Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев протест заместителя прокурора Республики Мордовия Ерофеева В.П. на вступившее в законную силу решение судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 марта 2024 года, состоявшееся в отношении директора ООО НПЦ "Стройтехпроект" Фомкина Дениса Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Октябрьского района г. Саранска Республики Мордовия от 2 февраля 2024 года директор ООО НПЦ "Стройтехпроект" Фомкин Д.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание с применением положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса в виде административного штрафа в размере 4 268 520 рублей 99 копеек.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 марта 2024 года постановление мирового судьи судебного участка N 3 Октябрьского района г. Саранска Республики Мордовия от 2 февраля 2024 года изменено в части назначенного наказания, административный штраф заменен на предупреждение, в остальной части указанное постановление оставлено без изменения.
В протесте, поданном в Первый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Республики Мордовия Ерофеев В.П. просит об отмене решения судьи районного суда, ссылаясь на его незаконность, направлении дела на новое рассмотрение.
Фомкин Д.Н, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче заявителем протеста, представил на него возражения, в которых просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, протест заявителя без удовлетворения.
Администрация Комсомольского городского поселения Чамзминского муниципального района, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче заявителем жалобы, возражения на нее не представила.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов протеста заявителя и возражений, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Федеральный закон N44-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона N44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 107 Федерального закона N44-ФЗ).
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Чамзинского района Республики Мордовия, установлено, что 28 апреля 2023 года между администрацией Комсомольского городского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия и ООО НПЦ "Стройтехпроект" заключены муниципальные контракты N.
28 апреля 2023 года между администрацией Комсомольского городского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия и ООО НПЦ "Стройтехпроект" заключены муниципальные контракты N.
Указанные муниципальные контракты заключены с целью приобретения в муниципальную собственность Комсомольского городского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия жилых помещений (квартир) в рамках муниципальной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Комсомольского городского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия на 2019-2024 годы".
Общая цена указанных муниципальных контрактов 170 740 839, 60 рублей.
Согласно условиям муниципальных контрактов ООО НПЦ "Стройтехпроект" обязано передать в собственность Комсомольского городского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия жилые помещения (квартиры) различной площадью (одно помещение по каждому контракту), расположенное по адресу: "адрес", в срок не позднее 1 ноября 2023 года.
При этом, Фомкин Д.Н, являясь директором ООО НПЦ "Стройтехпроект", не обеспечил своевременное исполнение обществом обязательств, предусмотренных указанными условиями муниципальных контрактов (ни одно жилое помещение в собственность данного муниципального образования в срок - не позднее 1 ноября 2023 года не передано), что повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства. При этом указанное деяние не повлекло уголовной ответственности.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и послужили основанием для привлечения Фомкина Д.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 7.32 названного Кодекса.
При изменении должностному лицу Фомкину Д.Н. административного наказания судья районного суда, руководствуясь положениями статьи 4.1.1 во взаимосвязи с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание, что ранее он к административной ответственности не привлекался, совершенное правонарушение не повлекло причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других указанных в законе негативных последствий, учитывая характер совершенного административного правонарушения, а также тот факт, что на момент рассмотрения дела условия контрактов выполнены, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, пришел к выводу о возможности замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Между тем с указанными выводами судьи районного суда согласиться нельзя.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного кодекса).
Частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 названного кодекса (частью 3 статьи 3.4 приведенного Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Разрешая вопрос о замене директору ООО НПЦ "Стройтехпроект" Фомкину Д.Н. административного наказания в виде административного штрафа предупреждением на основании части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда положения вышеприведенных правовых норм в полной мере не учел. Наличие в рассматриваемом случае всей совокупности условий для применения статьи 4.1.1 и части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не проверены надлежащим образом.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, и которые причинили существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности.
Рассматриваемая норма закрепляет административную ответственность не за неисполнение государственного или муниципального контракта, как оно понимается гражданским законодательством (и влечет гражданско-правовую ответственность), а за такие действия (бездействие) названных субъектов, которые повлекли неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, т.е. когда контракт не был исполнен в соответствии с его условиями и это причинило существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства. Под такими действиями (бездействием) следует понимать не только неисполнение государственного или муниципального контракта (в собственном (прямом) смысле), но и нарушение сроков его исполнения, когда результат поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренный контрактом, не был своевременно получен.
Состав данного правонарушения является материальным и требует в каждом случае устанавливать наличие реального вреда интересам общества и государства и его существенность, а также причинно-следственную связь между конкретными действиями (бездействием) и наступлением существенного вреда. Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, существенность вреда может определяться его размером, характером, особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага и, как правило, выражается в материальном ущербе, нарушении нормальной работы органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений; определяющим для квалификации правонарушения по части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является не только размер ущерба, но и значение последствий для самого потерпевшего, сведения о чем должны содержаться в материалах дела об административном правонарушении, направляемых судье суда общей юрисдикции на рассмотрение (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года; ответ на вопрос 4).
При рассмотрении жалобы Фомкина Д.Н. на постановление от 2 февраля 2024 года судья Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия согласился с выводами мирового судьи о том, что действия (бездействие) директора Фомкина Д.Н, повлекшие нарушение сроков выполнения контрактов, причинили существенный вред интересам общества и государства и потому они квалифицированы по части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, обосновывая необходимость замены указанному должностному лицу административного штрафа на предупреждение, судья районного суда исходил из того, что данное правонарушение не повлекло причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других указанных в законе негативных последствий, что противоречит вышеприведенному выводу.
Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 названного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенное судьей районного суда нарушение предусмотренных статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правил назначения наказания является существенным, имеет фундаментальный, принципиальный характер, повлияло на исход дела и привело к неправильному его разрешению.
При изложенных обстоятельствах решение судьи Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 26 марта 2024 года, состоявшееся в отношении директора ООО НПЦ "Стройтехпроект" Фомкина Д.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, а дело - возвращению в Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
протест заместителя прокурора Республики Мордовия Ерофеева В.П. удовлетворить.
Решение судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 марта 2024 года, состоявшееся в отношении директора ООО НПЦ "Стройтехпроект" Фомкина Дениса Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.
Судья Г.К.Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что действия директора компании, не обеспечившего исполнение обязательств по муниципальным контрактам, причинили существенный вред интересам общества и государства. Решение районного суда о замене штрафа на предупреждение было отменено, дело возвращено на новое рассмотрение из-за существенного нарушения процессуальных требований.