Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 ноября 2009 г. N Ф04-7297/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2009 г.
Открытое акционерное общество "Сибпромжелдортранс" (далее - ОАО "СПЖТ") 19.03.2009 г. обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Новосибирскэнерго" о взыскании 149 901 рубля 65 копеек внесенной платы за пользование вагонами.
Требование владельца пути необщего пользования мотивировано частичным возмещением перевозчику платы за пользование вагонами за период с мая по октябрь 2008 года.
К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД", перевозчик).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 29.06.2009 г. иск удовлетворен.
Суд первой инстанции сделал вывод о компенсации истцом платы за пользование вагонами перевозчику согласно статьям 39, 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и неприменении пункта 4.2 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 26.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 г. решение суда оставлено в силе.
Суд апелляционной инстанции отклонил довод ответчика о необходимости применения к отношениям сторон пунктов 4.2, 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования.
В кассационной жалобе ОАО "Новосибирскэнерго" просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Заявитель считает, что суды ошибочно не применили к отношениям сторон пункт 4.2 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, поскольку эта норма исключает начисление платы за пользование вагонами в случае превышения размера одновременно подаваемой партии вагонов, установленной в договоре от 01.09.2003 г. N 2/76, вместимости мест погрузки (выгрузки).
Представитель ответчика настаивает на отмене судебных актов.
В отзыве ОАО "Сибпромжелдортранс" возразило против отмены судебных актов. Истец указывает на применение пункта 4.2 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования в случае обслуживания контрагента локомотивом перевозчика.
Третье лицо (ОАО "РЖД") отзыв на кассационную жалобу ответчика не представило, извещено о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции.
Как установлено судом первой инстанции в ходе исследования материалов дела, по заключенному с федеральным государственным унитарным предприятием "Западно-Сибирская железная дорога" (правопредшественником ОАО "РЖД") договору от 06.08.2003 г. N 2/76 ОАО "СПЖТ" осуществляет эксплуатацию принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелкой N 1а к выставочно-соединительному пути N 5 станции Каинск-Барабинский.
Сдаваемые на железнодорожный подъездной путь вагоны согласно параграфу 3 договора подаются локомотивом железной дороги на выставочный путь N 32 владельца пути необщего пользования до ворот с дальнейшим продвижением вагонов локомотивом владельца с расстановкой по местам выгрузки и взвешивания вагонов.
Обязанностью владельца пути необщего пользования (пункт "в" параграфа 12 договора) является внесение железной дороге платы за пользование вагонами, прибывшими в его адрес и его контрагентов, по ставкам Тарифного руководства N 2 с учетом коэффициентов индексации и повышающих коэффициентов за время их нахождения на подъездном пути владельца, либо за время ожидания их подачи или приема, по причинам, зависящим от владельца и его контрагентов до момента наступления обстоятельств, предусмотренных статьей 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В соответствии с заключенным с ОАО "Новосибирскэнерго" (грузополучателем) договором на транспортно-экспедиционное обслуживание от 20.04.1999 г. N 31 ОАО "СПЖТ" (ветвевладелец) осуществлял перевозку грузов в вагонах и их уборку своим локомотивом от приемо-сдаточных путей станции Каинск-Барабинский Западно-Сибирской железной дороги до фронтов погрузки (выгрузки) к месту выгрузки на Барабинской ТЭЦ ОАО "Новосибирскэнерго".
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства по перевозке грузов, а также иные правоотношения, связанные с осуществлением перевозочного процесса регулируются соглашением сторон, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, если настоящим Кодексом, не установлено иное.
Исходя из содержания статей 39, 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, за время нахождения вагонов у грузополучателя или обслуживающего его своими локомотивами владельца железнодорожных путей необщего пользования, по зависящим от них причинам, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. В этом случае грузоотправители (грузополучатели) компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования перечисленную этим владельцем перевозчику плату.
На основании ведомостей подачи и уборки вагонов ОАО "РЖД" в период с мая по октябрь 2008 года начислило плату за пользование вагонами, которую ОАО "СПЖТ" уплатило в порядке, предусмотренном статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
С учетом частичной компенсации ответчиком платы за пользование вагонами суд первой инстанции по существу сделал правильный вывод о ненадлежащем исполнении грузополучателем своей обязанности и на законном основании (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации) удовлетворил иск о взыскании 149 901 рубля 65 копеек задолженности.
Довод ответчика о применении пунктов 4.2, 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 26, правильно отклонен судом первой инстанции.
Указанные положения об учете времени нахождения вагонов на путях необщего пользования при подаче локомотивом перевозчика партий вагонов, превышающих вместимость мест погрузки (выгрузки), противоречат установленным обстоятельствам обслуживания путей необщего пользования локомотивом ветвевладельца.
Выводы суда первой инстанции правомерно поддержаны судом апелляционной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены судебных актов и принятия в суде кассационной инстанции нового решения не имеется.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные заявителем при подаче кассационной жалобы судебные расходы возмещению не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.06.2009 г. по делу N А45-6021/2009 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 г. по этому делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Новосибирскэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2009 г. N Ф04-7297/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании