Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Украинской Т.И, судей Старовойт Р.К, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску Пуховой М.М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области о возложении обязанности включить период работы в страховой стаж, назначить досрочную страховую пенсию, по кассационной жалобе Пуховой М.М. на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 21 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 3 апреля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В, выслушав объяснения Пуховой М.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пухова М.М. обратилась в суд с иском к ОСФР по Сахалинской области, в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в ОСФР по Сахалинской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ОСФР по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. В ответе на обращение истца указано, что период работы истца в Глубоковском РОНО Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в страховой стаж.
Поскольку данный период работы подтвержден письменным ответом работодателя, Пухова М.М. просила суд возложить на ОСФР по Сахалинской области обязанность включить период работы в "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж и назначить досрочную страховую пенсию с даты обращения - ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 21 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 3 апреля 2024 года, в удовлетворении исковых требований Пуховой М.М. отказано.
В кассационной жалобе Пухова М.М. просит отменить судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. Полагает, что обжалуемые судебные акты вынесены с нарушениями норм материального и процессуального права. В деле представлены достаточные доказательства, подтверждающие её право на назначение страховой пенсии. Суд апелляционной инстанции нарушил ее права на участие в рассмотрение апелляционной жалобы, отказав в проведении видеоконференц-связи по техническим причинам.
Письменных возражений на доводы кассационной жалобы не поступило.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Пухова М.М. поддержала доводы кассационной жалобы и настаивала на её удовлетворении. Суду объяснила, что 33 года проработала "данные изъяты" в Предгорненской школе Глубоковского района Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан, после чего в ДД.ММ.ГГГГ переехала в Российскую Федерацию в рамках государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, где продолжила работу "данные изъяты" в школе N города Углегорска Сахалинской области.
Представитель ОСФР по Сахалинской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы кассационной жалобы, материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению суда кассационной инстанции, такие нарушения при принятии обжалуемых судебных актов были допущены.
Из материалов гражданского дела следует, что Пухова М.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в одном государственном образовательном учреждении на территории Республики Казахстан: ДД.ММ.ГГГГ поступила на работу "данные изъяты" в Предгорненскую НСШ Глубоковского РОНО; ДД.ММ.ГГГГ переведена "данные изъяты" в этом же учреждении; ДД.ММ.ГГГГ уволена по инициативе работника.
Образовательное учреждение, в котором работала Пухова М.М, на протяжении всего периода работы неоднократно изменяло наименование и подвергалось реорганизации: ГУ "Предгорненская восьмилетняя школа", с ДД.ММ.ГГГГ ГУ "Предгорненская средняя школа N", с ДД.ММ.ГГГГ КГУ "Комплекс Предгорненская средняя школа-детский сад", с ДД.ММ.ГГГГ КГУ "Комплекс "Предгорненская средняя школа-детский сад" отдела образования по Глубоковскому району управления образования Восточно-Казахстанской области. По настоящее время образовательное учреждение является действующим.
После увольнения в ДД.ММ.ГГГГ Пухова М.М. переехала на постоянное место жительства в Российскую Федерацию ("адрес"). С ДД.ММ.ГГГГ работает "данные изъяты" МБОУ СОШ N города Углегорска Сахалинской области.
Являясь гражданином Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 56 лет Пухова М.М. обратилась в ОПФР по Сахалинской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ N Пуховой М.М. отказано в назначении досрочной пенсии в связи с исключением периода работы в Глубоковском РОНО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по причине того, что на неоднократные запросы (формуляры) в АО "Единый накопительный пенсионный фонд" ("адрес") в порядке, определенном Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении информации об уплате страховых взносов на пенсионное страхование за указанный период работы истца, получен отказ в предоставлении сведений. Страховой стаж составляет 02 года 03 дня вместо требуемых 13 лет; на дату обращения с заявлением индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) величиной 23.4 отсутствует.
Пухова М.М. обратилась в суд с иском к ОСФР по Сахалинской области (переименованному ОПФР по Сахалинской области) о включении в страховой стаж периодов работы в Республике Казахстан и назначении страховой пенсии с даты обращения.
Ответчиком суду сообщено, что в связи с поступлением информации от работодателя об уплате пенсионных взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ОСФР по Сахалинской области принято решение о включении в страховой стаж Пуховой М.М. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ. Страховой стаж составил 6 лет 09 месяцев 07 дней вместо требуемых 13 лет, специальный стаж за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 1 год 04 месяца 01 день.
В возражениях на иск ответчиком ОСФР по Сахалинской области указано, что при рассмотрении заявления Пуховой М.М. пенсионный орган руководствовался Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, а также Порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств-членов ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией по применению норм соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - ЕАЭС от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N.
В соответствии с пунктом 10 названного Порядка, компетентным органом в Республике Казахстан по реализации Соглашения о пенсионном обеспечении является АО "Единый накопительный пенсионный фонд", которым не были предоставлены сведения на запросы ОСФР по Сахалинской области, направленные ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с формуляром "Запрос" о получении и размере пенсии Пуховой М.М, стаже её работы, заработной плате, уплате страховых взносов. В связи с непоступлением необходимой запрашиваемой информации, ДД.ММ.ГГГГ фондом принято решение об отказе в назначении Пуховой М.М. досрочной страховой пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого страхового стажа.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Пуховой М.М, суд первой инстанции указал, что для назначения страховой пенсии необходимо подтверждение компетентного органа государства, на территории которого осуществлялась трудовая деятельность, о страховом стаже, об уплате страховых взносов (после ДД.ММ.ГГГГ в связи с вступлением в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") и такие сведения по запросам ОСФР по Сахалинской области в отношении Пуховой М.М. не были предоставлены АО "Единый накопительный пенсионный фонд", что, с учетом включенного в страховой стаж истца периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не подтверждает требуемый страховой стаж на дату обращения с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ.
С выводами суда первой инстанции и принятым им по делу решением согласился суд апелляционной инстанции, который указал, что гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из стран участников Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы, протекавшие на территории бывших республик СССР после ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть учтены в страховой (общий трудовой) стаж без подтверждения формуляром "О стаже работы", предусмотренным Порядком взаимодействия, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N. Ввиду отказа уполномоченного органа АО "Единый накопительный пенсионный фонд" в направлении формуляра "О стаже работы", подтвердить страховой стаж работы истца в Республике Казахстан невозможно.
Кассационный суд общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов и принятыми ими по делу судебными постановлениями, не соответствующими нормам материального и процессуального права, подлежащим применению при разрешении спора.
Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица при достижении предусмотренного законом возраста, необходимой продолжительности страхового стажа, при наличии требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Российская Федерация последовательно является участником двух международных соглашений в области пенсионного обеспечения граждан, проживающих на территориях республик бывшего СССР:
- Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (заключено в городе Москве ДД.ММ.ГГГГ), период действия ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ (далее Соглашение СНГ от ДД.ММ.ГГГГ);
- Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза (заключено в городе Санкт-Петербурге ДД.ММ.ГГГГ), вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ (далее Соглашение ЕАЭС от ДД.ММ.ГГГГ).
Участником обоих соглашений также является Республика Казахстан.
В соответствии со статьей 1 Соглашения СНГ от ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Статьей 12 Соглашения ЕАЭС от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:
за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом согласно пункту 5 статьи 7 Соглашения ЕАЭС от ДД.ММ.ГГГГ право на пенсию, за исключением накопительной пенсии, а также трудовых (страховых) пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, в соответствии с настоящим Соглашением возникает при наличии не менее 12 полных месяцев стажа работы, приобретенного на территории государства-члена, согласно законодательству которого трудящийся (член семьи) претендует на назначение пенсии.
Принимая во внимание, что стаж работы Пуховой М.М. в Республике Казахстан охвачен периодом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, часть которого продолжительностью менее 12 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) приходится на период действия Соглашения ЕАЭС от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая приведенные положения международных соглашений, оценка пенсионных прав истца за весь период работы в Республике Казахстан должна производиться на основании Соглашения СНГ от ДД.ММ.ГГГГ.
Несмотря на то, что Соглашение СНГ от ДД.ММ.ГГГГ денонсировано Российской Федерацией с ДД.ММ.ГГГГ, в силу статьи 13 данного Соглашения, статьи 12 Соглашения ЕАЭС от ДД.ММ.ГГГГ, пункта 2 статьи 37 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, части 1 статьи 37, статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" оценка пенсионных прав граждан, приобретших трудовой стаж в период действия Соглашения СНГ от ДД.ММ.ГГГГ должна производиться в соответствии с условиями данного соглашения.
Соглашением СНГ от ДД.ММ.ГГГГ (пункты 1-3 статьи 6) установлено, что назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами (статья 8 Соглашения СНГ от ДД.ММ.ГГГГ).
Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения СНГ от ДД.ММ.ГГГГ).
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до ДД.ММ.ГГГГ, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (статья 11 Соглашения СНГ от ДД.ММ.ГГГГ).
Из приведенных положений Соглашения СНГ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что государствами-участниками согласован территориальный принцип назначения пенсий, то есть по законодательству того государства, на территории которого производится назначение пенсии (в том числе досрочной). Применительно к пенсионным правам Пуховой М.М, прибывшей в Российскую Федерацию из государства-участника соглашения, - по законодательству Российской Федерации.
При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до ДД.ММ.ГГГГ, а также после этой даты на территории государств - участников соглашения.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N (Правила N).
Согласно пункту 5 Правил N периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до ДД.ММ.ГГГГ, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: а) взносы на государственное социальное страхование за период до ДД.ММ.ГГГГ - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; в) единый социальный налог (взнос) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - документами территориальных налоговых органов; г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
В соответствии с пунктом 11 Правил N документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Порядок установления страховых пенсий определен в статье 21 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно пункту 6 которой перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно пунктам 7, 8 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
Пунктом 8.1 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, запрашиваемых у заявителя в соответствии с частью 7 настоящей статьи, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (пункт 9 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 68 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных приказом Минтруда России от 5 августа 2021 года N 546н, проверка документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться путем камеральной проверки, путем выездной проверки, путем направления запросов территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствующую организацию, государственный (муниципальный орган), компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержден приказом Минтруда России от 4 августа 2021 года N 538н.
Согласно пункту 6 названного Перечня документов для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы (сведения), подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
Для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы (сведения), подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 54 названного Перечня документов, необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения.
Соглашение СНГ от 13 марта 1992 года и Соглашения ЕАЭС от 20 декабря 2019 года предусматривают различный порядок подтверждения стажа работы на территории государств-участников соглашений.
Согласно Рекомендациям по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденным распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (пункт 5 Рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р).
Письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О направлении информации" направлены сведения об органах государств, ранее входивших в состав СССР, в компетенцию которых входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование). В Республике Казахстан таковым органом является республиканское государственное казенное предприятие "Государственный центр по выплате пенсий".
Постановлением Правительства Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ N "О создании некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан" республиканское государственное казенное предприятие "Государственный центр по выплате пенсий" реорганизовано путем слияния и преобразования в некоммерческое акционерное общество "Государственная корпорация "Правительство для граждан".
Иной порядок получения необходимой для назначения пенсии информации предусмотрен статьей 10 Соглашения ЕАЭС от ДД.ММ.ГГГГ и Порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 года N 122, согласно которым получение уполномоченными и компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза сведений о стаже работы, пенсионных (страховых) отчислениях и иных сведений, необходимых для назначения пенсии, происходит путем обмена формулярами.
Совместным приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 4 марта 2021 года N 62, Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 28 апреля 2021 года N 249 "Об утверждении Регламента взаимодействия компетентного органа с уполномоченными органами Республики Казахстан по реализации Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года" установлено, что в Республике Казахстан компетентным органом по реализации названного Соглашения является АО "Единый накопительный пенсионный фонд", уполномоченными органами являются Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и Министерство здравоохранения Республики Казахстан.
Из изложенного, с учетом обстоятельств настоящего дела, следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2018 года N 81-КГ18-18).
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
При разрешении настоящего гражданского дела суды первой и апелляционной инстанции неверно истолковали и применили международные соглашения Российской Федерации в области пенсионного обеспечения.
Признавая обоснованным решение пенсионного органа об отказе Пуховой М.М. в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием информации о страховом стаже истца и уплате страховых взносов, запрошенной у компетентного органа Республики Казахстан в области пенсионного обеспечения, суды ошибочно применили статью 10 Соглашения ЕАЭС от 20 декабря 2019 года и принятое на её основе решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 года N 122 "О Порядке взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года", предусматривающее обращение в уполномоченные и компетентные органы государств - членов Евразийского экономического союза только в целях реализации норм Соглашения ЕАЭС от 20 декабря 2019 года, которое к спорным отношениям применению не подлежит.
В этой связи суды пришли к ошибочным выводам о том, что не давшие результата неоднократные запросы ОСФР по Сахалинской области в АО "Единый накопительный пенсионный фонд" (Республика Казахстан) свидетельствуют о правильном применении пенсионным органом международного Соглашения Российской Федерации в области пенсионного обеспечения и об отсутствии оснований для признания за Пуховой М.М. права на пенсионное обеспечение.
В ответах на все 4 запроса АО "Единый накопительный пенсионный фонд" (ЕНПФ) указывало, что Пухова М.М. претендует на назначение страховой пенсии по старости в рамках национального законодательства Российской Федерации с применением Соглашения СНГ от 13 марта 1992 года, а не в рамках Соглашения ЕАЭС от 20 декабря 2019 года. Предоставление ответов на запросы, не касающиеся пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Соглашением ЕАЭС от 20 декабря 2019 года, не входит в компетенцию ЕНПФ, который взаимодействует с компетентными органами ЕАЭС в рамках видов пенсий, определенных в статье 1 Соглашения ЕАЭС от 20 декабря 2019 года, то есть назначенных за стаж работы, приобретенный после вступления соглашения в силу (после 1 января 2021 года).
Относительно сведений об уплате страховых взносов указано, что предоставление данных сведений осуществляется ЕНПФ в соответствии со статьей 57 Закона "О пенсионном обеспечении Республики Казахстан" от 21 июня 2013 года N 105-V, с соблюдением гарантии тайны пенсионных накоплений, которая может быть раскрыта вкладчику, осуществляющему пенсионные взносы, получателю, любому третьему лицу на основании письменного согласия вкладчика (получателя), оформленного в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан. У ОСФР по Сахалинской области такое право отсутствует.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Принимая во внимание положения статьи 10 Соглашения СНГ от 13 марта 1992 года об обязательствах Российской Федерации принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера, учитывая корреспондирующую этому обязанность ОСФР по Сахалинской области в соответствии с пунктом 8.1 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" оказывать содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств, судами при разрешении настоящего дела не дана надлежащая оценка правомерности действий ответчика по направлению запросов в АО "Единый накопительный пенсионный фонд" во взаимосвязи с возможностью реализации истцом права на назначение страховой пенсии.
Согласно части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно статье 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к задачам подготовки дела к судебному разбирательству относятся, в том числе, уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон.
Как следует из разъяснений, данных судам в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению.
В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (статья 56 ГПК РФ).
На основании предписаний приведенных процессуальных норм суд при разрешении исковых требований Пуховой М.М. должен был на основании представленных сторонами спора доказательств правильно квалифицировать спорные отношения и, определив законодательство, подлежащее применению при разрешении спора, разъяснить участвующим в деле лицам какие обстоятельства подлежат установлению по делу и какой стороне надлежит их доказывать.
Обращаясь в суд с иском о признании права на пенсию с даты обращения в пенсионный орган, Пухова М.М. обосновала свое право тем, что необходимый для этого стаж ею приобретен во время выполнения педагогической работы в государственном образовательном учреждении Республики Казахстан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в то время как пенсионный орган отказал ей в досрочном назначении страховой пенсии.
С учетом заявленного иска, возражений ответчика, а также законодательства, подлежащего применению при разрешении спора, суду надлежало определить вид пенсии, соответствующий трудовому стажу и характеру выполняемой истцом работы. Ни судом, ни пенсионным органом при разрешении дела квалификация пенсионных прав истца не произведена, что повлекло неверное определение существенных для дела обстоятельств, в результате чего истцу не разъяснено какой период её трудового стажа надлежит подтвердить соответствующими доказательствами в целях приобретения пенсионных прав, не созданы условия, обеспечивающие правильный выбор истцом способа защиты права.
Невыполнение данных требований процессуального закона в суде первой инстанции привело не только к неправильному разрешению спора, но и к указанию истцом в иске о включение в стаж, необходимый для назначения пенсии, только периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что не обеспечивает наличие необходимого страхового стажа.
Из материалов дела следует, что Пухова М.М. предпринимала самостоятельные действия, направленные на получение требуемых доказательств, подтверждающих её трудовой стаж и уплату страховых взносов. В этих целях ею в суд представлены ответ АО "Единый накопительный пенсионный фонд" (ЕНПФ) от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости обратиться за информацией о стаже работы в Комитет труда, социальной защиты и миграции Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (л.д. 83, 85). Представлена в печатном виде не имеющая официального подтверждения информация об обязательных пенсионных взносах, выплаченных работодателем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 86-98).
По запросу ОСФР по Сахалинской области работодателем КГУ "Комплекс "Предгорненская средняя школа-детский сад" отдела образования по Глубоковскому району управления образования Восточно-Казахстанской области представлены справки, подтверждающие стаж работы истца в спорый период, суммы доходов, даты и номера платежных поручений о перечислении обязательных пенсионных взносов (л.д. 17-18, 40-44).
Государственным архивом Глубоковского района Управления цифровизации и архивов Восточно-Казахстанской области представлена архивная справка о начислении Пуховой М.М. заработной платы за весь спорный период работы (л.д. 38-39).
При проверке достоверности указанных сведений с учетом положений статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая ошибки, допущенные пенсионным органом при направлении запросов в Республику Казахстан, суду надлежало руководствоваться нормами абз. 2 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суд вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Согласно части 4 статьи 407 суды в Российской Федерации могут обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений судов в Российской Федерации с иностранными судами определяется международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
С ДД.ММ.ГГГГ в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Казахстан применяются нормы Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в городе Кишиневе ДД.ММ.ГГГГ.
Статьями 6, 7 Конвенции о правовой помощи предусмотрено, что правовая помощь оказывается путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны, на основании соответствующих поручений.
Порядок оказания правовой помощи судами Республики Казахстан установлен приказом Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан от 11 мая 2016 года N 6001-16-7-6/196 "Об утверждении Инструкции об оказании судами Республики Казахстан правовой помощи и обращении за правовой помощью к судам иностранных государств".
При наличии многочисленных прямых и косвенных сведений о фактах, подлежащих установлению по делу, принимая во внимание ограниченные возможности истца представить суду их официальное подтверждение в порядке, установленном Соглашения СНГ от 13 марта 1992 года, наличие такой возможности у пенсионного органа и суда, суды оценили недостаток доказательственной базы в качестве достаточной и правомерной причины для отказа в удовлетворении иска.
Формальное отношение суда первой инстанции к разрешению гражданского дела, неверное применение норм материального права, регулирующих спорные отношения, и норм процессуального права, фактически повлекли отказ в рассмотрении спора о признании права на пенсию и постановку не соответствующего закону решения.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", по смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции ошибки не устранил.
Принимая во внимание наличие оснований, предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемых судебных постановлений, необходимость установления всех существенных для дела обстоятельств в соответствии с законодательством, регулирующим спорные отношения и исковыми требованиями, право на уточнение которых с учетом предмета и основания иска предусмотрено процессуальным законом, кассационный суд общей юрисдикции полагает необходимым отменить принятые по делу решение и апелляционное определение, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 21 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 3 апреля 2024 года отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Т.И. Украинская
Судьи Р.К. Старовойт
К.В. Аноприенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.