Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Парасотченко М.А, судей Мотиной И.И. и Сиюхова А.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мрынского Ю.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю о признании решения незаконным, признании права на перерасчет страховой пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости с произведением индексаций сумм, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю, поступившей с делом 25 июня 2024 года, на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 12 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 13 мая 2024 года.
Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мрынский Ю.Н. обратился в суд с исковыми требованиями к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю (далее по тексту - ОСФР по городу Севастополю) о признании решения незаконным, признании права на перерасчет страховой пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости с произведением индексаций сумм.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 12 октября 2023 года заявленные истцом требования удовлетворены частично. Суд постановил:
- признать незаконным решение ОСФР по городу Севастополю от 10 апреля 2023 года N 40669/23 об отказе в проведении перерасчета страховой пенсии по старости Мрынскому Ю.Н.;
- обязать ОСФР по городу Севастополю произвести перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) Мрынскому Ю.Н, с произведением индексаций сумм расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию как из поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) Мрынского Ю.Н. за периоды его работы с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, осуществленных с коэффициентами, установленными Постановлениями Правительства Российской Федерации, и выплатить денежную сумму в размере недополученных Мрынским Ю.Н. выплат с учетом всех индексаций страховой пенсии по настоящее время, ввиду перерасчета размера назначенной пенсии с даты возникновения права на её назначение с 12 февраля 2016 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 13 мая 2024 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся судебные акты как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального права. Отмечает, что истец застрахован в системе обязательного пенсионного страхования с 22 августа 2012 года, однако за период работы Мрынского Ю.Н. с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года, с 17 марта 2014 года по 31 декабря 2014 года в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, работодателем истца не уплачивались.
Мрынский Ю.Н. осуществлял трудовую деятельность на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцировавшихся в Крыму и городе Севастополе на основании Соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, заключенного 28 мая 1997 года между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины.
Частью 1 статьи 14 Соглашения от 28 мая 1997 года о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины было предусмотрено, что предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации должны были производить налоговые и иные отчисления в соответствии с законодательством Украины.
Ответчик полагает, что, поскольку в указанный период времени работодатели истца не стояли на учете в ОСФР по городу Севастополю и взносы за него фактически не уплатили, у ответчика не возникла обязанность по индексации расчетного пенсионного капитала, который формируется из суммы фактически уплаченных страховых взносов до 2015 года.
При указанных выше обстоятельствах, судами первой инстанции и апелляционной инстанции приняты неправомерные судебные акты об удовлетворении требований истца, которые подлежит отмене, а исковые требования - оставлению без удовлетворения в полном объеме.
Истец Мрынский Ю.Н, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился. Судебное извещение возвращено в адрес суда по истечению срока его хранения.
Ответчик ОСФР по городу Севастополю, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ФКУ "Управление Черноморского флота", представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебные извещения вручены адресатам.
Каких-либо дополнений или возражений относительно доводов кассационной жалобы, и иных процессуальных обращений, от лиц, участвующих в деле, в суд кассационной инстанции не поступило.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях скорейшего разрешения гражданского дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, Мрынский Ю.Н. является гражданином Российской Федерации, а также получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с 1 февраля 2015 года.
Периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом: с 14 ноября 1974 года по 28 мая 2001 года.
Также, из материалов дела следует, что истец с 1 июня 2001 года осуществлял трудовую деятельность на территории иностранного государства Украины на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных в городе Севастополе, и с 17 марта 2014 года в городе Севастополе Российской Федерации.
С 1 июня 2001 года по настоящее время Мрынский Ю.Н. работает в войсковой части 40136 Черноморского флота (город Севастополь) в должности инженера-электроника.
С 22 августа 2012 года Мрынский Ю.Н. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.
8 июля 2022 года Мрынский Ю.Н. обратился в ОСФР по городу Севастополю с заявлением о произведении перерасчета страховой пенсии с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины, и в период с 17 марта 2014 года по 31 декабря 2014 года на территории города Севастополя, включенных в страховой стаж, с даты возникновения права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги, с приложением архивных справок о заработной плате за спорные периоды.
Решением ОСФР по городу Севастополю от 13 июля 2022 года N 77217/22 в произведении перерасчета назначенной страховой пенсии по старости отказано ввиду отсутствия сведений уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, т.к. с 1 января 2002 года в расчет принимаются сведения уплаченных (сумма) страховые взносов, имеющихся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Указано, что основания для проведения перерасчета размера пенсии по представленным архивным справкам о заработной плате за спорные периоды отсутствуют.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 28 сентября 2022 года иск удовлетворен. Суд постановил:
- признать незаконным решение ОСФР по городу Севастополю N 77217/22 от 13 июля 2022 года об отказе в проведении перерасчета страховой пенсии по старости Мрынскому Ю.Н.;
- признать за Мрынским Ю.Н. право на перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом работы в войсковых частях Черноморского Флота Российской Федерации в период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года, с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости с 12 февраля 2016 года;
- обязать ОСФР по городу Севастополю произвести перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости истцу с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) Мрынского Ю.Н. за периоды его работы с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации и обязать произвести выплату денежной суммы в объеме пенсионных выплат с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости с 12 февраля 2016 года по настоящее время с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 8 декабря 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2023 года постановления судов нижестоящих инстанций оставлены без изменения.
В соответствии с данными судебными постановлениями пенсионным органом истцу произведен перерасчет размера страховой пенсии по старости, однако, без учета индексации его расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию из страховых взносов за 2002-2014 гг, на величину коэффициентов индексации, определенных постановлениями Правительства Российской Федерации.
Решением ОСФР по городу Севастополю N 40669/23 от 10 апреля 2023 года истцу отказано в проведении перерасчета страховой пенсии по старости в части индексации его расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию из страховых взносов за 2002-2014 гг.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции руководствовался статьей 39 Конституции Российской Федерации, положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении от 19 мая 2014 года N 15-П, пришел к выводу, что право Мрынского Ю.Н. на получение страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) основано на законе и подтверждено вступившим в законную силу судебным решением, расчет размера страховой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) истца должен быть произведен в точном соответствии с законом, без каких-либо ограничений или изъятий.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что расчетный пенсионный капитал подлежит обязательным индексациям в сроки (пункты 1-3 части 6 статьи 17) и на коэффициенты (пункт 4 части 6 статьи 17), утвержденные Постановлениями Правительства Российской Федерации, в том числе, с учетом частей 6, 7 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов нижестоящих инстанций обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке, представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ определены основные понятия, используемые в этом Федеральном законе, в частности, предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 указанного Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, относятся, в том числе, граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ).
Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ (часть 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Размер страховой пенсии по старости в силу части 1 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях", индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется, в том числе, исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого Федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного Федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включались в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Из приведенного правового регулирования следует, что гражданам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации гарантировано право на социальное обеспечение, включающее в себя и право лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ. Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом на страхователей законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Размер страховой пенсии по старости непосредственно зависит от суммы уплаченных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованного лица страховых взносов, что относится в том числе и к страхованным лицам, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации.
28 мая 1997 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины было заключено соглашение о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (прекратило действие 2 апреля 2014 года на основании Федерального закона от 2 апреля 2014 года N 38-ФЗ "О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины). Частью 1 статьи 14 данного соглашения было предусмотрено, что предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации должны были производить налоговые отчисления в соответствии с законодательством Украины.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии, производится применительно к порядку, предусмотренному пунктом 6 статьи 17 указанного закона, за весь период, начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", размер страховой части трудовой пенсии подлежит индексации в установленном порядке, при этом коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период.
После 2014 года постановлений Правительства Российской Федерации об индексации страховой части трудовой пенсии не принималось, так как с 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, который ввел иной порядок расчета размера пенсии.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, индексация определенного по состоянию на 1 января 2014 года расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, которым страховая пенсия устанавливается, начиная с 1 апреля 2015 года, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом положений части 6 настоящей статьи.
Часть 6 указанной статьи предусматривает, что в 2015 году стоимость одного пенсионного коэффициента: с 1 февраля увеличивается на индекс роста потребительских цен за 2014 год, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации; с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период, исходя из разницы между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и коэффициентом произведенной корректировки на индекс роста потребительских цен. При этом указанный коэффициент не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий.
Судом нижестоящей инстанции установлено, что Мрынскому Ю.Н. назначена страховая пенсия по старости 12 февраля 2016 года, размер которой определен без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды его работы, имевшие место с 2 января 2002 года по 31 декабря 2014 года включительно на территории иностранного государства Украины.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 28 октября 2022 года по делу N 2-2891/2022, вступившим в законную силу, решение ОСФР по городу Севастополю об отказе в проведении перерасчета страховой пенсии по старости Мрынского Ю.Н. признано незаконным, за ним признано право на произведение перерасчета с учетом его работы в войсковых частях с даты возникновения права на ее назначение с 12 февраля 2016 года, возложена обязанность на пенсионный орган произвести перерасчет страховой пенсии с исчислением с учетом, как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) Мрынского Ю.Н. за периоды работы с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации и возложении обязанности произвести выплату денежной суммы в объеме пенсионных выплат с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости с 12 февраля 2016 года по настоящее время с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости.
При вынесении решения Ленинским районным судом города Севастополя от 28 октября 2022 года, суд пришел к выводу, что неуплата войсковыми частями Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированными в городе Севастополе, страховых взносов за периоды работы истца, имевшие место с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года включительно на территории Украины в Пенсионный фонд Российской Федерации не должна препятствовать реализации его права своевременно и в полном объеме получать страховую пенсию по старости.
Суд также сделал вывод о том, что расчет величины индивидуального пенсионного коэффициента, дающего право на назначение страховой пенсии по старости Мрынскому Ю.Н, ответчик должен произвести с учетом сведений за период его работы с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года.
Таким образом, право истца на получение страховой пенсии по старости, а также на исчисление размера страховой пенсии по старости с учетом как поступивших (уплаченных) страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет в ПФР, так и неуплаченных страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями за периоды работы истца до 1 января 2015 года, подтверждено вступившим в законную силу судебным актом.
Проверяя доводы апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда отметила, что доказательств проведения индексации расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии по старости, начиная с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года, материалы дела не содержат. Вступившим в законную силу судебным актом установлено, что действия работодателя Мрынского Ю.Н. признаны несоответствующими положениям трудового законодательства, в связи с чем, за истцом признано право на получение страховой пенсии по старости, а также исчисление размера страховой пенсии по старости с учетом как поступивших (уплаченных) страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет в ПФР, так и неуплаченных страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями за периоды работы истца до 1 января 2015 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции исходит из того, что истец является добросовестным участником гражданских правоотношений, и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от невыполнения, либо ненадлежащего выполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом.
С учетом изложенного, при разрешении спора судом первой инстанции принято во внимание, что расчет размера страховой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) истцу должен быть произведен в точном соответствии с законом, без каких-либо ограничений или изъятий, в связи с чем, истец имеет право на индексацию расчетного пенсионного капитала при исчислении величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды трудовой деятельности до 2015 года.
С указанными выводами городского суда судебная коллегия соглашается. Изложенные в кассационной жалобе иные доводы ОСФР по городу Севастополю по существу повторяют позицию при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, которая получила надлежащую правовую оценку, нашедшую отражение в обжалуемых судебных постановлениях. Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судебных инстанций, однако их не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права не свидетельствуют.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 19 февраля 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 13 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Парасотченко
Судьи И.И. Мотина
А.Р. Сиюхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.