Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 декабря 2009 г. N Ф04-8339/2009 по делу N А27-14650/2009
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Оникс-99" (далее - ООО "Оникс-99") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение) о признании незаконным отказа в изменении страхового тарифа, выраженного в письме от 02.07.2009 N 02/08/08-9294.
Решением от 08.10.2009 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные ООО "Оникс-99" требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Учреждение просит освободить его от уплаты государственной пошлины и проверить законность решения от 08.10.2009 Арбитражного суда Кемеровской области.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Оникс-99", соглашаясь с выводами суда первой инстанции, просит оставить решение от 08.10.2009 Арбитражного суда Кемеровской области без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Учреждением направлено ООО "Оникс-99" уведомление, в котором указано, что размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2009 г. составляет 8,5 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданскому правовому договору.
Устанавливая размер страхового тарифа в размере 8,5 процентов, Учреждение исходило из того, что основным видом осуществляемой ООО "Оникс-99" деятельности является добыча каменного угля подземным способом, которая отнесена к 32 классу профессионального риска.
Не согласившись с таким выводом, ООО "Оникс-99" обратилось в Учреждение с заявлением об изменении страхового тарифа, указав, что основной вид осуществляемой им деятельности является производство общестроительный работ по возведению зданий, а добыча каменного угля подземным способом указана как дополнительный вид деятельности, которым данное общество не занимается.
Учреждение письмом от 02.07.2009 N 02-08/08-9294 отказало в пересмотре страхового тарифа в связи с тем, что ООО "Оникс-99" не представлены документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности в 2009 году.
В соответствии со статьями 21-22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон от 24.07.1998 N 125) страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска, а страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Пунктом 3 статьи 22 Закона от 24.07.1998 N 125 предусмотрено, что Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 8 названных Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил).
Согласно пункту 11 Правил основной вид деятельности страхователя -юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний юридического лица, а также вида экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, (далее - Порядок) основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес.
Для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно, в срок до 15 апреля, представляет в исполнительный орган Учреждения по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к названному Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства); копию лицензии (для страхователей, осуществляющих виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию).
Из содержания пункта 5 Порядка следует, что в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, указанные в пункте 3 Порядка, исполнительный орган Учреждения относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Таким образом, уведомление об отнесении страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, направляется в адрес страхователя в том в случае, если он осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что ООО "Оникс-99в срок до 15.04.2009 не представил в исполнительный орган Учреждения документы, указанные в пункте 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Вместе с тем суд первой инстанции установил, что согласно списку трудящихся по цехам, штатному расписанию, отчету по основным средствам у ООО "Оникс-99" не имеется работников, осуществляющих добычу угля подземным способом, и оборудования, позволяющего вести указанный вид деятельности.
Поскольку Учреждением не представлены доказательства осуществления ООО "Оникс-99" несколько видов деятельности, в том числе и добычи каменного угля подземным способом, суд обоснованно признал требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции отнес на Учреждение судебные расходы в виде уплаченной заявителем при обращении в суд государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина организациями уплачивается в размере 2000 рублей.
Поскольку главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 08.10.2009 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14650/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 декабря 2009 г. N Ф04-8339/2009 по делу N А27-14650/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании