Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Колпаковой А.В, судей Шмидт Т.Е. и Колосовой С.И, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвиновой Н.И, с участием прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-357/2024 по административному исковому заявлению Балаян ФИО13 об оспаривании отдельных положений приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2023 года N3059 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378(2) Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" на налоговый период 2024 года
по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 9 апреля 2024 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Колосовой С.И, пояснения представителя административного истца ФИО14 возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Ляпиной О.В, полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2023 года N3059, размещенным на официальном сайте губернатора Краснодарского края и администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, 28 декабря 2023 года, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378(2) Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2024 год.
В Перечень на 2024 год, приведенный в приложении к указанному нормативному правовому акту, под пунктом 34040 включено нежилое здание с кадастровым номером N.
Балаян ФИО15 являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим названный выше нормативный правовой акт в части включения здания в Перечень.
В обоснование заявленных требований Балаян ФИО16 указала, что принадлежащее ей здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, в связи с чем нарушаются ее права, свободы и законные интересы, поскольку незаконно возлагает на нее обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 9 апреля 2024 года заявленные административные требования удовлетворены, признан недействующим со дня принятия пункт 34040 Приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2023 года N 3059 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Департаментом имущественных отношений Краснодарская края на указанное решение суда подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт полагает решение суда незаконным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Балаян ФИО17
В обоснование жалобы указывается на ошибочность вывода суда относительно несоответствия здания признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, вид разрешенного использования которого "для эксплуатации ресторана". В соответствии со сведениями, содержащимися в техническом паспорте от 1 сентября 2011 года, площадь помещений с назначением "торговый зал", "обеденный зал", "кухня" составляет 42 % от общей площади задания. Согласно общедоступным сведениям, содержащимся в сети "Интернет", по указанному адресу расположены столовая "Мадам Повари", кафе "Asia Hvan", банкетный зал "Аура". Результаты обследования здания показали, что общая площадь помещений, используемых для вида деятельности "общественное питание" составляет более 20% от общей площади объекта недвижимости. В связи с этим здание соответствует критериям пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для включения его в Перечень.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом представлены возражения.
Представитель административного истца Балаян ФИО18 - ФИО19 принимая участие в судебном заседании посредством веб-конференцсвязи, полагала решение Краснодарского краевого суда от 9 апреля 2024 года законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Прокурор Ляпина О.В. в своем заключении по делу полагала решение суда незаконным и подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили.
С учетом положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определилавозможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Третьего апелляционного суда общей юрисдикции.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителя административного истца, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
В силу положений статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами. В силу данного пункта уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на недвижимое имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом Краснодарского края от 4 апреля 2016 года N 3368-КЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такой датой определено 1 января 2017 года (статья 1).
Решением городской Думы Краснодара от 20 ноября 2014 года N 70 п.3 (ред. от 18 октября 2023 года) "О налоге на имущество физических лиц" установлен и введен в действие с 1 января 2024 года на территории муниципального образования город Краснодар налог на имущество физических лиц в зависимости от кадастровой стоимости в размере 2 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года N 345, приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 7 июля 2017 года N 1548 "Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", представленные административным ответчиком доказательства соблюдения порядка принятия и опубликования нормативных правовых актов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый приказ принят департаментом имущественных отношений Краснодарского края в пределах его компетенции, официально опубликован и введен в действие в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
Из материалов административного дела следует, что административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1293, 3 кв. м, расположенного по адресу: "адрес".
Принадлежащее административному истцу здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества на основании пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, на котором оно расположено, "для эксплуатации ресторана", а также на основании сведений, содержащихся в техническом паспорте от 1 сентября 2011 года.
Таким образом, административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым приказом департамента имущественных отношений Краснодарская края, поскольку права административного истца в связи с включением спорного объекта недвижимости в Перечень затрагиваются, в связи с чем, Балаян ФИО20 обладает правом на обжалование нормативного правового акта в указанной части.
Проверяя соответствие содержания Перечня на 2024 год в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на дату включения спорного объекта недвижимого имущества в Перечень на 2024 год документы технического учета не позволяли сделать однозначный вывод о соответствии здания требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса российской Федерации, а доказательств того, что не менее 20% площади здания используется для размещения объектов общественного питания, не представлено.
Кроме того, суд учел, что 13 декабря 2023 года Балаян ФИО21 обращалась в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка "для эксплуатации ресторана" на "гостиничное обслуживание". В изменении вида разрешенного использования земельного участка истцу было отказано по мотиву несоблюдения предельных параметров, предусмотренных Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар для зоны ОД-1-6. Суд заключил, что тем самым Балаян ФИО22 была лишена возможности изменить вид разрешенного использования земельного участка.
Между тем с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения здания в оспариваемый Перечень согласиться нельзя, поскольку он не соответствует фактическим обстоятельствам, основан на неправильном применении норм материального права, что повлекло принятие неверного решения.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно позиции департамента имущественных отношений Краснодарского края усматривается, что спорное здание было включено в Перечень на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка, на котором здание расположено, и сведений, содержащихся в техническом паспорте здания.
Приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2023 года N3059 административным истцом оспорен не был.
По делу установлено, что здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: "для эксплуатации ресторана".
Указанный земельный участок на праве собственности принадлежит административному истцу Балаян ФИО23 Право собственности зарегистрировано 20 августа 2013 года.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 6 мая 2013 г.
Такой вид разрешенного использования земельного участка - "для эксплуатации ресторана" в полной мере соответствовал виду разрешенного использования, содержащемуся в строке с кодом 4.6 "Общественное питание" Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 (действовавшим до 4 апреля 2021 года), предусматривавшим размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Согласно пункту 2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 до вступления его в силу виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Названными Методическими указаниями определены, в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5).
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером N соответствует коду 4.6 "общественное питание", утвержденному приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 (ред. от 23 июня 2022 года) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Доказательств, объективно свидетельствующих о том, что названный выше земельный участок имел иной вид разрешенного использования на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, материалы дела не содержат.
При этом отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 14 декабря 2023 года во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица Балаян ФИО24 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для эксплуатации ресторана" на "гостиничное обслуживание" не свидетельствует о незаконности оспариваемого нормативного правового акта, поскольку основанием для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка явилось нахождение земельного участка в территориальной зоне, градостроительный регламент которой предусматривает минимальный размер земельного участка для вида разрешенного использования "гостиничное обслуживание" 600 кв.м. Принадлежащий истцу земельный участок имеет площадь 329+-6 кв.м.
Таким образом, на момент утверждения оспариваемого Перечня принадлежащее административному истцу здание располагалось на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение на нем ресторана, соответственно, объекта общественного питания.
Согласно техническому паспорту на здание с кадастровым номером N, составленному ГБУ Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" 1 сентября 2011 г, здание 5-этажное, имеет наименование - "магазин-кафе", в состав здания входят помещения с назначением "торговый зал", "обеденный зал", "кухня" - площадью 543, 3 кв.м (в том числе: первый этаж "торговый зал" - 102, 6 кв.м, второй этаж "обеденный зал" -196, 1 кв.м, "кухня" - 33, 3 кв.м, третий этаж "обеденный зал" -103, 2 кв.м, "обеденный зал" -108, 1 кв.м) что составляет 42% от общей площади здания - 1293, 3 кв.м.
В соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года N319, в отношении здания с кадастровым номером N выездное обследование не проводилось и вид фактического использования не определялся.
По поручению суда первой инстанции 1 апреля 2024 года сотрудниками государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" проведен осмотр здания с кадастровым номером N, по результатам которого составлен акт обследования от 1 апреля 2024 года.
Из акта обследования следует, что нежилое здание с кадастровым номером N представляет собой 5-этажное здание площадью 1293, 3 кв. м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для эксплуатации ресторана". На фасаде размещены таблички - "Мадам Повари Столовая", "Мадам Повари Завтраки, обеды, бизнес-ланчи, свежая выпечка, напитки", "COOK&RUN кулинарное квест-шоу, детский клуб", адресная табличка.
Согласно акту обследования: помещение площадью 177, 7 кв.м (13, 7 % от общей площади) - столовая "Мадам Повари" - обеденный зал, оборудованный линией раздачи готовых блюд, выпечка с ценниками, напитками; имеется холодильник с полуфабрикатами, столовая мебель, кофемашина.
Помещение площадью 229, 4 кв.м (17, 7% от общей площади) - банкетный зал - обеденный зал, оборудованный столовой мебелью, имеется телевизор, проекционный экран, кухонная зона, оснащенная столами и стеллажами с посудой, печами, микроволновой печью, электрическими кухонными приборами; меню отсутствует, на входе имеются вывески временного характера "Столовая отеля Аквила, завтраки с 8-00 до 12-00 включены в стоимость номера", "Прейскурант гостиницы "Аквила".
Помещения площадью 223, 7 кв.м (17, 2% от общей площади здания) занимают помещения детского клуба "COOK&RUN кулинарное квест-шоу", оснащенные игровыми комплексами для проведения шоу, имеется музыкальная аппаратура, мебель, столы для проведения мастер-классов, микроволновая печь, мойка, кухонный инвентарь.
Помещения площадью 511, 4 кв.м (39, 5% от общей площади) занимают помещения отеля "AQUILA" - номерной фонд, оборудованный кроватями, тумбами, шкафами, креслами.
Помещение площадью 8, 7 кв.м. (0, 7% от общей площади здания) - помещение с офисной мебелью собственника.
Помещение площадью 142, 9 кв.м (11, 2% от общей площади здания) - вспомогательные помещения.
2 апреля 2024 года сотрудником государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" проведено дообследование объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, в ходе которого установлено, что отель "AQUILA" не осуществляет свою деятельность, о чем свидетельствует вывеска временного характера на стойке администратора "Отель не работает".
К акту обследования приложена фототаблица объекта недвижимого имущества с изображением входа в здание, с наличием вывесок на здании и адресной таблички; с изображением помещений 1 этажа: столовой "Мадам Повари", вспомогательных помещений; помещений 2 этажа: банкетного зала, помещения с офисной мебелью, вспомогательных помещений; помещений 3 этажа: детского клуба COOK&RUN кулинарное квест-шоу", вспомогательных помещений; помещений 4 и 5 этажей: отеля "AQUILA".
Административным ответчиком предоставлены в материалы дела скриншоты интернет-страниц с объявлениями, позволяющими установить, что по адресу: "адрес" находится банкетный зал Аквила (т.1, л.д.251-252), кулинарное квест-шоу "Адское кулинарное шоу COOK&RUN" (т.1, л.д. 250-251).
При этом, согласно информации сайта "Угости.ком", банкетный зал ресторана "Аквила" проводит различного рода мероприятия: корпоративные, общественные, личного характера, в нем имеются два зала, рассчитанные на 100 и 150 мест.
Согласно "ГОСТ 31985-2013" Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
"ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" устанавливает общие требования и классификацию предприятий (объектов) общественного питания различных типов. К объектам общественного питания он относит в том числе заготовочный цех (объект): предприятие (объект) общественного питания, осуществляющий изготовление кулинарной продукции, хлебобулочных и кондитерских изделий и снабжение ими доготовочных объектов, магазинов (отделов) кулинарии, розничной торговой сети и других организаций, а также для доставки потребителям по их заказам (пункт 3.12).
Согласно абзацу 2 статьи 2 постановления Правительства РФ от 21 сентября 2020 года N 1515 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания", понятие "услуги общественного питания" означает - услуги общественного питания, предусматривающие изготовление продукции общественного питания, создание условий для потребления и реализации продукции общественного питания и иной пищевой и непищевой продукции (покупные товары) как на месте изготовления, так и вне его по заказам.
Анализ указанных положений свидетельствует о правомерности отнесения административным ответчиком помещений в здании, имеющих назначение: торговый зал, обеденный зал, кухня к помещениям, предусматривающим размещение торговых объектов, объектов общественного питания и, как следствие, признания здания, предназначенным для использования в целях размещения объектов общественного питания, что в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для включения объекта недвижимости в оспариваемый пункт Перечня.
Доводы административного истца, с которыми согласился суд первой инстанции, о том, что помещение 2 этажа (банкетный зал) на момент обследования фактически являлось столовой отеля Аквила, а в период с 1 ноября 2023 года до 31 марта 2024 года сдавалось в аренду для размещения фестиваля "Дар Игры", не могут послужить основанием для признания незаконным включение данного объекта недвижимости в оспариваемый Перечень на 2024 год. Указанные административным истцом обстоятельства не свидетельствуют о том, что здание не может быть использовано для оказания услуг общественного питания населению.
Утверждения административного истца о том, что техническая документация, назначение, разрешенное использование, наименование помещений здания не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, несостоятельны и не могли являться основанием для исключения здания из оспариваемого Перечня.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, спорное здание с кадастровым номером N поставлено на государственный кадастровый учет 6 июля 2012 года.
Частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 г.
В настоящее время в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Из материалов дела следует, что наименование здания "магазин-кафе" было изменено на "нежилое здание" на основании решения собственника, что следует из технического плана здания от 27 ноября 2023 года, выполненного по заказу Балаян ФИО25 кадастровым инженером ФИО26 Согласно указанному техническому плану, назначение всех помещений в здании определено как "нежилое". Вместе с тем, общая площадь здания по сравнению с техническим паспортом, составленным 1 сентября 2011 года ГУП Краснодарского края "Крайтехинвентаризация", не изменилась и составляет 1293, 3 кв.м, не изменилась и площадь всех помещений в здании.
Технический план был подготовлен не в целях уточнения или изменения предназначения помещений здания, а в связи с изменением сведений в планах этажей здания с кадастровым номером N.
Технический паспорт ГУП Краснодарского края "Крайтехинвентаризация" является документом технического учета (инвентаризации), составленным до 1 января 2013 года. Вместе с тем содержащиеся в нем сведения о площади, назначении входящих в состав нежилого здания помещений не противоречат данным, приведенным в техническом плане здания от 27 ноября 2023 года, подготовленным кадастровым инженером ФИО27.
В материалы административного дела не представлены иные документы технического учета, из содержания которых мог бы последовать вывод об ином предназначении принадлежащего административному истцу объекта недвижимости.
Между тем, возможность использования сведений документов технического учета (инвентаризации) в целях отнесения объектов недвижимого имущества к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, прямо следует из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таком положении дела административный ответчик обоснованно исходил из документов технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости, предусматривающих размещение объектов общественного питания.
Более того, как видно из акта обследования объекта недвижимого имущества в целях определения вида его фактического использования, составленного специалистом государственного казенного учреждения "Кубаньземконтроль" 1 апреля 2023 года (с учетом результатов дообследования от 2 апреля 2024 года), в принадлежащем административному истцу нежилом здании на первом этаже расположена столовая площадью 177, 7 кв. м (13, 7% от общей площади здания), на втором этаже банкетный зал площадью 229, 4 кв.м (17, 7 % от общей площади здания). Из фотографий, приложенных к акту, следует, что помещения второго этажа также, как и столовая на первом этаже, пригодны для приема пищи, оборудованы, столами, стульями и иной мебелью для оказания услуг общественного питания, имеется помещение для приготовления пищи и хранения продуктов.
При таких данных судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу о законности включения указанного здания в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества.
Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одним из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и норм процессуального права, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Краснодарского краевого суда от 9 апреля 2024 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления Балаян ФИО28 к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействующим приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2023 года N3059 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в части включения в пункт 34040 Перечня на 2024 год объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 июля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.