с отказом в возмещении из бюджета сумм налога на добавленную стоимость в размере 3 434 498, 13 руб., оплаченных за услуги по транспортировке нефти трубопроводным транспортом и диспетчеризации данной транспортировки. В отменной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
При новом рассмотрении дела заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования, просил признать недействительным решение налогового органа от 30.11.2005 N 07-21/14002 в части отказа в возмещении НДС в сумме 1 053 783,42 руб. и обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возместить налог на добавленную стоимость в размере 1 053 783,42 руб. на основании счета-фактуры ОАО "Тюменская нефтяная компания" от 31.03.2005 N Т310305-0928.
Решением от 27.04.2009 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 15.07.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты в части признания недействительным решения налогового органа в части отказа в возмещении НДС в размере 1 053 783,42 руб., а также в части обязания возмещения Обществу из федерального бюджета НДС в размере 1 053 783,42 руб., принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Инспекция полагает, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации обложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 названной статьи). Данное положение распространяется также на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы Российской Федерации товаров вне зависимости от момента помещения товара под таможенный режим экспорта. Следовательно, поставщик не вправе предъявлять к оплате НДС по ставке 18%, а экспортер, соответственно, не вправе заявлять сумму такого налога к вычету.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов Инспекции.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 26.10.2009 до 29.10.2009 до 09 час.00 мин., о чем представители сторон извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представители сторон поддержали соответствующие доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области (далее - Инспекция N 7) камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за июнь 2005 года, представленной Обществом в соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, принято решение от 26.10.2005 N 10-42/24 об отказе в возмещении (полностью) из бюджета сумм НДС в размере 3 212 752 360 руб.
Общество, не согласившись с вынесенным решением, обжаловало его в Управление, которое решением от 30.11.2005 N 07-21/14002 отменило решение Инспекции N 7 и приняло новое решение о частичном отказе налогоплательщику в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 87 607 713 руб.
Частичное несогласие с вынесенным решением Управления явилось основанием для обращения Общества с требованием в арбитражный суд.
При повторном рассмотрении дела, с учетом уточненных требований налогоплательщика, суды, удовлетворяя требования, исходили из того, что Общество правомерно предъявило к вычету сумму НДС по налоговой ставке 18 процентов, поскольку на момент оказания услуг по транспортировке сырой нефти и услуг диспетчеризации, товар (нефть сырая) не был помещен под таможенный режим экспорта.
Делая данные выводы, суды первой и апелляционной инстанций исследовали представленные сторонами доказательства, учитывая при этом указания, данные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2007 N 7205/07 и постановлении от 11.02.2009 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа о необходимости их оценки с точки зрения того, какие из перевозимых товаров были помещены под таможенный режим экспорта на момент осуществления операций, связанных с реализацией услуг по транспортировке товара, и оказания услуг по транспортировке товара.
Доводы налоговых органов о том, что товар (нефть), в отношении которого производились услуги, был помещен под таможенный режим экспорта до начала оказания услуг по его транспортировке, признаны судами не подтвержденными в процессе рассмотрения дела.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации обложению НДС по ставке 0 процентов подлежат операции по реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации идет речь об операциях реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.03.2008 N 16581/07 указано, что налоговая ставка 0 процентов в отношении работ (услуг) непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, должна применяться с момента помещения его под таможенный режим экспорта.
Данный момент определяется по дате отметки, проставленной таможенным органом на временной грузовой таможенной декларации.
Суды установили и это не оспаривается сторонами по делу, что услуги по транспортировке товара (НДС по которым составил 1 053 783, 42 руб.) были оказаны до момента помещения товара под таможенный режим экспорта.
Данные выводы судов основаны на исследовании имеющихся материалах дела, в том числе ВГТД N 10207050/0403035/0001524 и N 10207050/0002212 с отметками таможенного органа "Выпуск разрешен" от 04.03.2005 и 01.04.2005, счете-фактуре от 31.03.2005 N Т310305-0928, договоре комиссии от 20.12.2004 N ТВХ-0030/04, а также отчете комиссионера от 30.06.2005 N 46.
При этом налоговый орган в кассационной жалобе не оспаривает указанные выводы судов и не ссылается на наличие доказательств, свидетельствующих об иных обстоятельствах по делу. Вместе с тем, доводы Инспекции, изложенные в кассационной жалобе, относительно того, что при рассмотрении данного спора не имеет значение определение момента помещение товара под таможенный режим экспорта, не соответствует действующим нормам Налогового кодекса Российской Федерации, а также указаниям, изложенным в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2007 N 7205/07.
В целом доводы кассационной жалобы были предметом полного и всестороннего рассмотрения судами, направлены на переоценку выводов судов, оснований к чему кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.04.2009 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 15.07.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2583/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп.2 п.1 ст.164 НК РФ обложению НДС по ставке 0 % подлежат операции по реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подп.1 п.1 ст.164 НК РФ.
По мнению налогового органа, услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы РФ товаров облагаются НДС по ставке 0% вне зависимости от момента помещения товара под таможенный режим экспорта. Поэтому поставщик таких услуг не вправе предъявлять к оплате НДС по ставке 18%, а экспортер, соответственно, не вправе заявлять сумму такого налога к вычету.
Суд с налоговым органом не согласился, указав, что экспортер правомерно предъявил к вычету сумму НДС по ставке 18 %, т.к. на момент оказания услуг по транспортировке сырой нефти и услуг диспетчеризации, товар (нефть сырая) не был помещен под таможенный режим экспорта.
В подп.1 п.1 ст.164 НК РФ сказано об операциях реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 04.03.2008 N 16581/07 указал, что налоговая ставка 0 % в отношении услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подп.1 п.1 ст.164 НК РФ, должна применяться с момента помещения товара под таможенный режим экспорта. Указанный момент определяется по дате отметки, проставленной таможенным органом на временной ГТД.
Учитывая вышеизложенное, суд признал несостоятельными доводы налогового органа о том, что не имеет значения определение момента помещение товара под таможенный режим экспорта.
Установлено, что услуги по транспортировке товара были оказаны экспортеру до момента помещения товара под таможенный режим экспорта. Указанный вывод следует из анализа временной ГТД с отметками таможенного органа "Выпуск разрешен", счета-фактуры, договора комиссии, отчета комиссионера. Поэтому поставщик таких услуг обоснованно предъявил налогоплательщику НДС по ставке 18%, а налогоплательщик заявил сумму такого налога к вычету.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 октября 2009 г. N Ф04-627/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании